Формирование нравственного отношения к изображаемому предмету и есть субъективное видение

Валентин Катаев в «Траве забвения» писал: «Вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться».

Обращение к ассоциативной реакции зрителя.(пример: старые личные вещи вызывают горькую мысль о недолговечности бытия и т.д.). Хроника, как поэтический образ.

Слияние реальной жизненной фактуры с вымышленным сюжетом (М.Хуциев). Источником его открытий становится тот материал, который принято выбрасывать из художественного повествования, как лишённый драматургического значения. Чувство действительности, по его мнению, требует от исполнителей не только воплощения, но и совпадения. В главном актёр и образ должны совпадать. Тогда без выгодных драматургических ситуаций можно приблизиться к жизненной реальности. Переход от изложения воссозданных средствами актёрского исполнения единичных, частных событий к монтажу хроникально снятых кусков. Для этого «игровая» часть фильма, предшествующая хронике, по характеру достоверности должна быть на грани документальности.

Эстетика документальности:

- перенесение реальности на экран, умение видеть, иначе это просто протокольная фиксация;

- ощущение документальности и фактическая подлинность, иллюзия идентичности, создающая почву для жизненности восприятия: в этом состоит её художественная функция.

Документальная форма вымысла и факта:

· фиксирование события;

· воссоздание события – образное воплощение замысла. Через частное – к общему;

· сочетание неопровержимости подлинного факта с типизацией и обобщающим выводом;

· стремление документа к художественности, а художественного вымысла к документальности. Документальность в этом случае сохраняется, как элемент формы;

· восстановление доверия к реальности (устранение малейшего подозрения в инсценировке).

Фактографичность оставляет сильное впечатление на зрителя. Необходима только изобразительная сдержанность.

Обращение к условности

Эстетика эксцентризма (приверженность к необычному, главным образом смешным и приёмам, неожиданным контрастам и внешним эффектам; лат. еxtzemus – крайний). Стремление выразить алогизм обычного. Из жизненных явлений отбираются обычно те, которые по своей природе парадоксальны или дают возможность показать общественное в неожиданном ракурсе, то, что способно вызвать изумление и смех. Картина Алова и Наумова «Мир входящему». Г.Понфилов «В огне брода нет».

Утверждение М.Горького «чудаки украшают мир» современно. Это новая роль человека в драме социальной жизни. Имеет место в данном случае несоответствие внешнего поведения персонажа внутреннему величию души.

Жанровый диапазон экспрессивных фильмов очень широк («Белое солнце пустыни», «Гори, гори моя звезда»).

Пафос народной темы в разных национальных вариантах. «Не горюй» Г.Данелия (комедия) по жанру стоит на краю мелодрамы. Смешное не отталкивает, если обнаруживает себя с простодушной наивностью.

Ф.М. Достоевский писал: «Художественностью пренебрегают только лишь необразованные и туго развитые люди, художественность есть главное дело, ибо помогает выражению мысли выпуклостью картины и образа, тогда как без художественности, проводя лишь мысль, производим лишь скуку …».

Художественная условность – взаимосвязь двух начал: приближение к раскрытию сущности явления и одновременно степень отхода от внешнего сходства с ним.

Изображение никогда не совпадает полностью со своим предметом.

Приключенческий фильм характеризует:

- напряжённая острая интрига, волнующих неожиданных эпизодов, динамичность, внезапный поворот действия;

- герой энергичный, целеустремлённый. Обстоятельства требуют от него решимости и активных действий, проявления воли и стойкости.

Герой «проходит через мир, где все против него и он один против всех». Это искатель удачи и лёгкой жизни, сметливый, аморальный и беспечный. Его наблюдательность и знание жизни становятся источником изобличения общественных пороков. Это всё идёт от плутовского романа (родина – Испания). Часто приключенческий фильм граничит с приключенческой комедией («Ограбление по-итальянски»).

Главное в драматургии фильма – определить меру и характер условности обращения с жизненным материалом. Если зритель искусно введён в жанр, и этому способствует высокая исполнительская техника, то он верит всему, даже самому невероятному (выстрел, рассекающий верёвку на шее сообщника). Часто в приключенческом фильме используется приём изобличения пороков внешне респектабельной среды отрицательным героем («Бонни и Клайд»).

Героические приключения реальных прототипов наиболее полно нашли отражение в фильме Е.Ташкова «Адъютант его превосходительства» в романной форме, в фильме Н.Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».)

Основное правило «игры»в приключенческом фильме – освобождение героев от психологической детализации.

Детективный фильм характеризует:

- острая интрига;

- труп;

- борьба со шпионажем;

- торжество розыскного мастерства;

- материал правонарушений;

- загадочное преступление;

- необычные приключения сыщиков с погонями и убийствами;

- эмоциональная информация;

- смакование убийств и извращений – «чёрный жанр».

Главная сила детективного жанра – в аналитическом мышлении героя. Преобладает интеллектуальное начало. Основная ошибка, встречающаяся в этом жанре – замещение логической обоснованности случайностью. У классиков жанра это исключено.

Предполагается, что:

- зрителю должен быть дан ключ к раскрытию поставленной загадки;

- необходимо избегать заштампованных случайностей (кирпич, упавший на голову преступника);

- не нужно пренебрегать понятиями «везение» и «удачливость».

Карел Чапек утверждал, что «детектив обязан быть везучим». Герой, по его мнению, не должен быть «смекалистым живчиком». «Нет мозга более вышколенного и дисциплинированного, чем мозг детектива».

Необходимо:

- исключить массовое подсматривание в замочную скважину;

- должны присутствовать элементы романтики и экзотики.

Карел Чапек в «Холмсиане» пишет: «Перипетии детективных романов – это криминальные уникумы, не укладывающиеся ни в какие правила, не поддающиеся обобщению и проверке ранее известной практикой. Каждый ход должен быть оригинальным изобретением мастера, плодом находчивости и новым мировым рекордом. Необходимо искать новые и новые повороты, такие, каких ещё не бывало … короче говоря, сногсшибательные.». «Для детектива весь земной шар лишь место преступления, покрытое изобличающими следами».

Нельзя подменять интригу сюжета просто самодовлеющей занимательностью.

«Камера-стило», один из лозунгов «новой волны», предполагает свободную киностилистику.

«Политические фильмы»

Жан-Пьер Жанкола (фр. критик, 1937 г.р.) в книге «Кино Франции», (М., «Радуга»,1984г.) даёт им следующую классификацию:

- фильмы типа «фандармы и воры»;

- фильмы о бродягах (без жандармов);

- шпионские фильмы;

- фильмы об арестантах.

Знак «гризби» - деньги. Действие, как правило, не обозначено определённой догмой, на экране – потрясающее правдоподобие происходящего.

Вестерн разряда «Б» – в американском кино распространённый жанр ковбойских фильмов. Отличительная черта – снимаются быстро, с минимальными затратами бюджета.

Подпольное кино (Underground) – движение независимого и экспериментального кино, противостоящее традиционной коммерческой продукции. Зародилось в США, распространилось в Западную Германию и Англию, затем по всей Европе.

Фильм-эпюр (по аналогии с чертежом-эпюром), – фильм, отличающийся строгостью линий в обрисовке персонажей.

Кино-выступление (фильм-выступление) – направление французского кино, представленное политическими публицистическими фильмами, и рассчитанное на активное вмешательство в жизнь современного общества.

Жан Виго в статье «К социальному кино» утверждал, что «документальный социальный фильм снимается с документальной точки зрения, отстаиваемой автором, и требует от автора совершенно чёткой позиции». («Premier Plan», №19, Lion, 1961 г.)

Фильмы-пародии на полицейские фильмы. Им свойственны:

- насмешка, сдобренная основательной дозой чёрного юмора, цинизма и каплей анархизма;

- чёткий уверенный ритм;

- действенность;

- американский оттенок и качество.

Фильм-свидетельство – скрытая камера.

«Монтажный фильм» – фильм, сделанный на монтажном столе, в основном, из хронологического материала.

«Фильмы-опросы». Раскрывают образ покровителя, соперников или важного «пугала».

Кинематографическая точность представляет собой в целом категорию оценочную, заключается в умелой дозировке разных элементов (пластических, звуковых, поведенческих), заимствованных у реальности, но отобранных и расположенных авторами фильма. Именно взгляд оператора и режиссёра есть основа правдоподобия того или иного момента.

«Компилятивные» фильмы – построены на документах исторического характера с комментариями.

Фильмы «Ретро» – прямое, непосредственное обращение к истории. Феномен моды, заявивший о себе на улицах Парижа в 1974 году, показав на экранах мягкие линии платьев из тканей в цветочек, туфли на танкетке, автомобили марки «Ситроен» и др. Но это уже стилизованная история. В моду вошла тема «песчинки», которая может изменить линию судьбы, или тема покорности перед исторической неизбежностью. Часто прослеживается романтическая фабула, полная видений и надуманных образов. Попытка авторов фильма с помощью частных случаев создать обманчивое представление об истории. Появился интерес к палачам и жертвам, подчёркивание близости страдания и наслаждения. Тема войны – одна из основных в фильмах «ретро».

«Альтернативное» кино это:

- целый сектор коммерческого кино, который отражает социальные недомогания, констатирует феномен коллективного несоответствия между людьми и обществом (речь не идёт об индивидууме);

- кино в духе Лиги прав человека. Ставит целью поучать общество, а не изменять его. Разоблачает индивидуальные злоупотребления, выявляет привилегии и компромиссы. Осуждается смертная казнь или расизм, ставится под сомнение правосудие. Носит политический характер (Марсель Карне «Убийцы именем порядка»);

- «левое» кино – идеология «левых». Профсоюзы, их лидеры – основные герои этих лент;

- «парадоксальное» кино. Порнофильмы (экранизация «Эммануэль» Джаста Джекина взорвала границы пристойного, вошла в большой кинобизнес).

- эротические фильмы, – подглядывание в замочную скважину.

- «Жестокое порно». Учреждение на такие фильмы категории «Х» (закон от 30 декабря 1975 года). Личность режиссёра в этой экранной продукции не имеет значения. У фильмов «порно» есть общая черта с фильмами Люмьеров. Это кино примитивно – фактографическое. Ценность его определяется тем, что оно показывает. Нет ни тайны, ни дистанции, ни игры. В расчёт принимается только любовная сцена, всё остальное – второстепенно. Режиссура сводится к выбору места съёмки. Персонажи, символы пола, присутствуют лишь в качестве статистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: