Коррекционно − развивающая направленность игровой деятельности

 

Развитие ребенка в игре происходит за счет разнообразной направленности ее содержания. Для педагогов игровая деятельность является важнейшим средством коррекции в работе с детьми.

Коррекция в дефектологии – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психо – физического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность  ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его воспитания и обучения. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно – воспитательная работа».

Коррекционно – воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности  развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях.

Коррекционно – воспитательной задаче подчинены все формы и виды работы с детьми. Игровая деятельность открывает большие возможности для коррекционной работы, так как она оказывает исключительное влияние на сглаживание и исправление дефектов умственного, психического и физического развития детей. Игра помогает исправить отдельные личностные недостатки и отклонения в поведении. Она позволяет развивать нарушенные и ослабленные функции, высшие психические процессы, без которых немыслимы деятельность и существование человека.

Коррекционные игры, проводимые с ребенком в раннем возрасте, способствует предупреждению отклоняющего поведения и помогает развиваться ребенку в благоприятном направлении.

Коррекционная игровая деятельность помогают педагогу стимулировать развитие ребенка, активизировать его познавательные интересы, обучить его некоторым трудовым навыкам. В игре развивается самостоятельность детей, формируются психические процессы, эмоционально – волевая сфера, характер.

Забавляясь и играя, дети обретают себя личностями. Игра всегда подразумевает взаимодействие, ибо играть – значит вступать в контакт с кем – то. В этом плане и коррекционная игра – диалог между партнерами, одним из которых на первом этапе обучения игровой деятельности является учитель, потом сверстник или группа играющих детей.

Игра не только позволяет ребенку изучить окружающую среду, но и позволяет познать себя самого. Кроме того игра является для детей школой морали и действий. Игры при умелой организации взрослых учат ребенка многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке и т. д.

Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре. Интересной игре он отдается целиком, если ему привиты самые элементарные навыки игровой деятельности. Ему не всегда важен результат игры, больше нравится сам процесс, каким бы трудным он ни был.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д.

С этой позиции мы делим игры на следующие виды:

1)Физические и психологические игры и тренинги:

- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

- экспромтные игры и развлечения;

- освобождающие игры и забавы;

- лечебные игры (игротерапия).

2)Интеллектуально – творческие игры:

- предметные забавы;

- сюжетно – интеллектуальные игры;

- дидактические игры (учебно – предметные, обучающие, познавательные);

- строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные, игры – автоматы (кнопочные игры);

- игровые методы обучения, игры – упражнения, игры – тренинги, воздействующие на психику.

3) Социальные игры:

- творческие сюжетно – ролевые (подражательные, режиссерские, игры – драматизация, игры – грезы);

- деловые игры (организационно – деятельные, организационно – коммуникативные, ролевые, имитационные).

4) Комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность).

Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной воспитательной направленностью. Игры – отличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения моральных качеств, формирования гражданского сознания и т. д. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании развития детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: