Режиссерский анализ первоисточника в процессе сценического перевода поэтического текста в этюд-ассоциацию

 

Нестеров Н.С., гр. ТФ -13

Петров В.В.,науч.рук., доцент

 

Для работы над этюдом-ассоциацией необходимы четкие критерии выбора первоисточника. Прежде всего - это мысль автора и её актуальность, наличие драматургических элементов, делающих первоисточник сценичным и такие выразительные средства произведения, которые предполагают нахождение режиссёром адекватных театральных приспособлений и приёмов для перевода в форму этюда.

Одну из идей поэмы Сергея Есенина «Черный человек» можно сформулировать так: «Злейшим врагом человека является он сам». Чёрный человек это метафора совести. Совесть человека как такового не дает ему покоя, обличает его и призывает к ответственности. Всё это вызывает мрачные мысли, наводят на человека тоску и страх за свою жизнь. Вся проблема происходящего заключается в невозможности сбежать от чёрного человека, так как чёрный человек и есть он сам. В этом основная злободневная составляющая первоисточника. Человеком движут страсти. Будучи зависимым от них, он причиняет вред другим, а это разрушает его самого как личность.

Наличие драматургических элементов является основой сценичности будущего этюда. Поэма имеет ряд композиционных элементов, аналогичных композиции пьесы. Это пролог, эпилог и разделение основного события на две действенные части. Конфликт реализуется раздвоением героя, в диалогах между двумя его ипостасями и подсказками автора, направляющими мысль в нужное русло. Но все это, строго говоря все же литературные приспособления, главным средством которых является слово.

Необходимо отобрать сценические выразительные средства, которые сохранят стиль автора и в то же время выразят мысль режиссера. Можно выделить конкретные выразительные средства, приемлемые для построения этюда. Это, прежде всего, мистические элементы. Таинственный гость олицетворяет потусторонние силы, преследующие поэта. Этот Чёрный человек, нагоняющий ужас на героя, является лишь вымыслом его больного сознания, которое порождает его страшные видения. Далее – это контраст. Ярко заметен контраст двух персонажей. Образ лирического героя и образ чёрного человека резко отличаются друг от друга, как в репликах и интонациях, так и в поведении. Тёмная разрушающая сторона входит в противоборство с созидательной стороной поэта. Так можно охарактеризовать двух героев произведения.

Следующим средством является раздвоение личности. Лирический герой сталкивается с чёрным человеком, насмехающимся над жизненным укладом героя. Но это лишь его же собственное отражение, его альтер эго. Несовместимость и борьба двух личностей живущих в одном больном сознании разрушают душевно-нервную основу человека. Поэт раздвоился на две ипостаси, так как его больное сознание не может быть цельным и созидающим.

В итоге мы приходим к созданию общей и индивидуальной атмосферы.

Предчувствие скорой смерти является индивидуальной атмосферой белого героя и это представлено в прологе поэмы. Явление чёрного человека вносит атмосферу страха и угнетения, она и является общей, основной атмосферой поэмы, доводящей до безумия лирического героя. Борьба общей и индивидуальной атмосфер может быть выражена через физическое самочувствие. Главный герой душевно болен. Ужасающие мысли не покидают его сознание, а появление чёрного человека вызывает в нем животный страх, который исполнитель провоцирует через физическое самочувствие.

Важно отметить, что конфликт возникает и через неприятие себя. Лирический герой не признаёт в себе те качества, которыми обладает чёрный человек. Ночной гость с усмешками и сарказмом раскрывает жизнь героя, показывая ему им же изуродованную жизнь. Но поэт не желает видеть тёмное отражение своей души. Эта борьба разрушает сознание поэта. На этих смысловых и выразительных определениях мы можем сочинить психофизическую партитуру этюда.

Исходные обстоятельства.

Главный герой — судья, приговорил к смерти невинного человека, ради денежного вознаграждения. Причиной этого поступка является срочная необходимость в больших деньгах на операцию для больной дочери. Его мучают угрызения совести. Мысли о том, что на его руках кровь невинного человека, терзают его и вызывают в больном воображении Черного человека. Оказавшись дома, герой срывает с себя судейскую мантию и закидывает её глубоко в чулан, как отречение от недостойного занятия. Он переодевается в белую рубашку, пытаясь очистить себя. Он пытается отвлечься, занявшись ненужными бумагами. Судья успокаивается и погружается в сон.

Герой просыпается от ночного кошмара. С сильным чувством тревоги и беспокойства бегло осматривает комнату. Раздаётся пугающий стук в дверь. Он крадётся к двери. Приоткрыв дверь, видит лишь пустой коридор. Далее – оценка происходящего и возвращение в комнату. Медленно опускается на старое кресло и погружается в воспоминания ночного кошмара, где его преследовал неизвестный чёрный человек. Стук в окно нарушает тишину ночи и ход его мыслей. Он направляется в сторону окна, прихватив с собой ночной фонарь. Распахнув окно, он видит лишь стаю ворон, разлетающихся прочь с истошным криком. Всё происходящие вызывает сильное беспокойство. Герой мечется по комнате, пытаясь успокоить себя, пока в тени не замечает тёмный силуэт. Он внимательно всматривается в тёмный угол и не может сдвинуться с места. Трясущейся рукой он поднимает фонарь, освещая дальний угол, силуэт исчезает. В комнате возникают едва слышно таинственные звуки (шорохи, стуки, шаги). Вдруг, его взгляд приковывают руки, появившиеся в проёме двери. Они манят и зазывают его внутрь чулана. Словно во сне, он подчиняется этому призыву. Войдя в чулан, он сталкивается с силуэтом человека в судейской мантии. Отпрянув в ужасе, герой бросается к тазу с водой, чтобы привести себя в чувство. Он зачерпывает ладонями воду в попытке смыть наваждение, пока не осознаёт, что умывается кровью. Бросившись к зеркалу, он видит, что он чист и крови на нём нет. Судья решается бежать из страшной комнаты, прихватив всё необходимое. Ищет и не может найти деньги, в панике мечется по комнате. Апогеем события становиться падение кровавых купюр сверху, что доводит героя до утраты самообладания. Обессиливший он опускается на кровать. Резкий стук судейского молотка привлекает его внимание к рабочему столу. За ним сидит в судейской одежде чёрный человек и зачитывает смертный приговор. Слова звучат невнятно, это бормотание, ясны лишь интонации и мимика-маска Черного человека. Герой в непреодолимом порыве, схватив трость, кидается на чёрного человека. Взмах. Звуки разбитого стекла. Всё исчезает.

Луч света озаряет комнату. Перед разбитым зеркалом стоит судья. Вокруг разбросаны денежные купюры, на полу валяется судейская мантия. Герой постепенно возвращается в реальность, осознавая, что никакого чёрного человека не было и всё случившееся лишь сдвиг разума и плата за содеянное.

Главным выразительным средством этюда является действующий актёр. Перед режиссёром стоит важная задача, которая заключается в подробной разработке актёрских элементов и донесение их до исполнителя. Это позволяет исполнителю поверить в реальность предлагаемых обстоятельств и создать необходимую атмосферу.

Важнейшим манком и элементом является внутренний монолог: режиссёр направляет актёра на верный ход мыслей персонажа, через ведение им внутреннего монолога. На репетициях важно уметь импровизировать внутреннюю речь. В этом этюде поможет и темпо-ритм: задавая себе верный темпо-ритм, актёр вызывает у себя подлинные переживания.

Работая в совокупности над этими элементами, исполнитель постепенно постигает природу чувств произведения и реализует мысль режиссёра.

Главной режиссёрской задачей этюда является мысль, что человек, часто не осознаёт тёмную сторону своей личности или старается скрыть её от внешнего мира. Но под влиянием обстоятельств, человеку приходится столкнуться с ней и осознать, что даже хорошие люди совершают плохие поступки. Если человек отвергает тёмную часть своей личности, это ведёт лишь к расщеплению и нарушению целостности. Чёрный человек, представленный в этюде это не мистический герой, а отражение тёмных качеств любого социума.

Это идея на наш взгляд верно передаёт стиль и замысел автора в поэме «Чёрный человек».

 

                                  Литература:

1. Есенин, С.А. Чёрный человек, Полное собрание сочинения: В 7т. - М: Наука, 1995-2002.-Т.3-С. 188-194.

2. Петров, В.В. “Основы  практической режиссуры: теория и методика” / Самара : СГАКИ, 2013. - 178 с   

3.  Кнебель, М.О. “Школа режиссуры Немировича-Данченко” Издательство “Искусство”, Москва, 1966 г. – 167с

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: