Литературоведение подразделяется на три основные и ряд вспомогательных отраслей.
Основные отрасли:
1) теория литературы, исследует общие законы структуры и развития литературы, сущность и своеобразие литературы как общественного явления и искусства слова, изучает исторические закономерности развития, социально-историческую роль и принципы анализа литературы. литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины.
2) история литературы, исследует её прошлое как процесс. Изучает исторические закономерности возникновения и развития национальной, региональной и всемирной литератур, определяет место и значение творчества тех или иных писателей в литературном процессе. История литературы есть часть истории цивилизации.
3) литературная критика, занимается анализом современной литературы и интерпретацией литературы прошлого с позиций современности.
Некоторые теоретики в число основных отраслей включают также методологию литературоведения – установление основные принципы научного исследования литературы..
Основные отрасли литературоведения также подразделяются на определённые сферы научной деятельности.
Теория литературы включает в себя такие науки, как
Эстетика литературы рассматривает литературу как одну из форм моделированиядействительности, показывает её связь с общественной жизнью, определяет место литературы среди других видов искусства.
поэтика литературы –учение о сторонах и элементах организации, характере, структуре и содержании отдельного художественного произведения. Его в литературоведении называют просто «поэтикой».
и теория литературного процесса – направление теории литературы, отражающее эволюцию художественной литературы, обобщающее закономерности в ее развитии, смену литературных школ и различных направлений.
История литературы подразделяется на
автороведение – исследование творчества писателя. Иногда изучение творчества писателя может разростись в большой раздел этой науки: Шекспироведение, Пушкиноведение, Колосоведение, Шевченковедение. Практикуется издание словарец иэнциклопедий, посвящённых одному автору.
истории национальных литератур – изучение истории развития национальных литератур мира.
истории региональных литератур – изучение истории развития национальных литератур, близких по языку, культуре, социально-экономическому, общественно-политическому строю, территории.
История всемирной литературы изучает историю литературы всех народов Земли. Издаются истории всемирной литературы в разных странах. В СССР была издана История всемирной литературы в 8-и томах. История всемирной литературы — многотомное издание, подготовленное Институтом мировой литературы им. А. М. Горького и рассматривающее развитие литератур народов мира с эпохи древности до начала XX века.По первоначальному плану, история должна была состоять из 10 томов[1]. Однако к началу выхода издания 10 том (литература с 1945 по 1960-е годы) был изъят из плана и заменен «развернутым заключением» к 9 тому. Всего с 1983 по 1994 годы вышло 8 томов, хотя на титульном листе неизменно стояло «в 9 томах»; 9-й том, посвящённый литературе 1917—1945 годов, так и не увидел свет, хотя был подготовлен (как сообщается в предисловии к 8 тому, в связи с процессом «коренной переоценки» многих явлений литературы советского периода, решено было его не публиковать
Литературная критика включает теорию критики и историю критики
Разбором и оценкой художественных произведений, наряду с литературоведением как научным изучением истории литературы, занимается также литературная критика. Еще в Древней Греции выступления публицистов, высказывания поэтов нередко содержали в себе принципиальную и активную оценку тех или иных произведений художественной литературы. Там уже возникала литературная критика. Заметное развитие она получила в эпоху Возрождения, а еще большее — в конце XVIII и начале XIX в., в эпоху романтизма. В России расцвет литературной критики относится к середине XIX в., когда выступили такие выдающиеся ее представители, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Критика становится постоянным спутником литературы, и невозможно представить себе одну из них без другой. В чем же суть их взаимодействия? Почему наука существует и развивается без собственной «критики», а искусство, в частности художественная литература, в ней нуждаются? Существование критики обусловлено специфическими особенностями самой художественной литературы, прежде всего образно-идеологическим значением ее содержания. Естественно, она возбуждает у читателей ответные идейные отклики, нередко очень активные. При этом одни читатели могут испытывать очень деятельное сочувствие к тому или иному произведению за то понимание и оценку жизни, которые в нем выражены, считать его правдивым и убедительным по содержанию. Другие, наоборот, могут переживать несогласие с идейной направленностью произведения, считать ее неверной, не отвечающей действительности.
С критическими статьями и выступают люди, способные раскрыть и передать другим идейную направленность произведений современной им художественной литературы, остро откликающиеся на них и выражающие свое отношение к ним. Некоторые из них становятся профессиональными критиками. Литературный критик обычно представляет в своих статьях не только себя лично, но и целый литературный, общественный лагерь. Поэтому одно и то же произведение, глубокое и значительное по своему содержанию, может вызвать различные, иногда даже противоположные отклики и оценки в статьях разных критиков, верные или неверные, представляющие мнения разных общественных кругов. По поводу некоторых, особенно значительных произведений нередко возникает активная литературно-критическая борьба. Примером этого могут служить напряженные идейные столкновения, происходившие в русской критике в 60-е годы XIX в., вокруг романа Тургенева «Отцы и дети». И в современной советской литературе некоторые произведения вызывают оживленную критическую полемику различных журналов.
Литературная критика вместе с тем выполняет и другую задачу, также вытекающую из самой природы художественной литературы. Идея художественного произведения, то осмысление и оценка жизни, которые являются активной стороной его содержания, выражаются не в отвлеченных рассуждениях писателя, а в образах — в изображении отдельных личностей (персонажей), их действий, отношений, переживаний, высказываний, окружающей их обстановки. Изображение это складывается из множества изобразительных деталей, композиционных приемов, различных средств словесной выразительности. Как через все это сложное переплетение деталей художественной формы осмыслить содержание произведения и в этом содержании уловить его основную идейную направленность? Для рядового читателя, даже очень образованного, сделать это бывает часто трудно.
Критика приходит на помощь читателям. Разъясняя свое понимание произведения, давая ему оценку, критик не может при этом уклониться от его разбора. В зависимости от идейных убеждений критика разбор может быть различным. В нем преобладающее значение может получить рассмотрение идейных особенностей и достоинств произведения или же собственно художественных.
Литературная критика, выражающая идеи прогрессивных общественных течений, всегда считает основной стороной произведений их идейное содержание, уделяет ему наибольшее внимание и только в связи с ним рассматривает особенности художественной формы.
Каково взаимоотношение литературной критики и литературоведения? Задача критиков заключается в том, чтобы предлагать читателям такое истолкование и оценку произведений современной художественной литературы, которое служит интересам и идеалам определенного общественного движения и борется тем самым за определенные перспективы национально-исторического развития. Главная же из основных задач литературоведения — выяснять и показывать объективные особенности и закономерности исторического развития художественной литературы (словесности) народов мира.