Контрапункт простой и сложный. Вертикально-подвижной контрапункт

Простым контрапунктом называется такое соединение голосов, которое не предполагает его последующих трансформаций; обычно оно встречается единожды на протяжении всего сочинения. Сложным контрапунктом, напротив, называется такое соединение голосов, которое встречается в сочинении не один раз, причем при его повторениях сами голоса, как правило, остаются неизменными, но изменяются их соотношения. Соединение голосов в сложном контрапункте, которое звучит впервые, называется первоначальным соединением:; всякое повторное проведение этих же голосов называется производным соединением. Сложный контрапункт включает три разновидности в зависимости от характера трансформаций в производных соединениях. Вертикольно-подвижной контрапункт характеризуется смещением голосов относительно друг друга в производных соединениях по вертикали:

Горизонтально-подвижной контрапункт характеризуется смещением голосов относительно друг друга в производных соединениях по горизонтали. Вдвойне-подвижной контрапункт предполагает смещение голосов относительно друг друга в производных соединениях и по вертикали, и по горизонтали.

Вертикально-подвижной контрапункт является наиболее часто встречающейся разновидностью сложного контрапункта в строгом и свободном стиле. В том случае, если производное соединение в двухголосии предполагает не просто смещение по вертикали, но и изменение позиций голосов относительно друг друга (верхний становится нижним или наоборот), вертикально-подвижной контрапункт называется двойным контрапунктом; если подобное изменение позиций характеризует трехголосие, такой контрапункт называется тройным.

Двойной контрапункт Двойной контрапункт - одна из устоявшихся форм изменений в соотношении голосов в производных соединениях. Разновидности двойного контрапункта определяются его показателем, который называется Index verticalis, сокращенно - lv (обозначение С.И. Танеева). Iv представляет собой алгебраическую сумму интервалов перемещений голосов в производном соединении. Движение верхнего голоса вверх или нижнего вниз описывается числом со знаком плюс (+), а верхнего вниз или нижнего вверх - со знаком минус (-). И поскольку в двойном контрапункте голоса в производном соединении меняются местами, то показатель двойного контрапункта представляет собой отрицательное число. При этом интервалы перемещений обозначены следующими числами (танеевская система): прима - 0, секунда - 1, терция - 2, кварта - 3, квинта - 4, секста - 5, септима - 6, октава - 7. Интервалы шире октавы образуются путем складывания чисел простого интервала и обозначающего октаву; например: нона - 8 (1+7), децима - 9 (2+7), ундецима - 10 (3+7), дуодецима - 11 (4+7), и т.п. Таким образом, алгебраическая сумма интервалов перемещений голосов в примере 1 (определяется по интервалам между соответствующими звуками одного и того же голоса в производном соединении в сравнении с первоначальным) окажется равной -14: верхний голос опустился вниз на кварту (-3), нижний голос поднялся вверх на дуодециму (-11), следовательно, [-3 + (-11)] равно -14 и соответственно iv=-14, т.е. это двойной контрапункт октавы (14 = 7+7); таков же показатель контрапункта в примере 2, но здесь каждый голос сместился на октаву: lv= -7+(-7) = -14. В полифонической литературе чаще всего используются разновидности двойного контрапункта со следующими показателями: lv= -7 (-14, -28 и т.п.) - двойной контрапункт октавы, 1„= -9 (-2, -16, -23) - децимьг, lv= -11 (-4, -18, -25) - дуодецимы.

Контрапункт с удвоением Разновидностью вертикально-подвижного контрапункта с lv= ±2 является контрапункт с удвоением, в котором первоначальное и производное соединения могут быть совмещены; при этом один из голосов оказывается удвоенным в терцию. Эта разновидность контрапункта широко используется не только в полифонической музыке, но и в сочинениях, созданных на основе гомофонно-гармонического мышления.

Тройной контрапункт-Если в рамках двойного контрапункта возможно только одно перемещение голосов, верхнего вниз, а нижнего вверх, то при использовании тройного контрапункта из одного первоначального соединения возможны 5 производных: Большое количество производных соединений позволяет композитору добиваться ощутимого разнообразия при проведениях одного и того же материала и при наличии даже сравнительно непродолжительного первоначального соединения выстраивать довольно обширные композиции, в которых основное место предоставлено проведениям в тройном контрапункте (см., например, Прелюдию A-dur из II тома ХТК, а также многие Трехголосные инвенции Баха).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: