5. Основные понятия коррекционной педагогики.
У истоков коррекционной педагогики стоял Н.Н. Малофеев
Этапы эволюции отношения общества к лицам с ОПФР:
1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.
2. От осознания необходимости презрения к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.
3. От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей (с нарушением слуха, зрения, умств. отсталости)
4. От осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.
5. От изоляции к интеграции.
1. Спарта, др. Рим – умерщвление детей с ОПФР. С распространением Христ. Религ меняются взгляды.
1198 – Бавария - 1 приют для слепых, 1260 – Франция – 1 убежище для слепых.
Эпоха возрожд.15-17 вв – интерес философов к душевному миру психически больных. 17 в. – Фелик Платтер – первая классификация душевнобольных.
Коменский – рассмотрел взаимосвязь интеллект. Развития детей и поведения. Выделил 6 типов детей.
|
|
2. Переосмысление во франции гражданских прав людей с сенсорными наруш. 1778– открытие в париже спецшкол для глухонемых. 1784 – для слепых. 1793 – принята Декларация прав человека (Франция). Филлип Пинель – 2 формы слабоумия (врожденная и приобретенная)
Эспироль – ввел термин «Умств. Отст-ть» и 3 степени.
1774- Песталоцци – приют для детей (учреждение для бедных).
Фр. Психиатр Жан Итар – развитие с помощью тренировочных упр. Органов чувств и моторики. 1884 – Франция - принят кодекс Наполеона.
3. Вторая половина 19 нач 20вв. – гуманистическая концепция – дети получившие спец.образование перестанут быть обузой для общества и станут полезными членами. Психиатр Эмиль Крепелин ввел термин «Олигофрения».
Жан Филипп – критерии ненормальности- неспособности обучаться обычным образом
М. монтессори – система сенсомоторного воспитания слабоумных детей.
Идет развитие сети спец. Учреждений для детей с ИН и появляется законодат-я база.
1892 Англия – первые спецшколы для УО детей,
1903 Англ – создана национальная ассоциация в помощь дефективным детям.
4. -Развитие законодательной базы спеобразования.
- Структурное совершенствование спец систем спецобразования
- расширение охвата специальным обучением нуждающихся
- Формирование новой культурной нормы –«уважение к различиям между людьми»
5. Характеризуется перестройкой организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ, увеличением колличества специальных классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах.
|
|
8. Этапы становления системы спец. образования в России и Беларуси.
3 период –
1806-1930гг. – создается сеть специальных образовательных учреждений. 3 вида:
Для незрячих, неслышащих и с интеллектуальной недостаточностью.
После 1917г. Система спец образования становится частью специальной государственной образовательной системы.
Ведущим типом гос. Учреждений становятся школы-интернаты.
4 период – до 1991 г.
Специальные классы для детей с ЗПР,
Первые экспериментальные классы для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, специальные дошкольные учреждения.
5 период: с 1991 по настоящее время.
Переход к моделям интегрированного обучения и воспитания.
Модели:
Спецгруппы, Группы интегрированного обучения и воспитания,
Спецклассы, Классы интегрированного обучения и воспитания,
Модели инклюзивного образования.