Лирическая песня. Характерные черты протяжной лирической песни

Лирическая песня - жанр народно-песенной культуры, часто определяемый как «вершина» всего народного музыкального творчества. Широко известна Любовь самих певцов к лирической песне, о ней говорят «проголосная», «голосовая», «волоковая», «растяжная», «долевая», «долгая». В XX веке к этой характеристике ее звучания добавился эпитет «старинная», означавший, что традиция ее исполнения постепенно уступила место новому песенному стилю.

Лирическая песня бытовала свободно вне обряда, их пели «на людях» - на гулянье, свадьбах, в ожидании стада у околицы и «для себя» - в «беседах».43 Лирическая песня была способом выражения внутреннего душевного состояния поющего человека; размышляя о своей судьбе, он одновременно с пением и думал и чувствовал.

Лирическая песня - одна из многих загадок музыкального фольклора. Современному человеку трудно понять, как неграмотное крестьянское сословие сочиняло песни, поэтический язык которых стал для русских поэтов XIII века образцом, достойным подражания. В XIX веке этнографы всерьез обсуждали вопрос о том, кто создавал крестьянам их лирические песни, полагая, что авторами могли быть выходцы из привилегированного сословия. С того времени, когда широко бытовала крестьянская лирическая песня, сознание и психология человека сильно изменились. Крестьянин всю свою жизнь мог безвыездно прожить в одной деревне, для него представление об этом мире очерчивалось линией горизонта, за которым начинался «край света». Песенное выражение «синё море» сами певцы понимали как некое сказочное «тридесятое царство». Окружающая человека природа, присвоенная им полно и гармонично, олицетворяла в его сознании покой, вечность и неизменность, а чувства человека, эмоциональные переживания - как преходящее и изменяемое. Оттого жизнь осознавалась с позиции «счастье - несчастье», «судьба - не судьба», «среча - не среча». Внутренняя сторона жизни: чувство долга, любви, дружбы, гамма переживаний по поводу семейного разлада, разлуки, страданий, чувства вины в песнях вольных людей (разбойничьих) - все это осмысливалось человеком одновременно в звуке и слове.

Лирическая песня открывает нам этот разнообразный мир чувствований русского крестьянина, передает нам прикровенный и сдержанный тон страдания, тоски, любовного ожидания, разочарования, терпения. Осмысление себя и своих чувств в крестьянской лирике не было связано с проявлением индивидуализма. Для крестьянского сознания не характерно деление на свое и чужое горе (нередко крестьянская община представляла собой одну разросшуюся семью), поэтому мысли о себе казались более скудными и, главное, бессмысленными, чем мысли «о нас». Показательно в этом плане, что в песнях-обращениях к весне, морозу, коляде, птицам крестьянин пел: «дай нам» и никогда «.дай мне» и просил столько, «чтоб хватило на всю братию христианскую».

Лирическая песня - жанр типичный для музыкального фольклора разных народов В музыкальной фольклористике и литературоведении выработался не одинаковый подход к определению «лирического» в народно-песенном творчестве. Литературоведы к роду лирики относят почти все произведения фольклора: в песенных сборниках наряду с любовными и семейно-бытовыми песнями лирическими считаются также исторические, былины, баллады и многие другие народные песни. Музыковеды при определении жанра опираются на характер звучания песни, ее интонационно-образную форму. Лирическими называются широкораспевные песни, в которых на первый план выступают переживания, чувства и эмоции человека, строй его мыслей. Подобные песни есть в музыкальном фольклоре многих народов, но у русских лирические песни отличаются особенно заунывным, тягучим и протяжным звучанием. Эту особую форму лирической песни северорусских славян И.И. Земцовский назвал «протяжной», отмечая, что у белорусов и украинцев таких песен, тождественным русским, нет. Определением «лирическая протяжная песня», таким образом, сужается граница понятия лирического в народном музыкально-песенном творчестве.

Вопрос о происхождении лирических песен до настоящего времени не решен. И.И. Земцовский, считает, что как самостоятельный жанр лирическая песня сложилась в период русского средневековья в Московской Руси не ранее XIV века, то есть «не ранее того, как русские стали русскими».'4 Формирование единого русского государства, русской нации, падение монголо-татарского ига - совокупность этих весомых исторических событий повлияла на развитие народного мышления и сознания, привела к дальнейшему разветвлению жанровой системы фольклора, выделив лирическое в самостоятельный жанр.

Источником крестьянской лирики явились эпические песни-былины. В них сюжет, повествующий об исторических событиях, и эмоциональная оценка этого события были слиты, то есть эпос и лирика находились в состоянии нераздельного целого. В лирической песне содержательная часть становится вторым планом, фоном для раскрытия внутренних чувств поющего; этот жанр свидетельствовал о рождении нового рода высказывания - лирики. Лирическая песня обладает своим ярким поэтическим языком, для нее характерны обилие существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «головушка», «кудеругики», «воротечки»; обилие эпитетов: «голубочек», «соловушко», «jреченька», «пташенька». Своеобразие поэтического языка, придающее ему особую красоту - в обратном употреблении эпитетов: не в препозиции (перед словами, которые они определяют), а в постпозиции (после определяемых слов): «солнце красное»; «ночка темная», «реченька быстрая», «поле чистое».

Для поэтики лирических песен характерно обращение к родимой матушке, к родному батюшке, или риторического характера «уж ты, ночка темная». Тоническая система стихосложения народной песни часто бывает двухударной:

Из-за лесу, лесу темного, Из-за садика зеленого Заходила туча грозная, Не дождлива, не погодлива. Характерно наличие цепных повторов: Никак невозможно,

Никак невозможно без печали век прожить.

Без печали век прожить..,

Любить друга милого, по нем не тужить.

В реальном песенном варианте поэтический язык обогащается такими средствами, как словообрывы (Эх, по заря.,,ам да по...), междометия (ах, эх, ой, да), разряжение согласных звуков гласными (дорожен(и)ка).

Характеризуя поэтический язык лирических песен, нельзя не отметить развитую систему символики - употребление образов в переносно-поэтическом значении. С..Т. Лазутин считает это явление спецификой «лирического» мышления. П.С. Выходцев среди символов выделяет устойчивые образы, создающие глубокий лирический подтекст: переход через речку (вступление в новую жизнь, в брак), горящая свеча или мост (любовное стремление), расплетение^девичьей косы (символ замужества), топтание травы (любовное обладание)."" Часто символом молодца являются месяц, сокол, селезень, соловей; красной девицы - лебедушка, лазоревый цветок, серая утица (утушка),' малина-ягода. Разнообразные символы счастья и несчастья заполняют содержание лирических песен. «Смысл употребления символов в том, что они придают песне поэтическую образность, помогают ей с наибольшей глубиной и силой выразить те или иные мысли, чувства и настроения», - отмечает С.Г. Лазутин.47

Тематика и сюжеты протяжных песен разнообразны: песни о разлуке, о неравном браке, о несчастной любви, о смерти на чужбине, о смерти воина в чужом краю, песни так называемые «расставательные», которые пели, провожая солдата на службу; песни неволи (полоняночные, тюремные^ арестантские, темничные). Главными тематическими группами песен являются: семейно-бытовые, рекрутские (солдатские), песни вольных людей и песни о неволе и песни о смерти.

Яркость и образность музыкального языка протяжных песен - явление не менее удивительное, чем поэтический стиль.

При анализе музыкальной стороны образцов этого жанра исследователь сталкивается с невозможностью оценить, измерить, систематизировать, классифицировать средства музыкальной выразительности протяжной песни с позиции музыкально-теоретической науки. Ее напев (по-народному «голос») слишком отличается оттого, что мы привычно называем мелодией, это скорее «песенная речь» (выражение A.M. Мехнецова); она развивается свободно, ее не сковывают границы тактов, и ударных долей. Напевы лирических песен связаны не с музыкальными законами, а с природой человека - как только заканчивается у певицы дыхание, заканчивается и музыкальная фраза.

Вариантность как принцип развития вообще характерный для народной песни в протяжной песне выступает особенно наглядно и выражается в почти полном отсутствии точных повторов. Одним из первых исследователей, обратившим внимание на эту сторону народно-песенного творчества, был известный собиратель музыкального фольклора Ю.Н. Мельгунов.48

Главная трудность для нас в исполнении протяжных песен - в их свободном метре, в отсутствии единой системы упорядочения сильных и слабых долей музыкального времени. Обилие внутрислоговых распевов составляет еще одну отличительную особенность протяжной песни. Народные певцы растягивали звучание слога для более глубокой передачи лирического чувства - этот своеобразный народный прием музыкально-поэтической выразительности часто встречается на междометиях «ох», «ах», «ой» и др. Растягивание слога внутри вокального слова, разрушающего его целостную звуковую оболочку, а также использование многочисленных вставных частиц и словообрывов затрудняло восприятие песенного текста. Однако, для народных исполнителей выразительная сторона протяжной песни являлась более значимой, чем передача содержания, и, кроме того, песня пелась не для слушателя, а для себя. Мелодию лирической песни образно сравнивают с кружевом. Действительно, в ней затейливые изгибы складываются в разнообразные и неповторяемые мелодические рисунки. При этом каждая фраза вносит новые элементы в развитие мелодического рисунка и строение художественного образа.

Первый куплет - зачин, вступление, настройка певца, почти всегда отличается импровизационным характером, связанным с трудностями припоминания песни. Начиная со второго куплета течение песни принимает упорядоченный вид: мелострофа делится на четыре фразы, из которых третья является кульминационной {«.навсегда ты во мне но...»). Совершенно не задумываясь над композицией песни, народные певцы интуитивно создают в процессе исполнения безупречную по логике развития композицию, в которой есть начало, его утверждение, кульминация и логическое завершение.

В конце XIX века и в рубежный период, вместе с необычайно быстрым распространением городской песни и частушки, в мелодику протяжной песни начинают проникать интонации нового песенного стиля: семиступенные мажорные и минорные лады, ходы по трезвучию, высокая VII (гармоническая) ступень в миноре и т.д. Менее подверженным изменениям оказался поэтический стиль, но и он стал «обогащаться» новыми речевыми оборотами, не свойственными старинной крестьянской протяжной песне. Примером может служить Костромская песня «Уж ты Дунюшка-Авдотьюшка», в которой старинный напев и характерный для протяжной песни тип стихосложения соединяются с лексикой, идущей от городской песни и частушки («бипьярд»,

«кралечка», «трактир»).

В конце XX века традиция исполнения протяжной песни начинает

забываться и постепенно угасать.

• сосредоточенность на выражении внутреннего психологического состояния;

• особая система поэтической выразительности: словообрывы, междометия и вставные частицы, система образных параллелей и символов;

• распевность, непрерывность, текучесть музыкального развития;

• обилие внутрислоговых распевов;

• вариативность и импровизационность;

• опора мелодии на речевое интонирование;

• рельефный мелодический рисунок;

• свободный или нерегулярно акцентный метр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: