Систематика литературоведения

Литературоведение подразделяется на три основные и ряд вспомогательных отраслей.

Основные отрасли:

1) теория литературы, исследует общие законы структуры и развития литературы, сущность и своеобразие литературы как общественного явления и искусства слова, изучает исторические закономерности развития, социально-историческую роль и принципы анализа литературы. литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины.

2) история литературы, исследует её прошлое как процесс. Изучает исторические закономерности возникновения и развития национальной, региональной и всемирной литератур, определяет место и значение творчества тех или иных писателей в литературном процессе. История литературы есть часть истории цивилизации.

3) литературная критика, занимается анализом современной литературы и интерпретацией литературы прошлого с позиций современности.

Некоторые теоретики в число основных отраслей включают также методологию литературоведения – установление основные принципы научного исследования литературы..

Основные отрасли литературоведения также подразделяются на определённые сферы научной деятельности.

Теория литературы включает в себя такие науки, как

Эстетика литературы рассматривает литературу как одну из форм моделированиядействительности, показывает её связь с общественной жизнью, определяет место литературы среди других видов искусства.

поэтика литературы –учение о сторонах и элемен­тах организации, характере, структуре и содержании отдельного художест­венного произведения. Его в литературоведении называют просто «поэтикой».

и теория литературного процесса – направление теории литературы, отражающее эволюцию художественной литературы, обобщающее закономерности в ее развитии, смену литературных школ и различных направлений.

История литературы подразделяется на

автороведение ­ – исследование творчества писателя. Иногда изучение творчества писателя может разростись в большой раздел этой науки: Шекспироведение, Пушкиноведение, Колосоведение, Шевченковедение. Практикуется издание словарец иэнциклопедий, посвящённых одному автору.

истории национальных литератур – изучение истории развития национальных литератур мира.

истории региональных литератур – изучение истории развития национальных литератур, близких по языку, культуре, социально-экономическому, общественно-политическому строю, территории.

История всемирной литературы изучает историю литературы всех народов Земли. Издаются истории всемирной литературы в разных странах. В СССР была издана История всемирной литературы в 8-и томах. История всемирной литературы — многотомное издание, подготовленное Институтом мировой литературы им. А. М. Горького и рассматривающее развитие литератур народов мира с эпохи древности до начала XX века.По первоначальному плану, история должна была состоять из 10 томов[1]. Однако к началу выхода издания 10 том (литература с 1945 по 1960-е годы) был изъят из плана и заменен «развернутым заключением» к 9 тому. Всего с 1983 по 1994 годы вышло 8 томов, хотя на титульном листе неизменно стояло «в 9 томах»; 9-й том, посвящённый литературе 1917—1945 годов, так и не увидел свет, хотя был подготовлен (как сообщается в предисловии к 8 тому, в связи с процессом «коренной переоценки» многих явлений литературы советского периода, решено было его не публиковать

Литературная критика включает теорию критики и историю критики

Разбором и оценкой художественных произведений, наряду с литературоведением как научным изучением ис­тории литературы, занимается также литературная критика. Еще в Древней Греции выступления публи­цистов, высказывания поэтов нередко содержали в себе принципиальную и активную оценку тех или иных произ­ведений художественной литературы. Там уже возникала литературная критика. Заметное развитие она получила в эпоху Возрождения, а еще большее — в конце XVIII и начале XIX в., в эпоху романтизма. В России расцвет ли­тературной критики относится к середине XIX в., когда выступили такие выдающиеся ее представители, как Бе­линский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Критика становится постоянным спутником литературы, и невоз­можно представить себе одну из них без другой. В чем же суть их взаимодействия? Почему наука существует и развивается без собственной «критики», а искусство, в част­ности художественная литература, в ней нуждаются? Существование критики обусловлено специфическими особенностями самой художественной литературы, прежде всего образно-идеологическим значением ее содержания. Естественно, она возбуждает у читателей от­ветные идейные отклики, нередко очень активные. При этом одни читатели могут испытывать очень деятельное сочувствие к тому или иному произведению за то понима­ние и оценку жизни, которые в нем выражены, считать его правдивым и убедительным по содержанию. Другие, на­оборот, могут переживать несогласие с идейной направлен­ностью произведения, считать ее неверной, не отвечающей действительности.

С критическими статьями и выступают люди, способ­ные раскрыть и передать другим идейную направленность произведений современной им художественной ли­тературы, остро откликающиеся на них и выражающие свое отношение к ним. Некоторые из них становятся профессиональными критиками. Литературный критик обычно представляет в своих статьях не только себя лич­но, но и целый литературный, общественный лагерь. По­этому одно и то же произведение, глубокое и значительное по своему содержанию, может вызвать раз­личные, иногда даже противоположные отклики и оценки в статьях разных критиков, верные или неверные, пред­ставляющие мнения разных общественных кругов. По по­воду некоторых, особенно значительных произведений не­редко возникает активная литературно-критическая борь­ба. Примером этого могут служить напряженные идейные столкновения, происходившие в русской критике в 60-е годы XIX в., вокруг романа Тургенева «Отцы и дети». И в современной советской литературе некоторые произведе­ния вызывают оживленную критическую полемику различ­ных журналов.

Литературная критика вместе с тем выполняет и дру­гую задачу, также вытекающую из самой природы художе­ственной литературы. Идея художественного произведе­ния, то осмысление и оценка жизни, которые являются ак­тивной стороной его содержания, выражаются не в отвле­ченных рассуждениях писателя, а в образах — в изоб­ражении отдельных личностей (персонажей), их действий, отношений, переживаний, высказываний, окружающей их обстановки. Изображение это складывается из множества изобразительных деталей, композиционных приемов, различных средств словесной выразительности. Как через все это сложное переплетение деталей художественной формы осмыслить содержание произведения и в этом содержа­нии уловить его основную идейную направленность? Для рядового читателя, даже очень образованного, сделать это бывает часто трудно.

Критика приходит на помощь читателям. Разъясняя свое понимание произведения, давая ему оценку, критик не может при этом уклониться от его разбора. В зависимости от идейных убеждений критика разбор может быть различным. В нем преобладающее значение может полу­чить рассмотрение идейных особенностей и достоинств произведения или же собственно художественных.

Литературная критика, выражающая идеи прогрессив­ных общественных течений, всегда считает основной сто­роной произведений их идейное содержание, уделяет ему наибольшее внимание и только в связи с ним рассматривает особенности художественной формы.

Каково взаимоотношение литературной критики и литературоведения? Задача критиков заключается в том, чтобы предлагать читателям такое истолкование и оценку произведений современной художественной литературы, которое служит интересам и идеалам определенного об­щественного движения и борется тем самым за опреде­ленные перспективы национально-исторического разви­тия. Главная же из основных задач литературоведения — выяснять и показывать объективные особенности и зако­номерности исторического развития художественной лите­ратуры (словесности) народов мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: