Вопросы к экзамену по истории зарубежной музыки для студентов 1 курса, исполнительских специальностей, звукорежиссёров и композиторов

Вопросы к экзамену по истории зарубежной музыки для студентов 1 курса, исполнительских специальностей, звукорежиссёров и композиторов.

1 семестр 2021-2022 учебного года.

Преподаватель В.П. Кадочников.

1. Грегорианский хорал.

2. Многоголосие Средневековья.

3. Нидерландская полифоническая школа.

4. Мадригал в Италии в XVI – начале XVII века

5. Музыкально-историческое значение опытов Флорентийской камераты. Дж. Пери, Дж. Каччини, Э. дельи Кавальери.

6. Жизнь и творчество К. Монтеверди.

7. Опера Монтеверди «Коронация Поппеи».

8. Главные оперные центры Италии в XVII веке.

9. Жизнь и творчество Генриха Шютца

10. Опера Пёрселла «Дидона и Эней».

11. Главные периоды в творчестве И.С. Баха.

12. «Страсти по Матфею» И.С. Баха.

13. Жизнь и творчество Г.Ф. Генделя.

14. Оратория Генделя «Мессия».

Список музыкальных произведений для семестрового итогового звукового тестирования знаний

1. Бах И.С. – Каприччо на отъезд горячо любимого брата.

2. Бах И.С. – Страсти по Матфею.

3. Гендель Г.Ф. – Мессия.

4. Гийом де Машо – Месса.

5. Гийом Дюфай – Месса «L’homme armé».

6. Монтеверди К. – Опера «Коронация Поппеи».

7. Палестрина Дж.П. да – Мадригал «На берегу Тибра» («Alla riva del Tebro»).

8. Пёрселл Г. – Опера «Дидона и Эней».

Литература:

Учебники:

1. Грубер Р. Всеобщая история музыки. Часть первая. М., 1960

2. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Том 1. М., 1983

3. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М.,1978.

Справочная литература:

1. Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка. Л., 1974.

2. Музыкальная энциклопедия. Т Т.1-6. М., 1973-1982

3. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

4. Музыкальный словарь Гроува. М., 2001.

5. Шеринг А. История музыки в таблицах. Л., 1924.

Литература, освещающая несколько вопросов:

1) Горович Б. Оперный театр. Л., 1984.

2) Конен В. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. М., 1975.

3) Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975.

4) Луцкер П., Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Часть 1: Под знаком Аркадии. М., 1998.

5) Мугинштейн М. Хроника мировой оперы 1600–1850. Екатеринбург, 2005.

6) Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. В восьми выпусках. Выпуск второй. Опера в XVII веке в Италии, Франции, Германии и Англии. М., 1987.

Дополнительная литература к отдельным вопросам:

1.Грегорианский хорал.

1) Андреев А. Грегорианский хорал. М., 2004.

2) Апель В. Григорианский хорал // Грегорианский хорал. Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Сб. 20. Сост.: Т.Кюрегян, Ю.Москва. М., 1997.

2. Многоголосие Средневековья.

1) Евдокимова Ю. История полифонии. Выпуск 1. М., 1983

2) Кудряшов Ю. Музыкальная готика мессы Гийома де Машо // Музыкальная культура средневековья. Теория. Практика. Традиция. Л., 1988.

3) Поспелова Р. Западная нотация XI–XIV веков. Основные реформы. (на материале трактатов) М., 2003.

3. Нидерландская полифоническая школа.

1) Коннов В. Нидерландские композиторы XV-XVI веков. Л., 1984

2) Ливанова Т.Н. Нидерландская музыкальная школа и проблема Возрождения // Ливанова Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М., 1981.

3) Реброва Г. Месса Г. Дюфаи «L’homme armé» (К проблеме стиля). Дипломная работа. Свердловск, 1978

4) Симакова Н. Мелодия «L’homme armé» и её преломление в мессах эпохи возрождения // Теоретические наблюдения над историей музыки. Сборник статей. Сост. Ю.К. Евдокимова и др. М., 1978

5) Холопов Ю. Канон. Генезис и ранние этапы развития. // Теоретические наблюдения над историей музыки. Сборник статей. Составители Ю.К.Евдокимова и др. М., 1978.

4. Мадригал в Италии в XVI – начале XVII века.

1) Дубравская Т. Истории полифонии. Выпуск 2 б. Музыка эпохи Возрождения XVI век. М., 1996.

2) Дубравская Т. Мадригал (жанр и форма) // Теоретические наблюдения над историей музыки. Сб. ст. Сост. Ю.К. Евдокимова, В.В. Задерацкий, Т. Ливанова. М., 1987.

3) Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985.

5. Музыкально-историческое значение опытов Флорентийской камераты.

----

6. Жизнь и творчество К. Монтеверди.

1) Бронфин Е. Клаудио Монтеверди. Краткий очерк жизни и творчества. Л., 1970

2) Конен В. Клаудио Монтеверди. М., 1971

3) Кузнецов К.А. Музыкально-исторические портреты. М. 1937

7. Опера Монтеверди «Коронация Поппеи».

1) Конен В. Клаудио Монтеверди. М., 1971

2) Чернышев О. Загадка Монтеверди или Кто написал «Коронацию Поппеи» // Старинная музыка 1999 № 1.

8. Главные оперные центры Италии в XVII веке.

1) Роллан Р. Опера в XVII веке в Италии, Франции, Германии и Англии. // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Выпуск второй. М., 1987

9. Жизнь и творчество Генриха Шютца.

1) Захарова О. Музыкальная риторика XVII века и творчество Г. Шютца // Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. Сост. Р. Ширинян. М., 1980.

2) Конен В.Д. Генрих Шютц (1585-1672). // Мастера классического искусства Запада. Сб. ст. Ред. и сост.В.Н. Прокофьев. М., 1993.

3) Штейнгард В. Генрих Шютц. Очерк жизни и творчества. М., 1980.

10. Опера Г. Пёрселла «Дидона и Эней».

1) Конен В. Пёрселл и опера. М., 1978.

2) Уэстреп Дж. Пёрселл. Л., 1980.

11. Главные периоды в творчестве И.С. Баха.

1) Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха. Составитель Х.Й. Шульце. М.,1980.

2) Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. М., 1982.

3) Ивашкевич Я. Иоганн Себастьян Бах // Музыкальная жизнь 1988 №2.

4) Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002.

12. Страсти по Матфею И.С. Баха.

1) Друскин М.С. Пассионы и мессы И.С.Баха. Л., 1976.

2) Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений. Все творения великого мастера. Перевод игумена Петра (Мещеринова). М., 2014.

3) Ливанова Т.Н. Большая композиция в пору И.С.Баха // Вопросы музыкознания. Выпуск II. М., 1955.

4) Сапонов М.А. Шедевры Баха по-русски. М., 2005.

13. Жизнь и творчество Г.Ф. Генделя.

1) Кириллина Л. Гендель. М., 2017.

2) Леопольд С. Оперы Генделя.М., 2014.

3) Роллан Р. Гендель.// Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Выпуск второй. М., 1987.

4) Федосеев И. Оперы Г.Ф.Генделя и Королевская академия музыки в Лондоне (1720-1721). Л., 1996.

14. Оратория Генделя «Мессия».

1) Кириллина Л. Оратории Г.Ф. Генделя.М., 2008.

2) Сапонов М.А. Оратория Генделя «Мессия» // Старинная музыка. 1999 № 4.

3) Федосеев И.С. Оратория Г.Ф.Генделя и её значение в развитии жанра. Автореф. дисс… кандидата искусствоведения. Л., 1981.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: