Система описания шрифтов panose

Классификация шрифтов по системе IBM Classification

Классификация шрифтов в ОС Microsoft Windows

Характеристики шрифтов: кегль, насыщенность, пропорциональность, контрастность, положение очка, трекинг, кернинг. Характеристика шрифтов по удобочитаемости и художественным достоинствам. Емкость шрифта и способ ее расчета. Производственные возможности шрифта.

КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ

Н

Н

Courier

AAAAAA

rrrrrr

aaaaaa

MMMMMM

iiiiii

Привычный для компьютера шрифт Courier — это на самом деле шрифт пишущей машинки, все знаки у него одинаковой ширины.

Когда по какой-либо причине компьютерная система или принтер не находят требуемого шрифта, то он чаще всего заменяется моноширинным шрифтом Courier, хотя бы по той причине, что Courier сильно отличается от остальных, и на такую ошибку трудно не обратить внимания.

Контрастность (contrast)

Отношение толщины горизонтальных и вертикальных штрихов символа.

При отношении 1:1 контраст отсутствует, при отношении 4:5 контраст нормальный, при отношении 1:2 контраст средний.

Н (сделать различный контраст в РМ)

Положение (slant)

Наклон основных штрихов.

По положению очка шрифты бывают прямого, курсивного и наклонного начертания.

У шрифтов прямого начертания основные штрихи расположены вертикально. У шрифтов курсивного и наклонного начертаний основные штрихи наклонены вправо примерно на 15°. Разница между курсивными и наклонными начертаниями выражается в том, что строчные буквы наклонного начертания имеют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы — рисунок рукописного шрифта.

Шрифт

Шрифт

Шрифт (сделать наклон в РМ)

Кроме перечисленных характеристик шрифта в электронном наборе используются следующие вариации очка:

§ подчеркнутое (underline) Шрифт

§ перечеркнутое (strikethrough) Шрифт

§ выворотка (reverse) Шрифт (сделать в РМ)

§ оттененное (shadow) Шрифт

§ контурное (outline) Шрифт

Метрические параметры шрифтов

При наборе текста тем или иным шрифтом важное значение имеют метрические параметры шрифта, а именно: ширина символов, высота прописных и строчных символов, положение выступающих и свисающих элементов, кернинг и трекинг.

Рассмотрим более подробно значение таких параметров, как кернинг и трекинг.

Кернинг (kerning)

При наборе некоторых слов появляются комбинации символов, расстояние между которыми кажется непропорционально большим (например в слове ГДЕ — расстояние между Г и Д, а в слове Колба — между К и о). Этот дефект невозможно устранить при помощи модификации ширины символов или изменения величины их полей, поскольку в этом случае в других комбинациях расстояние между символами окажется слишком маленьким (например, уменьшив правое поле буквы Г мы исправим положение в слове ГДЕ, но при этом в слове ГВОЗДЬ расстояние между Г и В слишком уменьшится). Для решения этой проблемы применяется специальный метод изменения расстояния между символами, называемый кернингом. Как правило, говорят о парном кернинге, который определяет изменение расстояния между символами, входящими в определенные пары, например:

С кернингом: ГД Гр AV AT AO
Без кернинга: ГД Гр AV AT АО

Определение пар кернинга производится для каждого шрифта в от­дельности, поскольку набор пар и сами значения кернинга сильно зави­сят от формы символов. Полное отсутствие кернинга в шрифте сильно ухудшает качество воспроизведения текста, особенно при крупнокегельном наборе, поэтому лучше пользоваться шрифтами, содержащими описание пар кернинга и программами, поддерживающими кернинг.

Термин про­исходит от английского kerning, связанного с термином kern, что означало свисающий за кегельную площадку элемент очка литеры. В металличес­ком наборе кернингом называлась индивидуальная подрезка (ручное под­пиливание) двух соседних литер, чтобы выдвинутые вбок элементы их рисунка взаимно входили друг в друга (рис. 2). С появлением компьютеров стало возможным держать в памяти машины критические сочетания знаков, так называемые кернинговые пары, с изме­ненным значением ширин, которые позволяли сдвигать изображения этих знаков, чтобы визуально выровнять их межбуквенные просветы.

Рис. 2. Схема кернинга в металлическом шрифте

Например, программа PageMaker поддерживает несколько видов кернинга.

Автоматический кернинг пар увеличивает или уменьшает расстояние между определенными парами символов на основе информации, заложенной при создании шрифта. Он может быть задан или отменен на уровне абзаца, либо включен в описание стиля абзаца.

значение кернинга
Ручной кернинг может быть выполнен с помощью специальных клавиатурных сокращений (с шагом 0,04 или 0,01 круглой шпации) в любом фрагменте текста, начиная парой символов и кончая целым материалом. В Управляющей палитре также предусмотрены средства редактирования кернинга.

 
 


Заказной кернинг обеспечивает равномерную настройку интервалов между всеми символами выделенного текста с учетом формы конкретных символов и заданной плотности текста.

Кернинг может быть применен не только к буквам и знакам препинания, но и к пробелам, ширина которых наряду с другими символами определяются в каждом шрифте.

Трекинг (tracking)

Другой способ улучшения воспроизведения текста — изменение расстояния между символами в зависимости от кегля шрифта, которым эта строка набирается. Этот метод называется трекинг. При наборе основного текста обычно используются шрифты небольшого кегля (8–12 пт.), и для лучшей читаемости расстояния между символами немного увеличиваются. Сувеличением размера шрифта начинают уменьшаться расстояния между символами, что повышает компактность надписи и позволяет воспринимать ее как цельное графическое изображение.

В программе PageMaker предусмотрены пять встроенных вариантов трекинга (от очень жидкого до очень плотного), которые различным образом корректируют расстояние между символами.

значение трекинга

В программе предусмотрен также заказной трекинг. Он позволяет установить значения кегля, после которых трекинг уменьшается, и величину этого уменьшения.

Параметры трекинга напрямую зависят от дизайна шрифта и его кегля: каждая функция трекинга представляет собой набор значений, определяющих зависимость между размером символов и степенью увеличения или уменьшения межбуквенных интервалов. Трекинг можно изменить в любом выделенном фрагменте текста. В программе PageMaker трекинг является атрибутом символов, поэтому в пределах одного абзаца можно использовать различные варианты.

Кроме сказанного выше, следует помнить, что значения трекинга и кернинга измеряются в относительных единицах, основанных на текущем кегле шрифта. Трекинг обратно пропорционален кеглю; он обеспечивает общую корректировку интервалов между символами, слегка уплотняя крупный текст и разгоняя мелкий. В отличие от него, кернинг определяется шириной круглой шпации текущего шрифта, поэтому его значение увеличивается или уменьшается прямо пропорционально кеглю.

Таким образом, полиграфисты традиционно используют трекинг для изменения общей визуальной плотности текста; кернинг же позволяет улучшить восприятие текста за счет уменьшения или увеличения интервалов между определенными парами символов.

При классификации шрифтов используются различные подходы. Это обусловлено следующими факторами.

Графические особенности шрифта, его художественная форма не раз останавливали на себе внимание искусствоведов. Прежде всего, было замечено, что выразительные качества шрифта обогащались в процессе его развития. Исторически сложившиеся характерные рисунки шрифтов несут на себе определенные стилевые и национальные признаки. В разновидностях рисунка наборных шрифтов нашли отражение техника, инструмент, с помощью которых выполнялся первоисточник шрифта, материал, на который он наносился. Таким образом, определенные группы шрифтов связаны с эпохой их создания, ее культурой, искусством, техникой и теми предметами и объектами, на которых шрифт писался, высекался, вырезался или создавался иными способами.

Помимо этого, форма букв способна сама по себе вызывать, в той или иной степени, ряд ассоциативных представлений. Характер шрифта и способ его компоновки свидетельствуют о статике или динамике. Например, курсивные и наклонные начертания шрифта во многих случаях выглядят более динамично, чем прямые. Светлым, жирным, полужирным начертанием шрифта может быть вызвано представление о его весомости («тяжести» или «легкости»). Насыщенность шрифта, обуславливаемая толщиной штрихов и плотностью рисунка букв, позволяет говорить о той или иной его «цветности». Нормальные, узкие и широкие начертания шрифта при определенных обстоятельствах связываются с понятиями о большей или меньшей стройности, устойчивости и пропорциональности.

Рисунок букв может восприниматься на бумажном листе как плоскостной или пространственный. Плоскими выглядят шрифты с одинаковой толщиной основных и соединительных штрихов. В шрифтах, имеющих различные толщины основных и соединительных штрихов, тонкие штрихи кажутся более удаленными, и создается впечатление, что буква в целом обладает определенным объемом. В строчном начертании большинства гарнитур преобладают круглые буквы и выступающие за линию строки элементы, что делает это начертание менее строгим, чем прописное, и более удобочитаемым при длительном чтении. Буквы строчного начертания, будучи доведены по размеру очка до величины прописного, оказываются насыщеннее прописного.

Почти в каждом кегле шрифта содержится прямое, курсивное, светлое, полужирное, строчное и прописное начертания, а в некоторых гарнитурах — жирное, широкое и узкое. Избрав для оформления книги только одну гарнитуру, художник будет иметь достаточное многообразие выразительных средств шрифта, заключенных в его рисунке, размере и начертании.

Несмотря на то, что шрифты одной гарнитуры объединены общим характером рисунка, различные начертания делают их значительно, а порой и резко отличающимися друг от друга. Кроме того, такие начертания, как прямое и курсивное, прописное и строчное, имеют и различное историческое происхождение.

Для того чтобы изучить и понять современные проблемы классификации шрифтов необходимо не только изучить все виды шрифтов, но и разобрать их основные современные классификации. Каждая из них по-своему верна и содержит в себе ряд особых признаков, однако не одна из них не может собрать в себе все известные характеристики шрифта. Это объясняется не только проблематичностью изучения всех видов, но и спорностью в классификации некоторых видов шрифтов.

Таким образом, можно выделить следующие классификации шрифтов.

В зависимости от области применения Историческая классификация Некоторые стандарты
текстовые выделительные титульные акцидентные (декоративные) специальные знаки гуманистическая антиква переходная антиква новая антиква брусковые шрифты рубленые шрифты ГОСТ 3489 I-71 и ГОСТ 3489 38-72б MS Windows IBM Classification PANOSE

Классификация шрифтов в зависимости от области применения, историческая классификация, а также классификация в соответствии со стандартами ГОСТ 3489 1-71 и ГОСТ 3489-38-72б используется в традиционном наборе. Она имеет место при рассмотрении ручного, строко- и буквоотливного, а также фотонабора и в данном издании не рассматривается.

В основу классификации шрифта по рисунку положено 2 признака:

а) контрастность шрифта — соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв. При отношении 1:1 контраст отсутствует, при отношении 4:5 контраст нормальный, при отношении 1:2 контраст средний;

б) наличие и форма засечек — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.

По рисунку типографские шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группы (ГОСТ 3489).

1. Группа рубленых шрифтов включает в себя шрифты, не имеющие засечек. К этой группе относятся гарнитуры: Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, Агат.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек). К этой группе относятся шрифты акцидентной Телингатера и Октябрьской гарнитур.

3. Группа медиевальных шрифтов включает шрифты с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Литературной, Заголовочной газетной, Банниковской, Лазурского, Ладога.

4. Группа обыкновенных шрифтов включает шрифты с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Обыкновенной новой, Обыкновенной, Северной, Елизаветинской, Бодони книжной, Кузаняна, Байконур.

5. Группа брусковых шрифтов включает шрифты с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Брусковой газетной, Балтика, Хоменко, Реклама.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов включает шрифты, имеющие малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Новой газетной, Школьной, Бажановской, Журнальной, Академической, Пискаревской, Кудряшевской словарной, Кудряшевской энциклопедической и др.

Группа дополнительных шрифтов включает шрифты, построение и характер рисунков которых отличаются от шрифтов шести основных групп. К этой группе относятся шрифты гарнитуры Рерберга.

Кегль (point size)

Высота буквы, включая верхние и нижние выносные элементы, а также минимальную отбивку. Измеряется в пунктах (point).

Насыщенность (weight)

Отношение толщины основного штриха к внутрибуквенному просвету.

По насыщенности очка шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные. В светлых шрифтах толщина основного штриха строчных букв в 2—3,5 раза меньше внутрибуквенного просвета, в полужирных — меньше или равна внутрибуквенному просвету, в жирных шрифтах толщина основного штриха строчных букв больше внутрибуквенного просвета.

Пропорциональность (плотность) (proportion)

Соотношение между шириной и высотой очка.

В зависимости от плотности очка шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие. При нормальном начертании шрифтов отношение ширины очка к его высоте составляет 3/4, в узких начертаниях ширина очка к его высоте находится в пределах от 1/2 — 2/3, в широких начертаниях ширина очка больше его высоты. В компьютерных шрифтах возможно добиться сверхузкого и сверхширокого начертаний.

Кроме обычных шрифтов имеется класс моноширинных шрифтов, то есть с постоянной шириной знаков. Эти шрифты применяются при наборе таблиц, листингов программ в печатных машинках и в большинстве матричных принтеров. Применение моноширинных шрифтов облегчает форматирование материала, но сильно уменьшает его художественную ценность и затрудняет чтение.

Контрастность (contrast)

Отношение толщины горизонтальных и вертикальных штрихов символа.

При отношении 1:1 контраст отсутствует, при отношении 4:5 контраст нормальный, при отношении 1:2 контраст средний.

Положение (slant)

Наклон основных штрихов.

По положению очка шрифты бывают прямого, курсивного и наклонного начертания.

У шрифтов прямого начертания основные штрихи расположены вертикально. У шрифтов курсивного и наклонного начертаний основные штрихи наклонены вправо примерно на 15°. Разница между курсивными и наклонными начертаниями выражается в том, что строчные буквы наклонного начертания имеют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы — рисунок рукописного шрифта.

Кернинг (kerning)

При наборе некоторых слов появляются комбинации символов, расстояние между которыми кажется непропорционально большим (например в слове ГДЕ — расстояние между Г и Д, а в слове Колба — между К и о). Этот дефект невозможно устранить при помощи модификации ширины символов или изменения величины их полей, поскольку в этом случае в других комбинациях расстояние между символами окажется слишком маленьким (например, уменьшив правое поле буквы Г мы исправим положение в слове ГДЕ, но при этом в слове ГВОЗДЬ расстояние между Г и В слишком уменьшится). Для решения этой проблемы применяется специальный метод изменения расстояния между символами, называемый кернингом. Как правило, говорят о парном кернинге, который определяет изменение расстояния между символами, входящими в определенные пары.

Определение пар кернинга производится для каждого шрифта в от­дельности, поскольку набор пар и сами значения кернинга сильно зави­сят от формы символов. Полное отсутствие кернинга в шрифте сильно ухудшает качество воспроизведения текста, особенно при крупнокегельном наборе, поэтому лучше пользоваться шрифтами, содержащими описание пар кернинга и программами, поддерживающими кернинг.

Трекинг (tracking)

Другой способ улучшения воспроизведения текста — изменение расстояния между символами в зависимости от кегля шрифта, которым эта строка набирается. Этот метод называется трекинг. При наборе основного текста обычно используются шрифты небольшого кегля (8–12 пт.), и для лучшей читаемости расстояния между символами немного увеличиваются. Сувеличением размера шрифта начинают уменьшаться расстояния между символами, что повышает компактность надписи и позволяет воспринимать ее как цельное графическое изображение.

Каждый шрифт характеризуется своими художе­ственными достоинствами, удобочитаемостью, емкостью (эконо­мичностью) и производственными возможностями, т.е. точностью воспроизведения при различных способах печати.

Художественные достоинства гарнитуры шрифта определяются соответствием ее рисунка виду и характеру оформляемого издания.

Шрифт существует и используется не только для обработки тек­стовой информации, но служит для создания произведения поли­графического искусства, как и любого другого, которое не только приятно и удобно читать, но приятно его держать в руках, любо­ваться им; поэтому говорят о выборе шрифтового оформления, а не о выборе шрифта для набора. Многие гарнитуры шрифта были спе­циально разработаны для набора отдельных произведений, таких как: «Новый завет», античных классиков (Горация и Теренция) — гар­нитура Баскервилл; собрания сочинений Тассо, Горация, Вергилия, Гомера — шрифты Бодони; собрания сочинений А.С.Пушкина — гарнитура Елизаветинская и т.д.

Удобочитаемость шрифта определяется скоростью и простотой чтения как отдельных знаков, так и текста в целом. Установлено, что удобочитаемость текста зависит от следующих основных факторов: гарнитуры, кегля и начертания шрифта в сочетании с форматом на­бора, размером межсловных пробелов и интерлиньяжа и с учетом квалификации и навыка читателя. Так, наилучшей удобочитаемостью при побуквенном и послоговом чтении обладают шрифты рубленой гарнитуры; при пословном чтении удобочитаемость шрифтов рубленой гар­нитуры снижается из-за сходного написания ряда букв, а удобочи­таемость медиевальных и малоконтрастных шрифтов повышается.

Увеличение интерлиньяжа также повышает удобочитаемость шрифтов, особенно при наборе кеглем 6—8 п.

Кроме указанных факторов, значительное влияние на удобочи­таемость оказывают качество печати и используемая бумага.

Экономичность, или убористость, типографского шрифта определяется тем, какое количество печатных знаков умещается на единице площади. Применение экономичных шрифтов не только существенно уменьшает расход бумаги, но и приводит к уменьшению объема (а следовательно, и стоимости) многих типографских работ, необходимых для выпуска данного издания. И все же экономичность шрифта нужна и полезна только при условии, что она достигается не за счет удобочитаемости.

Экономичность шрифта может быть достигнута путем уменьшения либо его ширины, либо кегля. Но узкие (плотные) шрифты очень сильно уступают по удобочитаемости шрифтам нормальной ширины. Поэтому применение их в качестве текстовых не оправдано. Правильный путь достижения экономии — это создание и использование шрифтов такого рисунка, которые даже при уменьшении кегля имеют достаточно широкое и четкое очко и хорошо читаются.

Для расчета емкости шрифта необходимо определить емкость полосы набора:

где z ср. — среднее количество знаков в строке набора дополнительного текста;

с п. — среднее количество строк в полосе набора основного текста.

где f –– ширина полосы набора, мм;

–– математическое ожидание ширины знака, мм;

h — высота полосы набора, мм;

i — интерлиньяж шрифта основного текста, пт.

Технологичность шрифта, то есть его способность устойчиво давать возможно более точные отпечатки, тоже в известной мере зависит от его рисунка. Экспериментально установлено, что при печатании наиболее точно воспроизводятся шрифты с умеренной контрастностью (или вовсе лишенные контрастности), с короткими засечками, с достаточно широкими внутрибуквенными просветами. Шрифты с резкой контрастностью, длинными, почти сливающимися засечками и узкими внутрибуквенными просветами искажаются сильнее.

Дело в том, что очень тонкие штрихи часто вовсе пропадают, или дают неполный отпечаток, или, наоборот, огрубляются; при длинных, почти сливающихся засечках внутрибуквенные просветы, в особенности узкие, быстро забиваются краской и оттиски получаются неотчетливыми.

Эта классификация является одним из примеров современного подхода и распространяется на цифровые шрифты, которые используются в соcтаве автоматизированных рабочих мест.

ROMAN — шрифты с засечками, например, гарнитуры Bodoni.

SWISS — рубленые шрифты с переменной толщиной штрихов, например, гарнитуры Futura.

MODERN — шрифты с постоянной толщиной штрихов и все моноширинные шрифты, например, гарнитуры Courier.

SCRIPT — шрифты, имитирующие рукописные, например, гарнитуры Parsek.

DECORATIVE — декоративные шрифты, например, гарнитуры Decor.

DON'T KNOW — шрифты, информация о которых недоступна или которые не имеют четко выраженных признаков.

DSTYLE SERIFS — шрифты, основанные на латинской традиции XV-XVII веков, с ярко выраженным диагональным контрастом и плавным переходом от штрихов к засечкам (относятся к группе гуманистической антиквы по исторической классификации.

TRANSITIONAL SERIFS — шрифты, основанные на латинской традиции XVII-XIX веков, с выраженным вертикальным контрастом и плавным переходом к засечкам (относятся к группе переходной антиквы)

MODERN SERIFS — (например, гарнитура Bodoni) шрифты, основанные на латинской традиции начала XX века, с сильным контрастом и угловым переходом к засечкам (относятся к группе новой антиквы).

CLARENDON SERIFS — вариант OLDSTYLE SERIFS и TRANSITIONAL SERIFS со слабым контрастом и гладким переходом к засечкам (относятся к группе кларендон).

SLAB SERIFS — (например, гарнитура Courier) шрифты с прямоугольным переходом к засечкам и малым контрастом (относятся к группе брусковых шрифтов).

FREEFORM SERIFS — (например, гарнитура FreeStyle) шрифты с засечками, которые трудно отнести к другим типам классификации

SANS SERIFS — (например, гарнитура Futura) большинство шрифтов (исключая рукописные и орнаментальные), которые не имеют засечек (относятся к рубленым шрифтам).

ORNAMENTALS — (например, гарнитура Decor) декоративные и сильно стилизованные шрифты, обычно используемые для выделения заголовков

SCRIPTS — (например, гарнитура Parsek) большинство шрифтов, схожих с рукописным написанием

SYMBOLIC — (например, гарнитура Symvolic) не зависящие от дизайна шрифты, содержащие ассортименты специальных символов (математических, музыкальных, географических и др.), которые могут использоваться с любым шрифтом.

Разработанная фирмой ElseWare, система классификации шрифтов PANOSE, в отличие от других систем, оперирует не описательными характеристиками дизайна всего шрифта, а отдельными наиболее характерными параметрами символов.

Такой подход обеспечивает:

§ большую гибкость при описании шрифтов;

§ выполнение более точной подстановки;

§ возможность автоматически синтезировать недостающие шрифты.

В этой системе шрифты описываются по 10 следующим параметрам, которые однозначно описывают все детали внешнего вида символов:

§ FAMILY (тип шрифта);

§ SERIF (форма засечек);

§ WEIGHT (насыщенность шрифта);

§ PROPORTION (пропорциональность символов шрифта);

§ CONTRAST (контраст шрифта);

§ STROKE (форма штрихов);

§ ARM (форма росчерков);

§ LETTERFORM (общая форма символов);

§ MIDLINE (положение средней линии шрифта);

§ X-HEIGHT (соотношение высоты строчных и прописных букв).

Каждому значению параметра соответствует одна из десяти арабских цифр. Получающееся десятизначное число сохраняется вместе со шрифтом и в дальнейшем служит основой для подстановки шрифтов.

Например, шрифту Таймс в системе PANOSE соответствует число 2263655234. Представим схематически значение каждой из десяти приведенных арабских цифр:

2 — наборный шрифт;

2 — засечки плавно соединяются со штрихами;

6 — шрифт по насыщенности светлый;

3 — пропорции классические;

6 — контраст невысокий;

5 — наличие наплывов в округлых буквах;

5 — вертикальные засечки односторонние;

2 — форма символов обычная;

3 — положение средней линии обычное;

4 — соотношение прописных и строчных букв стандартное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: