Издательство «Речь» предлагает 7 страница

заявил: «Будь я на месте советских или кубинских руково­дителей в то время, я бы тоже решил, что Америка соби­рается напасть на Кубу. Информация, которой вы распола­гали, подталкивала к такому выводу. Но должен сказать, что такого намерения у нас не было».

БОГАТСТВО НЕ ГАРАНТИРУЕТ
УДОВОАЬСТВИЯ ОТ ЖИЗНИ

Не в деньгах счастье!

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полно­стью и доказать это просто. Далее он сказал, что за день­ги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.



 

СТРАТЕГИИ СНИЖЕНИЯ ИЛИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА





 

Главной причиной стрессов выступают КОНФЛИКТЫ. Это могут быть конфликты и с самим собой, и другими людьми — в любом случае это приводит к значительному росту эмоциональной возбудимости. Конфликты могут иметь разные истоки: ПРОТИВОРЕЧИЕ ИНТЕРЕСОВ или ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ СИТУАЦИИ. Во всех случаях для преодоления возникшего стресса конфликт требует разре­шения или снижения мощности, что может быть достигну­то разными путями: повышением активности; выяснением того, действительно ли противоречивы интересы; и т. д.

АКТИВНОСТЬ — ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА

Шустрики и мямлики

Любая АКТИВНОСТЬ автоматически формирует до­полнительный, иной очаг возбудимости и тем самым ОТ­ВЛЕКАЕТ энергию от очага, связанного с травмой. Так, А. Б. Камов-Полевой установил, что животные активные, с выраженными исследовательскими тенденциями (шу­стрики) добиваются лидирующего положения, а пассивные (мямлики) принимают поражение как должное и склонны к подчинению. При этом в исследовании Виктора Вуль- фовича Аршавского обнаружено, что ШУСТРИКИ после активно-оборонительного поведения, или самостимуля­ции, или активно-оборонительного поведения, при на­личии выбора жидкостей отдают предпочтение раствору глюкозы, а МЯМЛИКИ после пассивно-оборонительного поведения — алкоголю, причем достаточно быстро к нему привыкают.

Приемы Маргарет Тэтчер

Как только человек начинает двигаться, волнение уменьшается. О характере своего поведения в подобных ситуациях Маргарет Тэтчер писала следующее: «Бывают времена, когда я прихожу домой поздно вечером и на меня все так сразу наваливается, что я пускаю слезу — молча 115



 

и одна. Но мне лучше удается снять напряжение, когда я начинаю гладить или переставлять посуду в шкафу. Такие занятия помогают мне расслабиться».

ИЗБЫТОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ —
ГЕНЕРАТОР СЛУЧАЙНЫХ СТРАТЕГИЙ

Лягушки в банке со сметаной

При двигательной активности появление новых очагов переключает возбуждение; но и само их появление меняет композицию активированных центров коры. Тем самым снижается давление исходной стрессовой доминанты и повышается вероятность обретения организмом новых стратегий выхода из затруднительной ситуации. Хорошо известна притча о двух лягушках, попавших в банку со сме­таной. Одна, убедившись, что выбраться невозможно, пре­кратила сопротивление, сложила лапки и потонула. Другая продолжала прыгать и бить лапками по сметане. Хотя все ее движения казались бессмысленными, в конце концов сметана под ударами лягушечьих лап загустела и превра­тилась в комок масла. Лягушка влезла на него и выпрыг­нула из банки. Эта притча показывает, что эмоциональное возбуждение, приводящее даже к бесполезным, на первый взгляд, действиям, может оказаться спасительным.

ОСОЗНАТЬ ОГРАНИЧЕННОСТЬ
ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИЧИНЫ СТРАХОВ

Страх публичного выступления

В ситуации стресса полезно представить себе ОГРА­НИЧЕННОЕ влияние на будущее возможной неудачи очередного выступления. Александр Бек описал беседу со студентом, жаловавшимся на страх предстоящего пу­бличного выступления. Психотерапевт его спрашивает: «Чего, собственно, вы боитесь? Предположим, слушатели решат, что вы наихудший оратор. Разрушит ли это вашу 116



 

будущую карьеру? Откажутся ли из-за этого от вас родите­ли и жена?» Такие вопросы побуждали к реалистическому анализу последствий ожидаемой неудачи. В итоге студент с облегчением признал, что самый неприятный из возмож­ный исходов состоит в том, что у него пару дней будет плохое настроение, а затем все придет в норму.

СТРЕСС ПРИВОДИТ К НАРУШЕНИЮ
СТЕРЕОТИПОВ МЫШЛЕНИЯ

Как инопланетяне строили Вавилонскую башню

В одном из фантастических рассказов Генриха Альтова космические пришельцы вступают в контакт с жителями древнего Вавилона и пытаются научить их неким опера­циям во время строительства Вавилонской башни. По за­мыслу пришельцев, башня должна была стать чем-то вроде учебного полигона: собрали — разобрали, собрали — разо­брали... А для вавилонян первое требование «разобрать» оказалось эмоциональным и культурным ШОКОМ, силь­нейшим потрясением, поскольку они жили в мире постоян­ных сооружений, строили на века, а камень был символом тысячелетней истории. И хотя пришельцы сразу восстано­вили башню, НИКТО НЕ ПОВЕРИЛ, что это настоящая башня и настоящий камень.

НАДО ПОНИЗИТЬ ВОЗБУДИМОСТЬ?
СОЗДАЙ КОНКУРЕНТНЫЙ ОЧАГ

Иногда полезно перекормить ребенка

Несколько снизить возбудимость, возникшую по любой причине, можно ПРОИЗВОЛЬНО и осознанно формируя другой, конкурирующий очаг. Так, увеличение количества потребляемой пищи способствует более интенсивной вы­работке эндорфинов — сильных антистрессовых гормонов. Особенно это характерно для женщин. Как-то я спросила у известного психолога Алексея Николаевича Леонтьева: 117



 

«Как помочь ребенку сдать экзамены?» Он сказал, что в это время мать должна быть на кухне и несколько пере­кармливать ребенка. Это снизит его нервную возбудимость и поможет благоприятному исходу экзаменов.

ПАМЯТЬ БЫЛЫХ УСПЕХОВ РОДИТ
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, А ЭТО ЗАЛОГ УСПЕХА

Когда кажется, что нет выхода, надо делать хоть что- нибудь, МОБИЛИЗОВАТЬ весь свой успешный ОПЫТ, все свое мужество и рискнуть взяться за невыполнимое, казалось бы, дело.

Выигрывает тот, кто рискнул сделать попытку

Иллюстрируем эту мысль притчей. Король, чтобы выбрать из приближенных достойного на важный пост, предложил придворным испытание. Он привел всех пре­тендентов к двери в дальнем углу сада. Дверь была камен­ная, огромных размеров и, казалось, вросла в землю. «Кто сможет открыть эту дверь?» - спросил король. Один за другим придворные подходили, оглядывали дверь и гово­рили: «Нет». И только один решился — толкнул ее изо всех сил, и она легко открылась: она была оставлена неплотно прикрытой. «Ты получишь пост, — сказал король, - потому что ты не полагаешься на то, что видишь и слышишь. Ты привел в действие собственный опыт, силы и РИСКНУЛ ПОПРОБОВАТЬ!» Может быть, эти придворные имели разный жизненный опыт?

Роль раннего жизненного опыта в преодолении рака

Эмоциональное напряжение, вызванное вновь воз­никшей трудностью, определяется опытом преодоления подобных трудностей в прошлом. Чем успешнее был тот опыт, тем меньше травмируют новые, и тем вероятнее их эффективное преодоление. В исследовании Мартина Се­лигмана мышей разделили на три группы и в РАННЕМ 118



 

периоде развития они получили разный опыт: непреодо­лимых трудностей, преодолимых трудностей и отсутствия трудностей. Затем каждую группу снова разделили на три. Полученным девяти группам в одинаковом возрасте под­садили клетки саркомы. Обнаружилось, что они ОТТОРГА­ЛИСЬ только у тех, кто в раннем периоде развития входил в группу ПРЕОДОЛИМЫХ ТРУДНОСТЕЙ. Тем самым была показана определяющая роль раннего жизненного опыта, не только для всего последующего поведения животного, но даже и для сопротивляемости САРКОМЕ.

УТОЧНЕНИЕ ВЗАИМНЫХ ИНТЕРЕСОВ
СУЖАЕТ ПОЛЕ КОНФЛИКТА
И СНИЖАЕТ НАПРЯЖЕННОСТЬ

Моисей, человек и архангелы

При разграничении взаимных интересов часто выяс­няется, что не только зону конфликта можно уменьшить, но что и цели конфликтующих сторон столь различны, что предмета для конфликта вовсе нет. Однако эмоциональ­ное вовлечение в конфликт не позволяет этого увидеть, и требуются специальные усилия, чтобы такое положение стало очевидным. Эти усилия облегчаются переключением внимания на факторы, уточняющие ситуацию. Для иллю­страции используем притчу.

Когда Моисей восходил на гору Синай, архангелы спро­сили Бога:

— Чего ищет между ними этот женорожденный?

— Он пришел, чтобы получить Закон.

—Неужели, — продолжали они, — то сокровище, ко­торое хранилось 974 поколения. Ты дашь человеческому существу? Что такое человек, чтобы Тебе думать о нем, и сын человеческий, чтобы Тебе смотреть на него?

— Возражай ты, — сказал Бог Моисею.

— Я страшусь, — сказал Моисей, — чтобы они не со­жгли меня дыханием уст своих.




 

— Возьмись за престол славы Моей и держи им ответ.

— Владыка Вселенной, — начал тогда Моисей, — что находится в Законе, который Ты хочешь мне дать? Не на­чинается ли он так: «Я господь Бог твой, выведший тебя из Египта»? Но разве вы, ангелы, были в Египте рабами и работали там на фараона? Далее там сказано: «Да не будут тебе богами чужие», но разве вы жили между идолопоклон­никами? Так зачем же вам такой Закон? Потом сказано: «Помни день субботний», но разве вы работаете, чтобы нуждаться в успокоении? И опять сказано: «Не клянись ложно». Но разве между вами есть тяжбы? И еще сказано: «Чти отца и матерь свою», но разве у вас есть родители? И наконец, сказано: «Не убий, не прелюбодействуй, не укради»: но разве среди вас бывают такие дела?

И Бог одобрил Моисея, и ангелы полюбили его.

Таким образом, уточнение взаимных интересов, СУЖАЯ ЗОНУ КОНФЛИКТА, помогает разрешить конфликт.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОСТИ
СИТУАЦИИ СНИЖАЕТ СТРЕСС

Папанин и Кренкель в Арктике

Иллюстрируем это примером. В музее Арктики и Антар­ктики Санкт-Петербурга представлена палатка, в которой четверо отважных полярников зимовали на льдине в 1937- 1938 гг. Один из них — радист Эрнст Теодорович Крен­кель — был по происхождению немец и единственный из команды не член партии. Он был отличным специалистом, поддерживал постоянную радиосвязь с Землей, передавая полученные радиограммы начальнику экспедиции — Ива­ну Дмитриевичу Папанину. Среди них было много закры­тых партийных писем, которые Кренкель по должности расшифровывал. Над каждым таким письмом собиралась партячейка, а Кренкель, как беспартийный, не мог на них присутствовать. Пока шло обсуждение, его выгоняли из палатки на мороз, и он ВЫНУЖДЕН был, замерзая, бегать 120



 

вокруг палатки, проклиная все на свете. Затем его впускали, и Папанин сообщал резолюцию собрания. Кренкель ее за­шифровывал и отправлял на Землю. Вечерами он должен был отразить в дневнике свое политическое продвижение и если делал это слишком кратко, то Папанин ЗАСТАВЛЯЛ его переписать. Когда он делал эти «важные записи», Па­панин, которому как начальнику экспедиции полагалось оружие, чистил свой маузер, стоя прямо перед Кренкелем. Эта разборка и сборка маузера продолжалась в течение многих вечеров.

Со временем Кренкель возненавидел этот маузер и, будучи по натуре человеком веселым, искал случай раз­рядить накопившееся внутреннее напряжение, устроив на папанинском занятии какую-нибудь шкоду. Случай пред­ставился, когда команда в ореоле славы возвращалась из экспедиции в Москву. Папанин в своей каюте все так же ежедневно разбирал и собирал маузер. Улучшив минуту, Кренкель подложил к деталям разобранного маузера не­большую металлическую пластинку и «смылся» к себе в каюту. До конца пути папанинцы не видели своего началь­ника: сославшись на недомогание, он закрылся у себя в каюте и возился со свои маузером, пытаясь его собрать. Через несколько дней все увидели, что он совершенно из­мотан. Проклятая пластинка не находила себе места. По­чувствовав себя «отомщенным» за все «маузерные вечера» в палатке, Кренкель пожалел Папанина и рассказал ему все. Папанин возненавидел Кренкеля на всю оставшуюся жизнь!

УТОЧНЕНИЕ ФОРМУЛИРОВКИ
ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ СНИЗИТЬ СТРЕСС

Можно ли курить во время молитвы?

Новый ракурс рассмотрения проблемы иногда помогает обнаружить меньшую ее вредоносность. Обычно говорят, что главное — все рассмотреть объективно, однако что такое 121



 

объективность? Считается, что она связана с нелицеприят­ным, правдивым отражением события. Вместе с тем, то, что кажется реальностью при рассмотрении с определенной по­зиции, может оказаться неправомерным с точки зрения за­щиты более высоких ценностей или быть верным только в данной ситуации и в данном ракурсе рассмотрения про­блемы. Иллюстрируем это положение примером.

Два священника поспорили: можно ли курить и молить­ся одновременно. Один утверждал, что да, а второй, что нет. Чтобы решить этот спор, они решили написать Папе Римскому. Получив ответы, каждый из них утверждал, что Папа поддержал именно его точку зрения. Это привело их в недоумение. Наконец один спросил: «Как ты сформулиро­вал свой вопрос?» Второй ответил: «„Можно ли курить во время молитвы?" И Папа ответил мне так: „Конечно, нет, молитва — это серьезное занятие и отвлекаться во время молитвы непозволительно". А как сформулировал вопрос ты?» — «„Можно ли молиться во время курения?" И Папа ответил: „Конечно, молитва уместна в любое время"».

НОВАЯ УСТАНОВКА МЕНЯЕТ
САМООЩУЩЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

Если к тебе относятся, как к красавице, невольно похорошеешь

Группа студентов решила подшутить над малопривле­кательной, скучной и занудной студенткой. С этой целью все они стали оказывать ей всевозможные знаки внимания, всячески убеждая ее в том, что она пользуется невероятным успехом. Через некоторое время удивленные студенты об­наружили, что манера поведения девушки необыкновенно преобразилась — она стала уверенной в себе, благодаря чему, перестав страдать и стесняться себя, сумела показать присущие ей личные качества с лучшей стороны и, наконец, приобрела популярность, независящую от розыгрыша. Так повлияли на нее поведение окружающих и ее уверенность в их положительной оценке.




 

ЕСЛИ НАД ПРОБЛЕМОЙ
ПОСМЕЯТЬСЯ — СТРАХ ОСЛАБЕЕТ

У смеха нет более сильного врага, чем переживание. Чтобы искренне смеяться, надо на время забыть о жало­сти, раздражении, заставить замолчать злость и зависть. Смех — это отдушина. Именно юмор противостоит чрез­мерно повышенной оценке собственных взглядов. Посме­явшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начи­нает выглядеть более приниженной — простой и преодоли­мой, а следовательно, ситуация становится более управляе­мой. Посмеявшись, человек уже НЕ ЧУВСТВУЕТ большой ПОДАВЛЕННОСТИ и может ощутить себя хозяином по­ложения. Недаром отмечают, что тот, кто смеется, сдается последним. Известна роль анекдотов в разрядке напряжен­ности при нарастании тревоги в обществе.

Анекдот высвечивает

болевую точку отношений

Юмор выступает как способность смеяться над вещами, которые любимы, смеяться и, тем не менее, продолжать их любить. Для такого юмора необходима достаточно большая доброта к себе и другим, поскольку именно она противостоит чрезмерно повышенной оценки собственных взглядов.

Габровец решил купить квартиру. Когда его спросили, какой площади она должна быть, он ответил: «Настолько большой, чтобы из-за домашних дел у жены не оставалось времени торчать у своей матери, и настолько маленькой, чтобы теща не переселилась к нам».

Шерлок Холмс и доктор Ватсон приехали в Париж и стоят перед главной достопримечательностью Парижа — Эйфелевой башней, подавляющей своей высотой. Холмс говорит Ватсону: «Когда я был здесь двадцать лет тому назад, эта буровая вышка уже стояла. Похоже, они так и не добрались до нефти».




 

Клоун на космическом корабле

Значение юмора отражено в рассказе Эрика Рассела «Не­много смазки». «Уже несколько звездолетов не вернулись из полета. Железо выдерживало, но люди — нет. Отбирали лучших из лучших и непонятно, как в экипаже оказался на должности психолога такой человек. Любители психологии из экипажа быстро выяснили, что психологии он не знает. Он ронял чашки и стаканы, острил невпопад, путался в но­гах у специалистов, мешал всем, был постоянной мишенью остроумцев. Но... звездолет вернулся». Загадка раскрывает­ся только в конце рассказа — психологом был профессио­нальный клоун, умудрявшийся в самые трудные моменты смешить людей и тем самым снимать напряжение.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕПРЕССИИ
ПРИ ПОТЕРЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Помощь мужу, потерявшему жену

Известный психолог Виктор Франкл неоднократно демонстрировал свой способ оказания помощи постра­давшим. Приведу пару примеров из его практики. К нему обратился человек, переживший невосполнимую утрату — умерла его жена, с которой прошла вся его жизнь, и он остался один. У него началась депрессия, ибо он потерял смысл дальнейшего существования. Франкл спросил его:

— А что было бы, если бы первым умерли вы, и она осталась одна?

— Не дай бог, — воскликнул тот, — ей было бы невы­носимо тяжело.

— Ну, вот видите. Ваши сегодняшние страдания это определенная плата за то, что вашей жене не пришлось их пережить, что она умерла, окруженная вашей заботой и мог­ла утешаться тем, что вы живы. Вы должны задавать себе вопрос: как отнеслась бы ваша жена к вашей апатии и опу­стошенности? Тогда ответ на этот вопрос будет стимулиро­вать вас к дальнейшей жизни во имя памяти усопшей.




 

Консультирование внезапно ослепшей женщины

Случай формирования личностного смысла описан как результат консультирования женщины тридцати лет, внезапно потерявшей зрение. Прогноз был однозначный: видеть, даже частично, пациентка никогда уже не сможет. Узнав этот диагноз, женщина пыталась совершить само­убийство. В беседе с психологом она объяснила, что ей не для чего жить — работать архитектором она больше никогда не сможет, муж ушел, ухаживать за сыном она не способна. Смысл жизни появился, когда начался последова­тельный разбор отношений пациентки с маленьким сыном. «А кто будет ему рассказывать сказки на ночь? А с кем он сможет делиться своими радостями и горестями? Кто будет его утешать, согревать и любить так, как любите его вы?» Для появления нового смысла жизни часто оказывается достаточно организации СВЕЖЕГО ВЗГЛЯДА на интерпре­тацию давно известных фактов.

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ СО СТРАДАНИЯМИ
ДРУГИХ УМЕРЯЕТ БОЛЬ

Мать с умершим ребенком на руках

Известна история о том, как молодая мать, чей ребенок ПОГИБ так ВНЕЗАПНО, что она, не желая согласиться с этой смертью, пришла с ним к Будде, чтобы он воскресил его. Будда понял ее состояние, он знал, что в такой тяжелой ситуации матери поможет только отождествление с други­ми, также пострадавшими людьми. Он сказал, что она не одинока в своем горе. «Сходи в город и принеси несколько горчичных зерен из того дома, где никто никогда не уми­рал», — попросил он ее. Она пошла, но не смогла найти такой семьи. Когда она поняла это, она вернулась к Будде, оставив тело своего ребенка, и обрела внутренний мир.



 

ИНТУИЦИЯ

И УСЛОВИЯ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ





 

СПОСОБНОСТЬ
РАСТВОРЯТЬСЯ В ПРЕДМЕТЕ


Наставление Конфуция

Конфуций возвращался из Вэт в Лу, остановил повозку у моста и загляделся на реку: водопад ниспадал с высоты тридцать жэней, водоворот бурлил на девяносто, ни рыбе не проплыть, ни черепахе, ни кайману. А некий человек, собрался перейти его вброд. Конфуций послал к нему уче­ников, чтоб удержать его и сказать: «Тому, кто вздумает через него перебраться, придется нелегко!» Но человек их не послушался: он перебрался через поток и выбрался на другой берег.

— До чего же вы ловки! — воскликнул Конфуций. — У вас, видно, есть свой секрет? Как это вам удалось войти в такой водоворот и выбраться оттуда невредимым?

И человек ответил так:

— Как только вступаю в поток — весь ОТДАЮСЬ ему и ВВЕРЯЮСЬ. Так, отдавшись и вверившись, располагаю свое тело в волнах и течениях, не смея своевольничать. Вот почему могу войти в поток и снова выйти.

— Запомните это, ученики! — сказал Конфуций — Во­истину, даже с водой, отдавшись ей и вверившись, можно сродниться — а уж тем более с людьми!

ИНТУИЦИИ ПОМОГАЕТ
ОСТРАЯ НАБАЮДАТЕАЬНОСТЬ

Бальзак о своей наблюдательности

Оноре де Бальзак отмечал, что постепенно его НАБЛЮ­ДАТЕЛЬНОСТЬ приобрела остроту инстинкта, не прене­брегая телесным обликом, она разглядывала душу. Вернее сказать, она так метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала в его внутренний мир, позволяя ему жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла писа­теля способностью ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ себя с ним.




 

ОПОРА НА ЦЕЛОСТНОЕ
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ


Как преполаватели сулят о студентах?

Опытным преподавателям предложили всесторонне оха­рактеризовать студента. Для этого в их распоряжение пред­ставили личное дело, включающее: анкету, автобиографию, фотографию и образец письменной работы. Они должны были произвести анализ материала личного дела по общей для всех системе. Все 400 преподавателей работали с одним и тем же личным делом. Сущность эксперимента состояла в том, что в половину личных дел вклеили фотографию сим­патичного, серьезного и вдумчивого молодого человека, а в другую — фотографию малопривлекательного человека того же возраста. Оказалось, что, располагая массой объективных данных, подавляющее большинство преподавателей ОРИЕН­ТИРОВАЛИСЬ исключительно на ФОТОГРАФИЮ. Только 15% дали нейтральные заключения, а остальные разделились пополам в соответствии с полученной фотографией.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ —
ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВ ПОРЯДКА,
ГАРМОНИИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

Роль интуиции в профессии психиатра

Результат многолетнего накопления опыта в своей профессии отчетливо выявился в работе психиатра Ирле. Он разослал своим коллегам анкеты, включавшие вопрос: «Какое значение имеет интуиция в вашей практической работе?» Из ответивших 86% респондентов сообщили, что они могут безошибочно диагностировать некоторые забо­левания — с первого взгляда, на основании интуиции.

Пуанкаре о творчестве математиков

Как отмечал Анри Пуанкаре, в процессе математическо­го творчества важна не столько память, сколько ЧУВСТВО 128



 

того ПОРЯДКА, в который должны выстроиться элементы, чтобы в итоге получилась некая гармония. «Если у меня есть чувство этого порядка, ИНТУИЦИЯ, то я могу СРАЗУ ОБНЯТЬ всю совокупность рассуждений. Мне уже нечего бояться забыть какой-либо элемент. Каждый из них сам собой займет свое место, для него предназначенное, без вся­ких усилий со стороны моей памяти». Пуанкаре считал, что интуиция — начало двухкомпонентного процесса творче­ства. По его мнению, посредством интуиции — изобретают, то есть усматривают нечто новое в окружающем мире, а по­средством логики — доказывают. Логика говорит нам, что на таком-то пути мы, наверное, не встретим препятствий, но она не говорит, каков этот путь, который ведет к цели. Для этого надо ИЗДАЛИ ВИДЕТЬ ЦЕЛЬ, а способность видеть ее издали и есть интуиция. Вообще, среди математиков рас­пространено представление, что одним из основных крите­риев правильности полученных конструкций при переходе от подсознательно нащупанного интуитивного решения к осознанному служит возникающая при этом эстетическая оценка — чувство гармонии и изящество формы.

Интуииия авиаконструктора Туполева

Накопленный профессиональный багаж проявляется через интуитивные решения. Например, знаменитый авиаконструк­тор Андрей Николаевич Туполев сразу ощущал нарушение не­кой целесообразности. Как-то он увидел готовую к первому полету опытную машину и сказал: «Не полетит!» — и она не взлетела: не смогла оторваться от земли. Полезно отметить, что математическим расчетом подтвердить правильность его интуитивного утверждения смогли только через несколько лет.

ОСТРЫЙ ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ

Замедление ощущения течения времени у летчиков-испытателей

В своих воспоминаниях летчик-испытатель Марк Голлай неоднократно отмечал, что, когда он попадал в экстремальную 129



 

ситуацию, каждый раз происходило замедление времени. Вот один из отрывков.

«При испытании самолета „Лавочкин-5“ мотор пошел в разнос. В довершении всего откуда-то из-под капота вы­било длинный язык пламени, хищно облизнувший фонарь кабины. Снизу из-под ножных педалей в кабину попал едкий сизый дым. Пожар в воздухе! Это одно из худших происшествий, которые могут произойти на крохотном островке из дерева и металла, болтающемся где-то между небом и землей и несущем в своих баках сотни литров бензина. Дрогнул, двинулся с места и пошел по какому-то ДВОЙНОМУ СЧЕТУ МАСШТАБ ВРЕМЕНИ. Каждая се­кунда обрела способность неограниченно — сколько по­требуется — расширяться: так много дел успевает сделать человек в подобных положениях. Кажется, ход времени почти остановился».

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЯ
В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Рассказ Станислава Делла «Дознание»

В качестве примера, выявляющего преимущества ин­туиции, обратимся к рассказу Станислава Лема «Дозна­ние». В этом рассказе знаменитому командору Пирксу было предложено возглавить команду космонавтов, состоящую из людей и роботов. Существенно, что при этом «кто есть кто» в команде было неизвестно. Задача Пиркса состояла в том, чтобы после окончания полета сформировать не­предвзятое заключение о том, какие члены команды имеют преимущество в трудных полетах. Неявно предполагалось, что это роботы, поскольку они не имеют человеческих слабостей и превосходят людей в скорости реакции, счета и выполнении многих других операций. Самое интерес­ное, что Пирксу удалось создать в полете такое положение, в котором выявилась слабость робота — отсутствие у них интуиции, то есть их неспособность экстренно принимать НЕПРОСЧИТЫВАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ.



 

В ситуации ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЖИЗНИ экипажа он, как командир, устранился от управления и предоставил штур­ману (как он подозревал, роботу) возможность принимать решения. Тогда ярко обнаружилось ОТСУТСТВИЕ ИНТУИ­ЦИИ, поскольку робот предпринял такие действия, которые вели всех людей к неизбежной смерти. Только своевременное включение другим членом команды — человеком — тако­го качества, как ИНТУИЦИЯ, перевесило все скоростные преимущества робота и позволило людям спастись. Тем са­мым было продемонстрировано одно из достоинств ИНТУИ­ЦИИ - возможность скоростных СКАЧКОВ обнаружения решения, скачков, совершение которых не требует логически последовательного просчета. В этом случае результаты ин­туиции используются как подсознательно готовые, неоспо­римые положения, позволяющие и дальнейшие решения принимать быстрее и на более высоком уровне.

СПОСОБНОСТЬ ОСТРО ЧУВСТВОВАТЬ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

Обычно восприятие произвеления искусства интуитивно

Анри Бергсон считал, что с интуицией тесно связано непосредственное чувство, с помощью которого человек переносится вглубь предмета, чтобы испытать СОВПАДЕ­НИЕ с тем, что есть в нем единственного, невыразимого. Подобное СЛИЯНИЕ особенно отчетливо проявляется под воздействием произведения ИСКУССТВА. При этом, про­исходит как бы исчезновение воспринимающего и полное его погружение, растворение в мире произведения. Нильс Бор отмечал, что причина, по которой искусство может ОБОГАТИТЬ человека чем-то НОВЫМ, заключается в его способности дать человеку ПОЧУВСТВОВАТЬ ГАРМО­НИЮ, недосягаемую для систематического анализа. От­казавшись от точных определений, характерных для науки, искусство создает условия для проявления интуиции через целостное постижение красоты.




 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: