Лекция № 9
Функциональная анатомия органов чувств
.
Цель лекции. Рассмотреть функциональную анатомию органов чувств.
план лекции:
1. Дать общую характеристику органов чувств как анализаторов.
2. Рассмотреть общую характеристику органа зрения.
3. Рассмотреть структурно-функциональные особенности зрительного анализатора.
4. Рассмотреть общую характеристику органа слуха.
5. Раскрыть структурно-функциональные особенности слухового анализатора.
6. Рассмотреть структурно-функциональные особенности вестибулярного анализатора.
8. Рассмотреть структурно-функциональные особенности вкусового анализатора.
9. Рассмотреть структурно-функциональные особенности обонятельного анализатора.
Органами чувств, или анализаторами, называются приборы, посредством которых нервная система получает раздражения от внешней среды, а также от органов самого тела и воспринимает эти раздражения в виде ощущений.
Показания органов чувств являются источниками представлений об окружающем нас мире. Процесс чувственного познания совершается у человека по шести каналам: осязание, слух, зрение, вкус, обоняние, земное тяготение. Шесть органов чувств дают человеку многообразную информацию об окружающем объективном мире, которая отражается в сознании в виде субъективных образов — ощущений, восприятий и представлений памяти.
|
|
Развитие органов чувств обусловлено значением их для приспособления к условиям существования. Например, собака тонко воспринимает запах ничтожных концентраций органических кислот, выделяемых телом животных (запах следов), и плохо разбирается в запахе растений, которые не имеют для нее биологического значения.
Возрастание тонкости анализа внешнего мира обусловлено не только усложнением строения и функции органов чувств, но, прежде всего усложнением нервной системы. Особенное значение для анализа внешнего мира приобретает развитие головного мозга (особенно его коры). Возникающие в силу тех или иных раздражений нервные возбуждения воспринимаются нами в форме различных ощущений. Ощущение — это отражение в сознании человека предметов и явлений внешнего мира в результате их воздействия на органы чувств. Так, например, световая энергия, действуя на сетчатку глаза, вызывает нервные импульсы, которые, передаваясь по нервной системе, вызывают в нашем сознании зрительные ощущения. «...Ощущение... есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания».
Для возникновения ощущений необходимы: 1) приборы, воспринимающие раздражение; 2) нервы, по которым передается это раздражение; 3)и мозг, где оно превращается в факт сознания. Весь этот аппарат, необходимый для возникновения ощущения, И. П. Павлов назвал анализатором. «Анализатор — это такой прибор, который имеет своей задачей разлагать сложность внешнего мира на отдельные элементы» (Павлов И. П.).