Общая характеристика и периодизация древнеримской литературы

Римская литература как новый этап в истории словесного творчества античных времен. Основные стадии общественной истории Рима. Своеобразие культуры Рима и ее связь с культурными традициями Древней Греции. Древнейшие образцы письменной литературы Рима: вольные переводы греческих текстов, произведения первых римских поэтов (Ливий Андроник, Гней Невий). Исторические границы и основные этапы развития древнеримской литературы.

3.2. Римская литература эпохи республики (I век до н.э.).

Культура и общество Древнего Рима в период кризиса республики. Дидактическая поэма Лукреция «О природе вещей». Мировоззренческие и философские основы поэмы. Особенности композиции и стиля поэтического языка. Развитие поэзии малых форм в литературе конца Республики. Поэты-неотеоретики и их литературная программа. Катулл как представитель новой поэтической школы и самобытный поэт. Образ лирического героя Катулла и авторский принцип свободы самовыражения. Лирические мотивы в поэмах Катулла «Аттис» и «Свадьба Пелея и Фетиды».

3.3. Римская литература начала империи (I век до н.э.).

Социально-политическая обстановка и культура начала империи. Завершение распада республики. Учреждение принципата Августа. Становление «официальной идеологии» и теория «золотого века». Распространение учений стоицизма и эпикуреизма и их роль в развитии литературы. Литературные кружки Мецената, Мессалы, Поллиона. Ведущие жанры и крупнейшие писатели «золотого века» (Вергилий, Гораций, Овидий).

3.4. Творчество Вергилия.

Жанр пастушеской идиллии в поэзии Вергилия. Пасторальная тематика и жизненная проблематика «Буколик». Изображение сельской Италии в поэме «Георгики»: поэтические и дидактические мотивы в разработке темы земледельческого труда. Поэма «Энеида» как классический образец римской эпопеи. Поэма «Энеида» в отношении к легендарному прошлому и актуальной действительности поры создания.

3.5. Творчество Горация.

Пути Горация в жизни и литературе. «Золотая середина» как понятие горацианской мудрости о мере гармонического единства всех начал в жизни и искусстве. Порицание пороков и невоздержанности в ямбических стихах Горация: «Эподы», «Сатиры». Воспевание достоинств мудрости и умеренности в лирической и дидактической поэзии Горация: «Оды», «Послания». Поэтика Горация: «Искусство поэзии».

3.6. Творчество Овидия.

Римская элегия и поэзия Овидия. Обновление мотивов и содержаний элегического стиха в лирическом цикле «Любовные элегии». Лирическая разработка образов-характеров в «Посланиях героинь». Ирония как способ выражения авторской позиции в пародийно-поучительных поэмах «Искусство любви» и «Средства от любви». Эпическая поэма «Метаморфозы» — изложение истории мироздания в мифах о превращениях. Идея непрерывности превращений и развития в ее отношении к официальной идеологии и канону идеала «золотого века». Поэзия Овидия периода изгнания: ностальгические мотивы «Скорбных элегий».

3.7. Римская литература ранней и поздней империи (I –IV века н.э.).

Социально-культурная среда древнего Рима времен укрепления и упадка империи. Обращение писателей к социальной проблематике текущего времени и развитие прозаических жанров повествовательного письма. Становление римского романа. Критическое осмысление жизненной реальности в романе Петрония «Сатирикон». Ирония и сатира как способы выражения авторской позиции в романе «Сатирикон». Тема судьбы человека в современном мире в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: