Народные песни

Песня – стихотворное произведение, которое исполняется в одиночку или хором. Песня может рассматриваться и как поэзия (искусство слова), и как музыка.

Народная лирика отличается от литературной лирики не только видовым качеством, но и по своему конкретному содержанию. Так, передаваемые народной лирикой мысли и чувства имеют более обобщённый характер, кроме того, она насыщена бытовым жизненным материалом.

Народные лирические песни по манере исполнения делятся на частые и протяжные. Частые исполняются в определённом хореографическом или хореографически-драматизированном сопровождении. Частые народные лирические песни – это игровые, хороводные и плясовые. Игровые используются во время различных игр, хороводные – в хороводах, плясовые – во время пляски.

Главная тема молодёжных игр и сопровождающих их песен – тема любви, женитьбы или замужества. Композиционные функции песен в играх различны: они могли предварять игру, сопровождать её течение («В костыль», «Со вьюном», «Хоронение золота» и др.).

Хороводные песни значительнее игровых как по содержанию, так и по форме. Их подразделяют на два вида: хороводно-игровые и собственно хороводные. Хороводно-игровые песни близки с игровыми: главное в них – тема любви, выражение симпатий, а то и символически-игровое сватовство («На горе то мак, мак, мак», «Уж я сеяла, сеяла ленок», «Сею, вею я капустыньку», «Мимо саду, мимо саду» и др.).

Ведущая тема собственно хороводных песен тоже тема любви. Поэтому главные их герои – девушка и молодец. В собственно хороводных песнях широко используются такие композиционные формы, как монолог, диалог («Я по сеням шла», «Я пойду ли молодёшенька»), повествование («А мы просто сеяли», «Калинка ли моя, малинка ли моя»).

Характерной чертой плясовых песен является ритм, часто встречается мужская рифма. Обычно рифмуются радом стоящие строки.

Общий тон плясовых песен жизнерадостный. В основном они посвящены любви («Как за нашим за двором», «Уж ты сад ли, мой садочек», «Сидит Катя под окошком» и др.).

Протяжные лирические песни представляют собой тематические циклы. Главные из них: любовные, семейно-бытовые, бурлацкие, ямщицкие, солдатские, удалые.

Содержание любовных песен – отношения между юношами и девушками, а семейно-бытовых – отношения между членами семьи.

Бурлацкие, ямщицкие и солдатские песни полны тоски и печали. Что касается удалых песен, то их эмоциональный колорит обычно светлый, поскольку воспевается обретённая воля, свобода.

Итак, протяжные лирические песни – это широкая картина народной жизни, представленная крестьянином, крестьянкой, молодым юношей, девушкой, ямщиком, солдатом, бурлаком, удалым разбойником. Именно они дают оценки различным сторонах общественной и семейной жизни; их мысли и чувства составляют идейно-эмоциональное содержание устной лирики («Ах как выдали младу не за милую ладу», «Из-за лесу, лесу темного», «Ах ты молодость моя молодецкая», «Дубинушка», «Степь Моздокская», «В чистом поле стояло тут дерево», «Что пониже было города Саратова», «О чём ты, Машенька, плачешь…», «При долинушке стояла», «Соловей мой, залетная пташечка» и др.).

Собирание народных песен началось в XVII веке (Г.Н.Теплов, Н.Г.Курганов). Большой вклад в изучение народной лирики внесли А.С.Пушкин, А.В.Кольцов, П.В.Киреевский, П.В.Шейн, А.И.Соболевский, С.Г.Лазутин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: