Тема: Система дополнительного образования в адаптивной физическом воспитании как социализация личности лиц с ограниченными возможностями и инвалидов

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

На сегодняшний день мировым сообществом не принято использовать термин инвалид, более распространен вариант - лицо с ограниченными возможностями. Что касается несовершеннолетних, то чаще используют термин – лицо с особыми потребностями. Так как главнейшее право ребенка – получить максимальное удовлетворение собственных здоровых потребностей и иметь абсолютные возможности, реальные в данный момент, для своего обучения, формирования и роста.

 

В настоящее время около 10% населения земного шара составляют люди с ограниченными физическими возможностями и, несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет. Основная цель привлечения людей с ограниченными возможностями к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановление утраченного контакта с окружающим миром. Кроме того, физическая культура и спорт помогает психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуют их социальной интеграции и физической реабилитации.

 

Спортсмены с ограниченными возможностями объединяют в секции, клубы и другие организации в зависимости от характера заболеваний. Адаптивный спорт приобрел значительную известность и популярность, он несет несколько функций, которые не могут выполнять одновременно другие реабилитирующие действий, и развивает как физиологические, так и психические возможности участников. Преодолевая с помощью спорта физические недостатки, люди чувствуют себя более уверенными и независимыми. Для тысяч лиц с ограниченными возможностями спорт дал веру в свои силы, возможность тренироваться и соревноваться наравне со здоровыми людьми, достигать результатов, о которых они ранее могли только мечтать.

    

В Российской федерации дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность обучаться в восьми видах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. Существуют школы для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей, для слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением интеллекта. Для детей с тяжелыми нарушениями возможно дистанционное обучение, на дому по средствам инновационных технологий. Трансляция урока происходит в режиме онлайн, изображение 9 педагога передается ребенку с ОВЗ на мониторе компьютера. Л.С. Выготский в своей книге «Коллектив, как фактор развития, дефектного ребенка» писал о том, что дети с ограниченными возможностями и нормально развивающиеся дети должны обучаться совместно. Возможность интеграции детей с ОВЗ в социум дает система инклюзивного (интегрированного) образования. Повсеместное внедрение интегрированного обучения требует комплексного подхода, включающего создание образовательной среды, подготовку педагогических кадров и формирование толерантного отношения учащихся и родителей к проблемам «особых» детей и их семей.

 

Средствами социализации является набор средств, специфичных для определенного общества, определенного социального слоя, определенного возраста. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним;

 

· формируемые бытовые и гигиенические умения;

 

· окружающие человека продукты материальной культуры;

 

· элементы духовной культуры;

 

последовательное приобщение человека к многочисленным видам и

 

· типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности; набор позитивных и негативных формальных и неформальны санкций.

 

В последнее время известно доказано, что для успешного функционирования в системе социальных взаимоотношений необходим целый ряд личностных качеств и умений. Успешная социализация возможна при поддержке семьи, педагогов образовательных организаций, педагогов в системе дополнительного образования, когда их совместная деятельность направлена на один результат.

 

 Многие медики, психологи, социологи, занимающиеся сопровождением детей с ОВЗ отмечают, что у таких детей, в значительной мере снижены «социальные возможности личности». У таких детей, отмечается низкая потребность в общении, отчуждение, проявляемое в избегании контактов с окружающими, они являются организаторами конфликтов. Вопросами взаимоотношений детей с ОВЗ и социальным окружением, занимались такие ученые, как В.В.Ковалев, И.А.Коробейников, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, Л.М.Шипицына и др. Педагоги отмечают, что самая трудная группа детей с ОВЗ, для включения их в социальные отношения – это дети с задержкой психического развития. При положительной динамике от обучения, в значительной мере облегчается проблема интеграции их в систему социальных связей. В дефектологии доказана неразрывная связь и взаимозависимость дефекта ребенка с ОВЗ и проблемами общения с окружающими, доказана роль в нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с ОВЗ. (Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, В.И.Лубовский) Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что межличностные отношения и общение имеют большое значение в становлении личности и его социализации. (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) Из работ исследователей можно отметить, что успешная социализация детей с ОВЗ, коррекционно – развивающая работа с ними возможна при единстве действия и общения. Межличностные отношения зарождаются и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, а процесс обучения корректируется и развивается. Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает: развитие духовных и физических способностей детей;

 

·   поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия; облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни; содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему; обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам; установление реального и более комфортного контакта с внешним миром. Агентами социализации называются люди, во взаимодействии с которыми протекает адаптация, совместная жизнь ребенка с ОВЗ. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны. Во взаимоотношениях в семье, где преобладает справедливо – требовательный стиль воспитания и отношения к ребенку с потребностями. В семье с директивным типом общения дети испытывают дефицит ласки и тепла со стороны родителей, прежде всего материнская ласка является доминирующим спокойствием в психической сфере такого ребенка. От  характера детско – родительских отношений, зависит отношение ребенка с ОВЗ к окружающему животному миру, взаимоотношениям с родственниками и сверстниками, к социальным контактам и положительной динамике их интеллектуального и эмоционального развития. У детей с ОВЗ отличается завышенная потребность в помощи взрослых, в случае возникновения трудностей в учебной или трудовой деятельности они редко обращаются за помощью к учителю, воспитателю, взрослым, не находящимся с ребенком в родственных отношениях – «чужим» взрослым. У детей с ОВЗ отмечается дефицит в коммуникативной сфере, при общении с взрослыми и сверстниками из – за снижения познавательной активности. В отличии от сверстников этого же возраста дети с ОВЗ никогда не включаются в игровую деятельность по собственной инициативе. Игровая деятельность прекращается очень быстро, т.к. дети с ограничениями не имеют контакта с другой стороной игрового процесса, возникают трудности в построении ролевой игры, требующего основ социальных контактов, норм поведения в обществе, игра таких детей заканчивается очень быстро. Из теоретической литературы наблюдается нарушение, бедность коммуникативных взаимоотношений детей с ОВЗ, в частности категория детей с ЗПР. Дети дошкольного возраста не интересуются деятельностью своих сверстников, нормально развивающиеся уже в возрасте 4 – 5 лет внимательно следят за деятельностью сверстников, активно вступают в эмоциональный контакт, обоснованом на эмоциональном подражании и эмоциональном заражении других.

 

Главная коммуникативная потребность нормально развивающихся детей – это соучастие сверстника, которое выражается в параллельном выполнении какого – либо действия. Особенности общения детей с ОВЗ, сочетающееся снижением познавательной активности и спецификой умственной деятельности, препятствующее их благоприятной социализации и как следствие – становление успешной личности. Многие дети находятся в постоянно тревожном состоянии, они боятся возможного наказания, ребенок боится даже воображаемых наказаний. Такое тревожное состояние препятствует осознанному освоению социально одобряемых правил и норм поведения в обществе, способов общения с окружающими. Профессионалы, работающие в течение последнего времени с детьми с ОВЗ, проводили коррекционную работу, отмечают безусловно, что семья и образовательное учреждение, в котором ребенок с ОВЗ проходит обучение, играют решающую роль, как в замедлении темпа психического развития детей с ОВЗ, так и в противоположной мере коррекционных мер может быть недостаточно из – за недостаточной сформированности нервной системы и соматической ослабленности. Есть в семьях родители детей с ОВЗ, предпочитающие вообще не вмешиваться в процесс воспитания своих детей, что в результате и будет свидетельствовать о темпах развития нервной системы, познании окружающего мира, сроке затянувшейся социализации. Прием в образовательное учреждение детей с ОВЗ происходит после обследования и вынесения псхолого – педагогического заключения ПМПК, осуществления взаимодействие психолога, медика, дефектолога. Решение вопроса о форме дальнейшего обучения, возможно «интегрированное» обучение в среде нормально развивающихся детей, при необходимости возможно проведение образовательной деятельности при дистанционном обучении. При дистанционном обучении возможно проведение занятий адаптивной физической культурой, обязательным условием является проведение обучения под сопровождением взрослого. На развивающих и коррекционных занятиях для детей с ОВЗ проходит взаимодействие педагога с ребенком по типу «ребенок – взрослый»,  инициатором к выполнению заданий всегда является взрослый.

 

Работа педагога – психолога неразрывно связана с формированием коммуникативной сферы, развивают на занятиях мышление и речь, в процессе игровой деятельности. Отбор, содержание и форма организации технологий проведения коррекционных занятий с детьми с ОВЗ направлено на стимулирование положительных эмоций, симпатии к взрослым, интерес к деятельности. Педагоги развивают мышление и речь, игровую деятельность, создают на занятиях положительный настрой, усилия ребенка поддерживаются и поощряются. В современных условиях развития социально – экономической ситуации страны встает проблема построения единой системы адекватной помощи детям с ОВЗ, которая бы позволила адекватно и бережно войти индивиду в общественную деятельность, социализироваться в системе общественных отношений и чувствовать себя необходимым членом общества.

 

Социальный опыт – это активное взаимодействие ребенка с ОВЗ, с окружающим миром, а овладеть социальным опытом, означает овладеть в совокупности знаниями, навыками, способами деятельности и общения в социуме. Важным составляющим механизмом становления социального опыта является деятельность, которая представляет собой совместно и способ, и условия, и форму выражения культурно – исторического представления социального опыта.

 

Потеря слуха, зрения, физические дефекты являются для детей с ОВЗ, состоянием относительно постоянным, не подлежащему медикаментозному воздействию и если нет сопутствующей патологии, рассматриваются как категория «здоровых» детей. Под нормальным состоянием нахождения организма человека, считается не только нахождение физических показателей в среднем диапазоне нормально развивающихся детей, но и факторов равновесия с окружающей средой. В ходе коррекционных занятий все системы организма могут потерпеть качественные и восстановимые изменения, такие как физические, психические, физиологические и системы социального поведения. На сегодняшний день, законодательно закрепились формы и идеи дополнительного образования: «образование», «обучение», «воспитание», «социализация» и «развитие». Все они являются важнейшим способом социализации индивида, формами совместного образовательного и дополнительного образования является: Совместная реализация образовательных программ, проектов, направленная на совместное взаимодействие развивающих объединений;  Повышение квалификации педагогических кадров; Демонстрация общих успехов детей: соревнования, открытые уроки,  конкурсы, выставки; Мастер – классы педагогов, проекты, идеи и достижения образовательных учреждений.

 

 Важным элементом, является тесное сотрудничество сферы образования с государственными и общественными организациями, занимающимися проблемами социализации детей с ОВЗ. Интегрированный характер взаимодействия детей с ОВЗ и здоровых детей предусматривает, совместное пребывание, как в образовательном учреждении, так и учреждении дополнительного образования, вовлеченных в единый процесс совместной деятельности. Специфика организации дополнительного образования включает в себя:

 

1. Создание комфортных условий, соответствующих благоприятной адаптации детей с ОВЗ;

 

2. Наличие дополнительных технических устройств и спортивного инвентаря;

 

 

3. Проведение специальных занятий, семинаров, мастер – классов по освоению развивающей предметно – практической деятельности и обмена педагогического опыта;

 

4. Применение полученных навыков в жизнедеятельности социума;

 

5. Многократный повтор элементов и технических приемов, закрепление материалов на практике;

 

6. Участие всех детей в бережном отношении к своему здоровью, разных возрастных категорий, использование в деятельности здоровые анализаторы или органы, заменяющие их.

 

 

 Вся развивающая работа, направлена на расширение сферы чувств, потребностей, воображения, опыта переживаний будет способствовать жизнедеятельности организма с потребностями в развитии, ведения здорового образа жизни и способствовать успешной адаптации к социуму. Уровнями социализации детей с ОВЗ являются: За активной деятельностью ребенка с особыми потребностями в развитии рассматривается активная деятельность индивида по саморазвитию, самовоспитанию, компенсации, преодолению своих ограниченных возможностей. При соблюдении определенных условий инклюзивного взаимодействия, ребенок с ОВЗ имеет возможность занять достойное место в системе социальных отношений. Ребенок с ОВЗ может оказаться более развитым, по сравнению со своими сверстниками, если не в физическом развитии, то в умственном, моральном, художественном отношении. Принцип конкуренции инклюзивного образования позволяет решать вопросы социализации детей с ОВЗ, их достижение зависит не только от объективного содержания условий, но и от собственной активности, а так же качеств самой личности. Уровни социализации детей с ОВЗ: Усвоение компетенций, необходимых для бытовой адаптации; Структурная социализация заключается в готовности подчинять и подчиняться, начинающаяся с усвоения правил поведения в обществе, соблюдение дисциплины; Ценностная и морально – нравственная социализация. Решение вопросов об адаптации к социальному расслоению общества и высокой общественной криминальной обстановке; Учебная социализация заключается в личной образовательной перспективе, на основе развития устойчивых образовательных потребностей; Принятие ответственности за решение актуальных социальных проблем, как источник личностного развития, его индивидуальности; Выстраивание собственной жизненной перспективы в соответствии с культурно – нравственными ценностями, направление социальных задач, на решение которых направлена личность.  Формирование основ здорового образа жизни детей с ОВЗ, как фактор социализации. Современная система образования направлена на воспитание у детей с ОВЗ общечеловеческих личностных качеств, направленных на гармоничное развитие с окружающим миром, укрепление здоровья детей, для успешной и счастливой жизни.

 

 В ходе учебной деятельности воспитанники узнают основы здорового образа жизни, о правилах взаимоотношений в семье (множество детей воспитываются в неполных семьях), профилактику дивиантного поведения, отрицание вредных привычек, формирование бережного отношения к своему здоровью. Формирование у детей установок на здоровый образ жизни, получение знаний об особенностях здоровья детей с ОВЗ, ценить собственное здоровье, развитие образовательных программ: «Движение и здоровье», «Личная гигиена и здоровье», «Режим дня и здоровый образ жизни».

 

 В основе занятий по теме «Личная гигиена и здоровье» дети знакомятся с навыками личной гигиены, основами самообслуживания, необходимость соблюдения личной гигиены, соблюдение в чистоте собственного тела, окружающего пространства. Мониторинговые данные фиксируются и поощряются у всех участников образовательного процесса, для определения динамики физического развития, уровня двигательной активности, профилактику заболеваемости, соблюдение спортивных и игровых перегрузок во время дня, оздоровительные прогулки на свежем воздухе. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста обязательным компонентом его развития является игровая деятельность, в спортивных и подвижных часах в режиме дня присутствуют игровые упражнения,  оздоровительные игры, игры спортивной направленности, включающие соревновательный момент или просто прогулки на лыжах или роликах.

 

 С учетом количественного состава группы, возрастных особенностей участников, усвоения правил игры, наличие речевого сопровождения, использование спортивного инвентаря (мячи, скакалки, кегли, ракетки, лесенки и т.д.). Накоплению активного словарного словаря, знаний о достопримечательностях родного края, целесообразно применение в образовательной программе двигательных, туристических маршрутов выходного дня и экскурсионных прогулок, совместно с семьей. Основы бережного отношения к своему здоровью, дети применяют свои знания в физкультминутках, упражнения под музыку, использование на занятиях пальчиковой гимнастики, элементов самомассажа и дыхательной гимнастики. Большое значение в соблюдении здорового образа жизни ребенок получает от воспитателя, педагогов и членов своей семьи, которые являются примером в соблюдении этих правил. На детей с ОВЗ оказывают благоприятное влияние такие техники двигательной активности, как танцевально – двигательная терапия: танцевальные игры, импровизация, использование свободного движения, ритмическая гимнастика, как самовыражение и снятие негативных эмоций, подъем настроения, релаксация. Благоприятная социализация возможна с привлечением в единый образовательный и коррекционный процесс родителей детей с ОВЗ для проведения занятий как индивидуальные, так и совместно с ребенком, в группе сверстников и их родителей. Адаптация и социализация детей с ОВЗ положительно влияют на процессы жизнедеятельности в социуме, коррекция коммуникативных отношений родителей совместно с детьми, сверстниками и «чужими» взрослыми.

 

 На коррекционных занятиях в группе решаются следующие задачи:

 

1. Реконструкция детско – родительских отношений;

 

2. Повышение родительской компетентности в процессе воспитания детей с ОВЗ с учетом потребностей и возможностей детского организма;

 

3. Обучение родителей правилам взаимоотношений со своим ребенком, коррекции не адекватных поведенческих и эмоциональных нарушениях родителей и детей с ОВЗ;

 

4. Развитие коммуникативных навыков по средствам двигательной, игровой деятельности, оптимизация внутрисемейных отношений;

 

5. Формирование у ребенка с ОВЗ адекватного отношения к окружающему миру;

6. Снижение тревожности у родителей и детей с ОВЗ;

 

7. Необходимость соблюдения здорового образа жизни.

 

 У родителей появляется возможность обучения выстраиванию отношений с ребенком с ОВЗ, получить рекомендации по дальнейшему воспитанию, обменяться опытом с другими родителями в проблемах воспитания детей с особыми потребностями и совместное проведение досуга. Социализация детей с ОВЗ – вопрос кропотливый, затрагивающий проблемы детей – с потребностями, инвалидность не только медицинская проблема, а всего общества в целом. Все, что ранее считалось невыполнимым, спустя время, непосильный труд в спортивном зале, становится возможным, благодаря помощи родных, специалистов, тренеров и собственных ресурсов организма ребенка. Таким образом, можно сделать следующие выводы, что процесс социализации представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общества и постоянное открытие, утверждение себя в социуме. Процесс социализации требует создания определенных условий организации жизнедеятельности ребенка ОВЗ, насыщенной положительными эмоциями,  разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: