Константин Николаевич Вентцель (1857—1947)

 

 

Константин Николаевич Вентцель (1857—1947) – наиболее яркий последователь разработанной Львом Толстым теории свободного воспитания.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=84&v=ttjErY5m73Y&feature=emb_logo

В протесте против государственной политики в области воспитания, Вентцель пришел к отрицанию систематического обучения, построенного на личностно-отчужденной модели обучения. Его труды «Освобождение ребенка», «Новые пути воспитания и образования детей», «Этика и педагогика творческой личности» самым существенным образом меняли парадигму отечественного образования, предлагая нестандартное решение вопроса: чему и как учить? Подвергая острой критике казенную школу, автор снискал значительный авторитет среди педагогической общественности.

 

Заявляя, что ребенок не является собственностью ни государства, ни общества, а имеет «самодовлеющее значение», в очерке «Осуществима ли теория свободного воспитания» Вентцель называет три сферы насилия над личностью ребенка: государство, школа, семья. Не игнорируя ценности государства и общества, выдающийся педагог призывает не нарушать связь с социальными институтами и образовательным учреждением, но содействовать социокультурному развитию.

Теория свободного воспитания, по мнению Вентцеля, способна установить позитивные взаимоотношения человека и социума: «Чем больше мира и человечества вберет в себя, в свою душу данная индивидуальность, тем большей высоты развития она достигнет именно как индивидуальность». Обнаружив противоречие между «свободой» и «воспитанием», Вентцель видит в ребенке самостоятельный субъект процесса развития творческой личности.

Перенося акцент с проблемы, беспокоившей педагогов XIX века: «от чего должен быть свободен образовательный процесс» Вентцель идет дальше и дает ответ на вопрос «в чем должна проявляться свобода»: «Каждой индивидуальной личности должно быть представлено право брать и усваивать из современной культуры то именно, что требует ее своеобразная индивидуальность, что необходимо только для наиболее пышного ее расцвета»

 

Среди альтернативных средних школ особое место занимает Вальдорфская школа. Ее деятельность основывается на принципах валъдорфской педагогики, под которой подразумевается система методов, приемов воспитания и обучения, основанных на антропософский концепции развития человека как целостного взаимодействий телесных, душевных и духовных факторов.

Методологические основы вальдорфской педагогики былиразработаны австрийским философом и педагогом Р. Штайнером (1861—1925). Первая Вальдорфская школа была открыта им в 1919 г. в Штутгарте (Германия). Это учебное заведение отличалось сильной эстетической и трудовой направленностью обучения, уважением к личности ребенка.

Идеал Вальдорфской школы — воспитание цельного, гармонично развитого человека. В отличие от традиционной школы, Вальдорфская школа не занималась односторонним развитием интеллектуальной сферы, ее основная задача — научить детей учиться у жизни, не загружать память детей, развивать способности, чувства учащихся, формировать у них чувство социальной ответственности, художественного вкуса. Ключевая фигура в Вальдорфской школе — учитель, подготовке которого уделялось особое внимание, так как он преподает с 1-го по 8-й класс все предметы. Учитель должен хорошо знать природу ребенка и руководствоваться в своей работе девизом «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным».

Подчеркивая исключительную роль учителя, Р. Штайнер отмечал: «В школе, где важна не успеваемость и ее проверки, а широкое развитие творческих способностей, компетентности в деле и чувство социальной ответственности, отдельный учитель должен стать образцом этих качеств; он должен научиться побуждать своим преподаванием соответствующие духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этим процессам, уметь корректировать их». А это возможно только в том случае, если в своей работе он отталкивается от индивидуальности школьника, а не руководствуется циркулярами, исходящими от вышестоящих инстанций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: