Важнейшим направлением философии Возрождения стала натурфилософия, интенсивно развивавшаяся по мере того, как теряла авторитет аристотелевская-схоластическая интерпретация природы. Общей чертой ренессансной натурфилософии была качественная интерпретация природы с позиций пантеизма. Примером пантеистического мировоззрения является натурфилософия Теофраста Бомбаста фон Гогенхейма (1493-1541), известного под псевдонимом Парацельс. Он занимался главным образом медициной, трактуя ее как натуральную магию. Исходя из пантеистического принципа тождества микрокосма и макрокосма, Парацельс полагал, что против любого заболевания можно найти лекарство в природе. В каждой ее частице пребывает некий архей («начальник»), распознание которого и позволяет ученому познавать явления природы и эффективно использовать их на практике. Традицию натурфилософии продолжил Бернардино Телезио (1509-1588), находившийся под сильным влиянием стоицизма со свойственным ему натурализмом. Телезио полагал, что жизненный дух, присущий как животному, так и человеческому организму, соединяет их с мировым теплом своего рода аналогом стоической пневмы, пронизывающей весь мир. Принцип самосохранения, которому подчинено поведение всех природных начал, распространяется и на человека.
|
|
Натурофилософия Возрождения приобрела свое историческое значение благодаря учению о бесконечных мирах итальянца Джордано Бруно (1548-1600), который находился под влиянием гелиоцентрической астрономии польского ученого Николая Коперника (1473-1543).
В мировоззренческом отношении система Коперника - фактически уже не возрожденческая, поскольку лишала человека места в центре эстетически созерцаемого космоса, открывая перед его лицом безграничное (а значит, и бесформенное) пространство и бесконечное время. Стала изменяться картина мира, превращая человека в песчинку, затерянную в бесконечности космоса. Коперник искал нового решения старой загадки планет, стремясь объяснить внешне хаотические планетные движения с помощью простых математических формул. Решения, исходящие из общепринятых к этому времени представлений о геоцентричности космоса, всегда требовали введения вспомогательных математических понятий (эпициклы, экванты, эксцентрики), число которых все возрастало. Когда траектория движения планеты не походила на совершенную окружность, добавлялось еще одна, меньшая, окружность, вокруг которой планета предположительно и вращалась, тогда как та продолжала перемещаться вокруг большой окружности. Ко времени Ренессанса такая стратегия породила громоздкую концепцию, которой по-прежнему не удавалось предсказать расположение планет с достаточной достоверностью. Гелиоцентрическая же модель Вселенной легко объясняла движения планет, которые Коперник «выстроил» в новом порядке их удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля и Луна, Марс, Юпитер, Сатурн. Бруно пошел еще дальше, поскольку в его натурфилософии природа фактически приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится не столько как ее создатель, сколько как синоним ее единства. Соответственно вещи и явления природы - не символы «сокрытого Бога», а самостоятельные и полноценные реальности.
|
|
Трактовка природы в произведениях Бруно почти всегда органистическая. Органистический принцип своей натурфилософии Бруно распространял на весь космос. Причем космос для мыслителя не только одушевлен, но и содержит бесчисленное количество населенных миров. Жизнь во Вселенной вовсе не ограничивается ее земными формами, а вечно продолжается в каких-то других формах в бесчисленных звездных мирах. Эта идея переживалась Бруно, отказавшегося от веры в бессмертие души, как радостное освобождение человека от жизненных страданий. Соответственно и цель человеческой жизни он видел в максимально активной деятельности, в героическом энтузиазме.
Важное место в эпоху Возрождения занимали идеи утопического социализма. Для английского гуманиста Томаса Мора (1478-1535), автора сочинения «Золотая книжка о наилучшем устройстве государства, или о новом острове Утопия», Утопия — место, которого нет (от греч. топос - место, у - отрицательная частица «не»). Книга, написанная как путевые заметки некоего португальского путешественника Рафаила Готлодея, является литературно-географической мистификацией и одновременно поучительным трактатом об идеальном государственном устройстве. Скрупулезные исчисления меридианов, площадей, сроков, хозяйственных оборотов, пункты административных регламентов и конституций, чертежи городов, жилищ, мастерских, сводки, параграфы соглашений действительно производят впечатление путевого дневника, научного исследования, бухгалтерской сметы, пока мы не вспомним, что всего исчисленного и описанного нет на свете. Сам же Мор был убежден в том, что хотя такой страны с присущим ей идеальным социальным и политическим строем действительно не существует, но в принципе она возможна.
Определяющую черту социально-философской доктрины, лежащей в основе «Утопии», составляет антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, принципы максимального равенства в размерах собственности и уравнивание в потреблении. Мор был активным сторонником христианского гуманизма его идеалами всечеловеческого равенства и вместе с тем одним из родоначальников утопического социализма, поскольку не только отрицал необходимость частной собственности и денег, но и требовал всеобщего участия в трудовой деятельности. Жизнь утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности руководителей, хотя здесь имеются и рабы, в которых обычно превращают закоренелых преступников. Писаных законов у утопийцев очень мало, и они настолько просты, что каждый без труда разбирается в них.
Итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639) продолжил дело Томаса Мора, изложив свою социальную программу в знаменитом произведении «Город солнца». В нем повествование ведется от имени некоего генуэзца Морехода, посетившего во время своего кругосветного путешествия остров Тапробану (предположительно Цейлон), где он и наблюдал совершенно необычное государство, основанное, по мнению рассказчика, в соответствии с человеческим разумом. В этом государстве отсутствует частная собственность, поэтому нет ни бедных, ни богатых. Граждане этого государства (солярии) работают всего четыре часа в день. Во главе государства стоит Метафизик, обладающий предельно глубокими знаниями в области как философии и теологии, так и специальных наук и ремесел. Управлять государством Метафизику помогают три его помощника, реализующих три основных принципа бытия, - Мощь, Мудрость, Любовь. Мощь руководит военными делами, Мудрость - науками, а Любовь - питанием, деторождением и воспитанием. Каждый из них опирается на еще более узких специалистов (на Грамматика, Логика, Физика, Политика, Этика, Экономиста, Астролога, Астронома, Геометра и т.д.). Законы и моральные правила соляриев предельно просты и, фактически, сводятся к евангельскому правилу: чего не хотите сами себе, не делайте другим, и что хотите, чтобы люди делали вам, делайте и вы им. Вместе с тем, утопизм не стал единственной формой, в которую Ренессанс стремился воплотить свои социально-политические идеалы. Знаменитый итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527) по праву считается одним из наиболее трезвых умов Ренессанса, который полностью эмансипировался от религиозных иллюзий Средневековья, чего нельзя сказать о других гуманистах. Он был тесно связан с социальной и политической жизнью Флоренции, занимая важный пост секретаря комиссии десяти - фактического правительства республики. После ее падения и реставрации во Флоренции синьории Медичи в 1512 г. Макиавелли был лишен службы и удален в свое поместье. Здесь в 1513-1520 гг. он написал важнейшие свои произведения: «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «История Флоренции» (начата в 1520). На страницах этих произведений Макиавелли особенно враждебно относился к феодальному дворянству, ведущему праздный образ жизни. Автор «Рассуждений» видит в них непримиримых врагов республиканской гражданственности и не останавливается даже перед утверждением о необходимости их полного истребления. Не менее враждебно он относился к духовенству, к церковно-клерикальным кругам вообще, возглавлявшимся папской курией. Симпатии автора «Истории Флоренции» полностью отданы народу, под которым он подразумевает прежде всего наиболее зажиточное и активное сословие городских жителей - купцов, ремесленников, чья трудовая активность обеспечивала процветание Флоренции, как и других итальянских городов-государств той эпохи. Макиавелли выражал глубочайшее убеждение в том, что самый могущественный стимул человеческих действий составляет интерес, проявляющийся преимущественно в желании людей сохранить и приумножить свою собственность. «Люди скорее простят смерть отца, — писал он, - чем потерю имущества».
|
|
|
|
Констатируя сугубо эгоистическую сущность человека, Макиавелли утверждал, что «о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива.
Отсюда и идея «нового государя», который обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Такой правитель должен сочетать в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца.
Заключение
Итак, завершая обзор данной работы, отметим, что главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение великой предназначенности, красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, дерзновенной созидательной активности.
Эпоха Возрождения в Европе характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями. Например, нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от северных живописцев работу масляными красками на холстах. С конца XVI в. общий процесс развития гуманистического мировоззрения в Италии видоизменяется и замедляется, сужаются рамки его общественного влияния. Это было вызвано в значительной мере воздействием феодально-католической реакции.
Но несмотря на это, ренессансная мысль продолжала обогащаться новыми идеями - уже не столько в этике, сколько в натурфилософии, искусстве, политических теориях. Итальянское Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, не смотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии. Это ядро составила совокупность гуманистических идей, прежде всего признание высокого достоинства человека, раскрывающегося в сознании и творчестве. Гуманизм провозглашал свободу личности, призывая к удовлетворению всех ее потребностей и раскрытию разносторонних способностей. Деятели новой культуры утверждали личность творческую, но важнейшим условием осуществления этого идеала считали гармонию индивидуального и социального. Базой такой гармонии служила культура, духовное обогащение людей. Отсюда огромная роль, которая отводилась наукам, знаниям, искусству. Культ разума, знания, творчества, составивший главное содержание гуманистической мысли, высвобождал науку и искусство. В этом заключается одно из главных Достижений эпохи Возрождения.
Список использованной литературы:
1. Борзова Е. П. История мировой культуры. – 5-е изд., стер. – СПб.: Изд-во «Лань». 2010. – 672 с.
2. Золкин А. Л. Культурология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 583 с.
3. История мировой культуры / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2010. – 512 с.
4. Костина А. В. Культурология. – 3-е изд., доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 336 с.