Занятие 1 Тема №1. Уголовный закон Республики Казахстан

Лекция – 4 часа.

Тема №1. Уголовный закон Республики Казахстан.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Особенности уголовного права РК»

Костанай 2012 г.

Краткий конспект лекций по дисциплине «Особенности уголовного права» составлен:

Галлиевым Б.Б. к.ю.н., профессором кафедры права ____________

Краткий конспект лекций по дисциплине «Особенности уголовного права РК» обсужден на заседании методической комиссии кафедры права

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

Председатель метод. комиссии __________________ Пиутлин С.Н.

Цель занятия: Дать понятие уголовного закона и обозначить его основные черты.

Ключевые слова: уголовный закон, система, структура, значение

Вопросы:

1. Понятие, значение и основные черты уголовного закона РК.

2. Основные этапы развития уголовного законодательства РК.

3. Система и структура уголовного законодательства РК.

Вопрос 1: Понятие, значение и основные черты уголовного закона. Уголовный закон - это нормативно-правовой акт, принятый и одобренный высшими органами государственной власти Республики Казахстан, устанавливающий основание и принципы уголовной ответственности, определяющий круг преступлений и систему наказаний и иные меры уголовно-правового характера, назначаемых за их совершение, а также основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Данное определение уголовного закона, его понятие в широком смысле слова относится, прежде всего к УК РК, ибо в нем регламентированы все вопросы уголовного права. Он означает систему, т.е. целостное единство взаимосвязанных уголовно-правовых институтов и норм, расположенных в зависимости от их характера, содержания и сущности. Уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых и составляет уголовное право. Поэтому понятия эти неразделимы. Закон и норма права, совокупность законов (уголовное законодательство) и совокупность норм права соотносятся между собой, как форма и содержание.

Принятие уголовных законов отнесено Конституцией Республики Казахстан 1995 г. к ведению Парламента, который согласно ч.1 ст. 49 является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.

В соответствии с ч.1 ст.54 Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате, принимает законы, причем к исключительному ведению Мажилиса относится именно принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов (п.1 ст. 56). Согласно ч. 4 ст. 61, законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в сенат, где рассматривается не более 60 дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение 10 дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение в той же сессии.

Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур ч. 5 ст. 61).

Представленный Сенатом Парламента закон Президент подписывает в течение месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования (п. 2 ст. 44).

Уголовный закон подлежит обязательному опубликованию. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Конституции РК, все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения. Уголовные законы публикуются в официальных изданиях, которыми являются Ведомости Парламента РК и Собрание актов Президента РК и Правительства РК. Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством РК (ч. и ч.2 ст. 30 Закона «О нормативных правовых актах» от 24.03.98 г.). Чаще всего законы публикуются в таких периодических изданиях, как «Казахстанская правда», «Юридическая газета», «Егемен Казакстан».

Уголовный закон может выступать в виде отдельной нормы или нескольких норм, содержащихся в отдельном законодательном акта либо в виде систематизированного свода законом (кодекса). Действующее уголовное законодательство Казахстана полностью кодифицировано. Единственным уголовным законом является Уголовный кодекс Республики Казахстан, который был принят 16 июля 1997 г., подписан Президентом Республики 16 июля 1997 г. и введен в действие с 1 января 1998 г., заменив действовавший прежде УК Каз. ССР 1959 г. На это прямо указывается в ч.1 ст. 1 УК РК: «Уголовное законодательство РК состоит исключительно их настоящего Уголовного кодекса РК, иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий кодекс».

Уголовный кодекс - это единственный источник уголовного права Казахстана. Вместе с тем, он основан на Конституции РК, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РК (ч.2 ст. 4 Конституции). Из ст.74 Конституции вытекает, что «законы и международные договоры, признанные не соответствующими Конституции РК, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению». Следовательно, в случае противоречия отдельных положений УК конституционным положениям должна применяться Конституция.

Кроме того, по смыслу ч.1 ст. 4 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РК являются составной частью правовой системы нашего государства. Помимо этого ч.3 ст. 4 Конституции определяет: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». Одновременно ч.2 ст. 1 УК РК устанавливает, что УК РК основывается на Конституции РК и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Таким образом, хотя УК РК и является единственным источником уголовного права, не исключены случаи непосредственного применения конституционных или международно-правовых норм в уголовном праве. Согласно ст. 78 Конституции, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным. Изменение или отмена действующего уголовного закона осуществляется только путем издания соответствующего закона РК. Прекратить действие тех уголовных законов, которые противоречат Конституции, вправе Конституционный Совет РК. В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституционного закона РК от 29 декабря 1995 г. №2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан», законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, и в силу этого неконституционные, утрачивают юридическую силу и не подлежат применению.

Задачи уголовного законодательства названы в ст. 2 УК РК. К ним относятся защита прав и свобод человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от преступных посягательств, охрана мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

В условиях формирования правового государства закон, в том числе и уголовный, приобретает исключительно важное значение. По мнению А.Н. Комисарова, в правовом государстве меняется соотношение государства и права: если до сих пор право в целом, его отдельные отрасли и институты рассматривались как некий атрибут государственной машины, как придаток государственного аппарата, то в правовом государстве право, являясь порождением воли народа, выраженной в законе, изданном высшими органами государственной власти, становится главным регулятором наиболее важных общественных отношений, в том числе и тех, которые регламентируют деятельность всех органов государственной власти и государственного управления от низовых до высших. Закон является фундаментом правового государства, защитником свободы и равенства граждан, порядка и организованности в обществе, гарантом принципа социальной справедливости (Комиссаров А.Н. Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник /Отв. Ред. д.ю.н. Б.В. Здравомыслов. М.: Юристъ, 2001).

Надо помнить, что юридические закона, в отличие от объективных, естественных законов природы и общества, не зависящих, как известно от воли и сознания людей, создаются и устанавливаются людьми, и поэтому целесообразность их разработки и принятия, их содержание и целенаправленность зависят целиком от воли законодателя, который, прежде чем принять закон, должен глубоко изучить и четко представлять интересы и потребности современного общества. Содержание законов, в том числе и уголовных, определяется в конечном счете материальными условиями жизни общества, его интересами и потребностями. Отсюда большое значение приобретает улучшение законодательной деятельности высших органов власти РК. По этому поводу К. Маркс писал: «Законодатель должен смотреть на себя как на естествоиспытателя. Он не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинение Т.1. С.162).

Применение уголовного закона предполагает его обязательное и точное исполнение всеми органами государства, должностными лицами и гражданами, следовательно, ему присуща нормативность.

Вместе с тем уголовный закон является исторически изменчивой категорией, ему свойственна диалектичность, поскольку непрерывное развитие и совершенствование производственных и иных общественных отношений, изменение социально-экономических, политических и идеологических условий жизни общества требуют соответствующих изменений и дополнений уголовного законодательства.

Основные черты уголовного закона РК:

Он основывается на Конституции РК и общепризнанных принципах и нормах международного права:

Является единственным источником уголовного права, поскольку нормы уголовного права содержатся только в уголовных законах и только он определяет преступность и наказуемость деяния;

Он является юридической базой для осуществления правосудия по уголовным делам и одновременно средством реализации уголовной политики государства в сфере борьбы с преступностью;

Он обладает относительно высшей юридической силой, исходя из иерархии законов.

Он направлен на обеспечение охраны тех объектов, которые перечислены в ст. 2 УК РК.

Вопрос 2: Основные этапы развития уголовного законодательства РК. В развитии уголовного законодательства Казахстана в XX веке можно условно выделить следующие основные этапы.

1 этап – дореволюционный или колониальный (до октября 1917 г.). В Казахстане до октября 1917 г. действовали уголовные законы Российской империи: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в ред. 1888 г.) и Уголовное уложение 1903 г., которое так и не было утверждено. Однако наряду с ними применялись нормы казахского обычного права – адат, которые впрочем, применялись практически до появления первых советских уголовных кодексов.

2 этап - уголовное законодательство периода становления советского государства (до 1958 г.). После Октябрьской революции 1917 г. и до принятия Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. на территории Казахстана действовали первые декреты Советской власти и российские уголовные кодексы 1922 и 1926 гг.

3 этап - Уголовное законодательство периода грубых нарушений законности
(1927 - 1940 гг.)

Законодательство этого времени было наиболее репрессивным в истории уголовного права советского периода. К сожалению, репрессии имели законодательное обоснование. Как уже говорилось, в то время действовали нормы Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и УК РСФСР 1926 г. об “опасных элементах”, о мерах социальной защиты, что позволяло использовать легально в качестве орудия расправы с инакомыслием уголовное право. Помимо этого в рассматриваемый период на общесоюзном уровне был принят целый ряд нормативно-правовых актов, способствовавших существенным нарушениям законности, а также основных прав и свобод человека.

Так, Закон от 7. 08. 1932 г. “Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и в кооперации и укреплении государственной (социалистической) собственности” приравнял к государственной собственности колхозную. Закон не проводил дифференциации имущественных преступлений в зависимости от размере причиненного деянием ущерба, или стоимости имущества. В равной степени и малозначительная кража, и кража в крупном размере признавались государственными преступлениями. При этом ответственность за подобные посягательства была чрезмерно суровой - вплоть до применения смертной казни.

Закон от 7.04.1935 г. “О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних” понизил возраст уголовной ответственности за кражи, убийства и другие насильственные преступления до 12 лет. При этом закон допускал применение к малолетним “всех мер уголовного наказания”.

В соответствии с новой Конституцией СССР 1936 г. союзные республики утратили свое право на принятие собственного уголовного законодательства. Отныне это было прерогативой законодателя общесоюзного уровня.

4 этап - Уголовное законодательство военного и послевоенного периодов (1941 - февраль 1953 гг.)

Законодательство военного времени (1941 - 1945 гг.) был тесным образом связано с предшествующим законодательством и отличалось достаточной суровостью, обусловленной, с одной стороны, теми чрезвычайными обстоятельствами, в которых находилась наша страна, а с другой стороны, сложившейся к тому времени тоталитарной системой государства. Применение аналогии закона позволяло карать как бандитизм кражу имущества из квартир эвакуированных, как дезертирство - уход с оборонного предприятия, как спекуляцию - продажу гражданам товаров по более высоким, в сравнении с государственными, ценам и т. п. Была введена уголовная ответственность за распространение панических слухов.

В послевоенный период (1945 - 1953 гг.) развитие уголовного законодательства шло в двух основных направлениях: 1) усиление ответственности за экономические преступления в условиях необходимости восстановления разрушенного хозяйства и 2) гуманизация уголовной политики, связанная с победой советского народа во второй мировой войне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: