Физика в баскетболе. Технологическая карта внеурочного занятия

Физика в баскетболе. Технологическая карта внеурочного занятия

 

Авторы внеурочного занятия: Пронина Анастасия Дмитриевна, учитель физики МБОУ СОШ №25 г. Пензы им. В.П. Квышко

                                            Павлов Сергей Юрьевич, тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ №1 г. Пензы

 

Технологическая карта внеурочного занятия 

 

Место проведения

Спортивный зал МБОУ ДОД ДЮСШ №1 – социального партнёра МБОУ СОШ №25г. Пензы им. В.П. Квышко

Интеграция предметов

Физика, физическая культура

Класс

7

Тема

Физика в баскетболе

Цель занятия

Физика: закрепить теоретические знания о силе тяжести, силе трения и т.д. посредством личного практического двигательного опыта

Физическая культура: обеспечить усвоение учащимися навыка выполнения технических действий: перемещений, владения мячом, бросков. 

Задачи:

Образовательная :  

Физика:

-усвоить понятия сила тяжести и сила трения

-организовать применение учащимися знаний явления тяготения и формулы нахождения силы тяжести

-раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни

Физическая культура:

- познакомить с историей развития баскетбола в Пензе

- совершенствовать комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом;

- совершенствовать знания правил и умения играть в баскетбол.

Развивающая:

Физика:

-развивать познавательный интерес, мотивацию к изучению физики, развивать внимание,

наблюдательность, память

-развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по увиденному

Физическая культура:

- способствовать развитию выносливости, координационных способностей, скоростных качеств, меткости;

- содействовать развитию психологических процессов: внимания, памяти, мышления.

Воспитательная:  

- содействовать воспитанию нравственных качеств и патриотических чувств, формированию навыков коллективного взаимодействия и межличностного общения.

Основные термины, понятия

Физика: Сила тяжести, сила трения, ускорение свободного падения, масса. Явление тяготения

Физическая культура: Перемещение, стойка, повороты, ведение мяча (дриблинг), защитник, нападающий, осевая нога, игровые моменты, броски мяча, область штрафного броска, пробежка, 30 секунд, фол, финт, экспозиция «Пензенские звёзды баскетбола».

Планируемый результат

Предметный

Учащийся:

Физика:

-сумеет описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести, силы трения и явления тяготения

- сможет использовать приобретенные ранее знания в повседневной деятельности, а в частности при практическом двигательном опыте

- узнает историю   развития баскетбола в Пензе;

- овладеет знаниями о правилах игры в баскетбол;

- приобретет опыт организации самостоятельных занятий баскетболом в досуговой деятельности;

- освоит технику ведения, передач и броска мяча в кольцо в рамках своей в рамках своих индивидуальных двигательных возможностей;

- расширит двигательный опыт за счет упражнений, ориентированных на развитие физических качеств.

 

 

Метапредметный Регулятивные: - уметь сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность по результату; - формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний; - формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее в соответствии с требованиями и правилами. Познавательные: - оценивать свои достижения; - выделять и формулировать цели и способы их осуществления; - осуществлять поиск необходимой информации; - организовывать свою деятельность в сотрудничестве с учителем и сверстниками; - самоконтроль и самооценка. Коммуникативные: - формировать навыки и способность управлять своими эмоциями в процессе занятий физической культурой, владеть умением, предупреждать конфликтные ситуации; - сохранять доброжелательное отношение к товарищам и учителю, адекватно реагировать на замечания; - обладать умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; - уметь логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника; - слушать и слышать друг друга и учителя, уметь брать на себя инициативу в организации совместной деятельности. Личностный - формировать нравственные качества и патриотические чувства; - формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; - формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная: участие в интерактивной беседе, общеколлективное участие в двигательных видах деятельности.

Индивидуальная: выполнение заданий в зависимости от уровня физической подготовленности.

Парная: выполнение упражнений в парах.

Групповая: выполнение игровых действий в командах.

Оборудование Экспозиция «Пензенские звёзды баскетбола», созданная в результате проектной работы учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и временно освобождённых от уроков физической культуры; баскетбольный мяч на каждого учащегося.
     

 

Этап урока Время Содержание учебного материала Методы и приёмы работы Формы организа- ции учебной деятель-ности Деятельность учителя Деятельность обучающихся Комментарии
Подготови- тельный этап 10 минут

 

1. Организация подготовки учащихся к занятию 1 минута   Построение около информационного стенда ДЮСШ №1 Словесный (распоря-жения, команды) Фронтальная Создаёт эмоциональный настрой на занятие. Павлов С.Ю.: «Здравствуйте, ребята! Сегодня вы находитесь в гостях в спортивном зале ДЮСШ №1 г. Пензы. Я предлагаю вам провести занятие в условиях, приближенных к точному воспроизведению техники игры в баскетбол. Площадь зала, высота колец, разметка соответствуют международным стандартам проведения соревнований по баскетболу» Знакомятся с экспозицией ДЮСШ (фото, грамоты, кубки). В приложении №1 размещён фотоколлаж с фрагментами занятия  
2. Актуализация знаний учащихся   9 минут Обзорная экскурсия по экспозиции «Пензенские звёзды баскетбола».               Подготовка организма к выполнению технических действий без мяча и с мячом, активизация психологических процессов. Бег: - бег по прямой с постоянным контролем за мягкостью   и свободой бега,с постановкой ног перекатом с пятки на носок; - бег с прыжками с ноги на ногу с переходом на обычный бег; - перемещения приставными шагами (вправо, влево боком, спиной вперед); - прыжки с разбега вверх толчком одной ногой. ОРУ: - И.п.- стойка ноги врозь, кисти в замок. 1-4 круговые вращения кистей в лучезапястных суставах вправо; 3-4 - то же влево. - И.п.- стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4 круговые вращения в локтевых суставах внутрь; 1. 5-8 - то же наружу. - И.п.- стойка ноги врозь, руки к плечам. 1- 4 - круговые вращения в плечевых суставах вперёд; 1. 5-8 – то же  назад. ОРУ с мячом: -И.п.- стойка ноги врозь, мяч в руках на уровне пояса. 1-2- вращение мяча вокруг себя в правую сторону; 3-4 – то же в левую. - И.п.- стойка ноги врозь, мяч в руках  на уровне пояса, 1-2 - вращение мяча вокруг себя, 3-4 под приподнятой ногой на месте. 1-4- то же  в движении вперёд и назад; -И.п.- стоя ноги врозь, мяч в руках на уровне пояса, вращение мяча вокруг ног «восьмёрка». Специальные подводящие упражнения к технике овладения бросками: -броски мяча в парах из-за головы, ловля двумя руками;  -бросок мяча правой, левой рукой, ловля двумя руками; -бросок мяча с отскоком от пола двумя руками; -бросок мяча с отскоком от пола одной рукой. Словесный (интерак-тивная беседа), проблем-ный (частично поиско- вый)     Словесный (распоряжения, команды, коммента-рии, замечания),наглядный (демонстрация), метод воспита-ния (поощре-ние), метод контроля техники двигатель-ных действий (наблюде-ние, коррекция, оценка), средства обучения-упражне-ние.   Фронтальная     Фронтальная   Мотивирует на дальнейшую деятельность учащихся на занятии. Подводит к определению темы и задач урока. Павлов С.Ю.: «Ребята, а кто-то из вас мечтает достигнуть таких высоких результатов в баскетболе?»  Пронина А.Д.: «Какими личностными качествами необходимо обладать, чтобы достичь спортивных вершин?» Пронина А.Д.: «А где эти качества смогут еще пригодиться человеку?» Павлов С.Ю: «Зависит ли успех игры от тактически грамотного умения двигаться по площадке, от филигранного владения мячом, от снайперской точности бросков мяча?» Павлов С.Ю.: «Вы хотите попробовать свои силы в освоении техники элементов баскетбола? Павлов С.Ю.: «Что вам необходимо сделать?» Пронина А.Д.: «Ребята, а как вы думаете, почему на занятии по баскетболу нахожусь я? С чем это может быть связано?» Пронина А.Д.: «Какова тема нашего урока?» Осуществляет мотивационную установку на выполнение разминки. Павлов С.Ю.: «Следуя вашему плану, мы выполним разминку. Помогут нам в этом учащиеся-баскетболисты ДЮСШ №1». У: «Равняйсь!», «Смирно!» У: «Напра-во!», «Нале-во в обход шагом марш!» У: «Бегом марш!»     Даёт методические указания       Даёт методические указания          Даёт методические указания         Даёт методические указания   Участвуют в обзорной экскурсии. Знакомятся с историей развития баскетбола   г. Пензы, достижениями пензенских баскетболистов, особенностями режима жизни, как условия получения высоких спортивных результатов. Переходят в спортивный зал. Активно участвуют в диалоге. Предполагае-мые варианты ответа: «да» Предполагае-мые варианты ответа: «целеустремлен-ность, трудолюбие, самодисциплина, ответственность, уверенность в своих силах, эмоциональная устойчивость и т.д..» Предполагае-мые варианты ответа: «в любой ситуации, где необходимо быстро принять решение; чтобы добиться поставленной цели; чтобы совершенствоваться и развиваться и т.д.» Предполагае-мые варианты ответа: «да»   Предполагае-мые варианты ответа: «да» Планируют свои действия. Предполагае-мые варианты ответа: 1.выполнить разминку; 2. отработать элементы баскетбола (ведение, передачу, бросок); 3. поиграть в баскетбол. Выдвигают предположения о взаимосвязи физики и баскетбола   Формулируют тему занятия, ставят задачи, которые будут решаться в ходе занятия. Выполняют команды тренера-преподавателя Павлова С.Ю.     Выполняют упражнения, команды, распоряжения специальной разминки Выполняют, осуществляют самостоятельную коррекцию, исправляя ошибки     Баскетболисты учебно-тренировочной группы   показывают упражнения, выявляют ошибки, корректируют, контролируют выполнение заданий         По ходу разминки Пронина А.Д. задает ребятам проблемные вопросы в зависимости от заданий «Ребята, как вы думаете какие силы могут действовать на вас в процессе выполнения упражнений?» «Например при прыжке?»   (Для прыжка игрок своими мус­кулами создает такую «силу выталкивания», которая позволяет ему подпрыгнуть, оторваться от пола, преодолев силу тяготения.)   «А как вы думаете почему Максим проскальзывает при беге, а Руслан нет?»   (разные виды подошвы, у Максима  подошва из ПВХ (она обладает наименьшим коэффициентом трения), а у Руслана резиновая подошва (коэффициент трения больше)  «Ребята, а давайте попробуем рассчитать силу тяжести, которая действует на баскетбольный мяч»
Основной этап 28 минут

 

3. Решение новой учебно-познаватель-ной задачи 20 минут Обучение двигательным действиям (совершенствование навыка  ведения   и передачи мяча различными способами в движении). Разноуровневые упражнения: 1. Лёгкий уровень.  Передача в движении: - в двух встречных колоннах, первый передает мяч выбегающему, а сам уходит в конец колонны; второй в движении передает мяч очередному выбегающему из первой колонны и т.д. - в парах с продвижением вдоль площадки передачи друг другу. 2. Средний уровень. Упражнения овладения бросками: -бросок двумя руками сверху (от головы); - с места и в движении: партнер на линии штрафного броска с мячом на вытянутой руке, на пути следования упражняющегося, упражняющийся, выбегая к щиту, снимает с первым шагом мяч с руки партнера и выполняет второй шаг и бросок; 3. Сложный уровень. - то же, но партнер подбрасывает мяч вверх, с тем, чтобы мяч не брался с руки, а ловился; - то же, но бросок выполняется с передачи навстречу; - тоже, после самостоятельного ведения мяча.   Словесный (объясне-ние, инструкти-рование, распоряжения команды, комментарии, замечания), наглядный (демонстрация), метод обучения (целостно-конструктивный), метод воспита-ния (убеждениепример, поощре-ние), средства обучения-упражне-ние, самоана-лиз, метод контроля (наблюде-ние практичес-кого выполне-ния). Фронтальная, групповаяиндиви-дуальная   Павлов С.Ю.: «Согласно 2 пункту плана переходим к совершенствова-нию элементов баскетбола». Задания демонстрируют баскетболисты. Павлов С.Ю.: «Выберите задания, исходя из своих физических возможностей». Даёт комментарии к заданиям,  организует работу над выполнением разноуровневых заданий, исходя из технической подготовленности учащихся.       Учащиеся самостоятельно выбирают задания различной сложности с последующим выполнением. Выполняют команды, распоряжения     Баскетболисты демонстрируют задания, контролируют правильность выполнения.  
4. Отработка учебных умений   6 Минут     2 минуты Учебная игра по упрощенным правилам. Смешанные команды (1 баскетболист +4 учащихся).   Деление на четыре команды с целью поочерёдной игры. Две команды играют между собой, две команды следят за правильностью выполнения элементов баскетбола. Время одной игры 2 минуты.   Организация промежуточной рефлексии     Показательные выступления профессиональных баскетболистов.       Даёт вводный инструктаж по технике безопасности  во время игры, координирует самостоятельную работу учащихся. Организует командные игры. Осуществляет промежуточную рефлексию, организует разбор ошибок, допущенных командами во время игры. Павлов С.Ю.: «На следующем занятии у вас будет возможность эти ошибки исправить».   У: «Вы справились с заданием, и сейчас я предлагаю посмотреть показательные выступления профессиональных баскетболистов для того, чтобы вы сравнили свой уровень выполнения элементов с приближенным к идеальному исполнению. Участвуют в игре, применяя изученные правила. Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, варьируют её в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.   Самостоятельно выявляют типичные ошибки. Осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку действий игроков во время игры. Сравнивают с образцом, делают выводы.     Баскетболисты демонстрируют передвижения, передачи мяча, броски в кольцо.  
Заключительный этап 7 минут

 

 5. Подведение итогов занятия 5 минут Организация итоговой рефлексии: 1. Оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся. 2. Выполнение целей и задач занятия. 3. Определение уровня работы на занятии самими учащимися. Методы воспита-ния – поощрение Рефлексив-ные – индивидуальные переживания, самоанализ Метод опроса (устный) Фронтальная Метод контроля знаний   Пронина А.Д.: «Проанализируйте уровень своих результатов на занятии и оцените себя. Если вы поработали на «отлично», то выполните выпрыгивание вверх с хлопком над головой. Если у вас возникло затруднение на определённом этапе урока, то выполните приседание. Если вам было сложно выполнять большинство заданий,  выполните отжимание. У: «Я считаю, что все вы справились на «отлично», учитывая ваши личные возможности и достижения. Анализируют, оценивают свою деятельность      
6. Мотивация на следующее занятие 2 минуты Шуточное четверостишие     Фронтальная. Пронина А.Д.: «Вышел слон на лесную дорожку, Надавил муравью он на ножку. И вежливо очень сказал муравью: «Можешь и ты надавить на мою». «Ребята подумайте, чем мы будем заниматься на нашем следующем занятии А сейчас давайте аплодисментами поблагодарим тренера-преподавателя МБОУ ДОД ДЮСШ №1 Павлова Сергея Юрьевича, его воспитанников за помощь в организации внеурочного занятия»     Выходят из зала.  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: