Реализация высших мозговых функций зависит преимущественно от работы коры больших полушарий, ее целостности. Симптомы нарушения обусловлены местом поражения коры, величиной очага поражения и в большинстве случаев указывают на место расположения патологического очага.
Невропатологи чаще учитывают такие нарушения, как афазии, агнозии, апраксии. Психиатры основываются на анализе комплексных проявлений высшей нервной деятельности: мышления, памяти, воли, эмоций, сознания, типа нервной деятельности, тина личности, о чем будет сказано во втором разделе учебника.
Афазия — это расстройство речи. Функция речи обеспечивается речевыми центрами, расположенными в лобном, височном, теменном отделах ведущего (доминантного) полушария головного мозга. Доминантным у правшей является левое полушарие, у левшей правое.
При поражении лобных отделов развивается моторная афазия — больной понимает обращенную к нему речь, но сам говорить не может. Моторная афазия может быть полной и частичной, когда больному трудно выговаривать отдельные слова, буквы, фразы.
|
|
При поражении височной доли развивается сенсорная афазия больной не понимает обращенной к нему и собственной речи, иногда при этом многоречив, однако уловить смысл его речи невозможно ("словесная окрошка").
При поражении места соединения височной, теменной и затылочной долей (угловая извилина) возможно развитие амнестической афазии — больной не может вспомнить названия предметов, но знает их предназначение и функцию.
Выявляются афазии в процессе беседы с больным, тестами на повторение слов и выполнение действий, узнавание предметов. При больших очагах поражения может наблюдаться тотальная афазия — расстройство всех составляющих речи. Частичным проявлением речевых расстройств могут быть акалькулия (нарушение счета), алексия (нарушение чтения), аграфия (нарушение письма).
Апраксия - это расстройство праксиса. "Праксис" в переводе с греческого означает действие, то есть способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. Сложные действия формируются на основе поступающих в мозг сигналов от проприорецепторов, зрительного и слухового анализаторов. Поэтому апраксия связана прежде всего с патологией чувствительных анализаторов и возникает при поражении участков коры на границе теменной, височной и затылочной долей. В классической неврологии выделяют идеаторную, конструктивную и моторную апраксию.
При идеаторной апраксии нарушается возможность построения плана действия. Например, когда больного просят прикурить сигарету, он извлекает спичку и начинает тереть ее о ладонь, затем несет ко рту; при этом он способен повторить показанное ему действие.
|
|
При конструктивной апраксии больным трудно конструировать целое из частей, например, сложить из спичек квадрат или другую фигуру, построить из кубиков дом и т. п.; подражательные действия при этом сохраняются.
При моторной апраксии больные не только не могут построить план действия, но теряют способность подражать действию.
Агнозия — это расстройство гнозиса (от греч. gnozis — познание). Познание расстраивается при поражении преимущественно центрального отдела анализатора. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую агнозию, агнозию общего чувства (астереогнозию ). При агнозиях нарушается способность опознавать предметы, запахи, музыку, голоса и лица знакомых, возникают трудности в чтении, ориентировке на улице, дома.
Акалькулия – нарушение счёта.
Аграфия – нарушение письма.
Алексия - нарушение чтения.