Лекция 7. Тема 11.Познание, творчество и практика

Тема 11. Познание, творчество и практика.

Тема 12. Наука и методы научного познания

/ 2 часа /

План занятия:

1. Познание: философские концепции и теории; субъект, объект и предмет познания.

2. Познавательная деятельность: формы, уровни и виды. Вера и знание. Понимание и объяснение.

3. Философская теория истины: сущность и основные критерии.

4. Понятие творчества: этапы, структура и детерминация.

1. Наука в теории познания: понятие, основные формы и этапы формирования.

2. Эволюция форм и методов научного познания.

5. Современные тенденции развития науки. Дифференциация и интеграция научного познания.

Темы докладов и рефератов:

1. Эмпирическая модель теории познания.

2. Рационалистическая концепция теории познания.

3. Синтетическая модель познания мира.

4. Классическая концепция истины.

5. Творчество – высшая форма активности человека.

6. Наука и вненаучные виды познания.

7. Структура научной теории и рост научного знания.

8. Сциентизм и антисциентизм как формы выражения кризиса науки.

9. Этика науки.

10. Проблемы современного социально-гуманитарного познания.

Литература:

Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Батищев Г.С. Введение в философию творчества. СПб., 1997.

Башляр Н.А. Новый рационализм. М., 1987.

Бергер Л.И. Эпистемология искусства: художественное искусство как познание… М., 1997.

Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. – 1990, №2.

Гадамер Х. Истина и метод. М., 1988.

Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. М., 1989.

Губанов Н.И. Чувственное отражение. М., 1986.

Диалектика познания. Л., 1988.

Егоров В.С. Рационализм и синергизм. М., 1997.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. М., 1989.

Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч. Т.18.

Наука, техника, культура: Проблемы гуманизации и социальной ответственности // Вопросы философии. – 1989, №1.

Огурцова А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1996.

Теория познания: в 4 т. / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Озейрмана – М.: Мысль, 1991.

Философия и методология науки. В 2-х ч. М., 1994.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20 – М., 1974.

Эрн В.Ф. Сочинения – М.: Правда, 1991.

Познание (гносеология)

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек. Результаты познания передаются из поколения в поколение с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

ü познаёт окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

ü познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится и т.д.).

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

ü гностицизм;

ü агностицизм.

Сторонники гностицизма оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант с его теорией агностицизма, согласно которой:

ü сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями;

ü сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Отличие подходов к познанию в том, что:

ü идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

ü материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Современная гносеология в своём большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

ü диалектики (использовании законов, категорий, принципов диалектики);

ü историзма (рассматривание предметов и явлений в контексте их исторического возникновения и становления);

ü практики (признание главным способом познания деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя);

ü познаваемости (возможность познания);

ü объективности (признание самостоятельного существования предметов и явлений независимо от воли и сознания);

ü активности творческого отображения действительности;

ü конкретности истины (поиск индивидуальной и достоверной истины в конкретных условиях).

Познающим субъектом является человек и общество в целом. Объектом познания является мир или часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искажённый, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности является оценкой. Основной формой познания и критерием истины при познании является практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого себя. Главные виды практики:

ü материальное производство;

ü управленческая деятельность;

ü научный эксперимент.

Функции практики – то, что она является:

ü критерием истинности;

ü основой познания;

ü целью познания;

ü результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике. Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: