Мультимедийные образовательные технологии в вопросах формирования активного восприятия на уроках музыкальной литературы

Мультимедийные образовательные технологии в вопросах формирования активного восприятия на уроках музыкальной литературы

 

      Современное музыкальное образование уже невозможно представить без использования информационных  технологий. Мультимедийные образовательные ресурсы являются приоритетной областью информационных технологий и обладают значительными возможностями в музыкальном образовании.

       Классы в музыкальных школах оснащаются современным оборудованием: компьютерами, синтезаторами, интерактивными досками. Предмет «Музыкальная литература» - это та дисциплина, которая позволяет максимально полно охарактеризовать эпоху, представить творческую личность композитора, чудесным образом переместив слушателя во времени, возможно с помощью использования в учебном процессе мультимедийных технологий.

       В настоящее время подобные технологии способствуют совершенствованию образовательного процесса, обеспечивая работу с текстом, речью, высококачественным звуком, неподвижным изображением и движущимся видео. Возможность использования интерактивного взаимодействия преподавателя-лектора как с информационно-техническим средством, так и с ученической аудиторией одновременно, чтобы задавать вопросы, следить за реакцией учащихся, останавливать на нужное количество времени изображение на экране и т. д. позволяет считать мультимедиа гибкими и эффективными с методической точки зрения.

     Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Учебный потенциал мультимедийных технологий позволяет существенно повлиять на все составляющие обучения – цели, содержание и методы обучения.

       Квалифицированный педагог, обладающий современными знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий готов использовать их в обучении, что позволяет:

-разрабатывать различные формы учебно-познавательной деятельности на уроках музыкальной литературы;

-направлять самостоятельную работу учащихся, активизировать внимание, стимулировать интерес к исследовательской и аналитической работе; формирповать мотивацию обучения; качественно моделировать контроль за деятельностью учащихся.

Таким образом, перед педагогами – музыкантами возникают следующие вопросы:

· Как определить надлежащее место компьютеру на уроках музыкальной литературы?

· В каком объеме использовать мультимедийные образовательные ресурсы на уроках музыкальной литературы?

· Какими качествами медиакомпетентности должен обладать преподаватель музыкальной литературы?

     На первом месте стоит проблема медиаграмотности преподавателей-музыкантов. Мировой опыт свидетельствует о том, что информатизация музыкального образования начинается с профессиональной подготовки педагогов – музыкантов. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос об основательной подготовке педагогов в сфере информационно – компьютерных технологий. Педагоги – музыканты нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения предмета.

· умение квалифицированно пользоваться современными техническими средствами, включающими электронный инструментарий, компьютерные программы мультимедийного назначения, интернет технологии;

· умение «читать» медиатекст, анализировать его язык в совокупности составляющих его компонентов (визуальных, пространственно-временных, музыкальных);

· осознавать выразительную и смысловую роль музыки в структуре медиатекста;

Музыкальный компьютер – инструмент многопрофильный. В зависимости от использования тех или иных прикладных программ в грамотно организованной работе педагога – музыканта на уроках музыкальной литературы компьютер может превратиться в:

· Музыкальную фонотеку. Фонотека в компьютере отличается большим объемом информации, быстрым поиском и высоким качеством звучания. Современные технологии записи и кодирования звука позволяют хранить в памяти компьютера сотни часов звуковой информации, которая звучит на уроках. Прослушивание инструментальной музыки возможно дополнить демонстрацией фотоснимков, рисунков (слайд-шоу) и картин великих художников.

· Видеотеку. Использование видеотехники является нововведением в преподавании музыкальной литературы. Иностранными и российскими киностудиями снято множество учебных, документальных и художественно-биографических фильмов о музыкантах и композиторах, фильмы – оперы, фильмы – балеты и т.д. Просмотр видеозаписей оперных и балетных постановок в исполнении лучших зарубежных и русских вокалистов, артистов балета, в интерпретации знаменитых дирижеров и режиссеров оказывается единственной возможностью ознакомления учащихся не только с музыкой, но и сценической версией оперного или балетного спектакля. В том числе является полезнейшим дополнением к традиционной методике проведения уроков.

· Музыкальные энциклопедии. Весьма актуальным является использование в учебном процессе всевозможных мультимедийных изданий: хрестоматий, энциклопедий и других пособий познавательного плана. Здесь могут быть применены как общеизвестные готовые электронные издания, так и собственные мультимедийные разработки, базирующиеся на многолетнем опыте работы и отвечающие задачам и представлениям самого педагога. Достоинством музыкальных энциклопедий является большой объем информации и содержательность. Мультимедийные музыкальные энциклопедии дают возможность познакомиться с шедеврами мировой музыкальной культуры, наглядно познакомиться с инструментами и их звучанием. Использование следующих интерактивных энциклопедий позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах:

Лицензионные компьютерные программы:

-«Кирилл и Мефодий». Шедевры классической музыки.

-«Энциклопедия классической музыки»

- Энциклопедия «Музыкальные инструменты»

- Программа «Музыкальный класс»

- Комплекты CD из серии «Классика для всех»

- DVD из серии «Великие композиторы» и др.

· Студию видеомузыкального монтажа. Студия видеомузыкального монтажа дает возможность педагогу–музыканту создавать мультимедийные учебные пособия, мультимедийное сопровождение уроков и лекций, и творчески использовать их в своей практике. Данные тематические пособия позволяют в интересной содержательной форме познакомить учащихся с творчеством композиторов, музыкантов и исполнителей. Мультимедийные учебные пособия могут включать в себя аудио и видео материал, изображения, текстовые комментарии и игровые элементы. Так же мультимедийное пособие может представляет собой гипертекст с удобным интерфейсом (интернет странички), позволяющим легко получать доступ к любым частям пособия. Текст насыщается видео и аудио комментариями, позволяющие наглядно воспринимать информацию.

· Использование домашних компьютеров учащихся как для индивидуальной работы так и для творческой, исследовательской и проектной деятельности.

· Студия презентаций. Создание педагогом презентаций позволяет познакомить учащихся с исторической и культурной обстановкой эпохи, проиллюстрировав материал портретами музыкантов, видеофрагментами, биографическими сведениями. Презентация рассчитана на воспроизведение в программе Microsoft Office Power Point. Музыкально-иллюстративный материал может быть воспроизведён в любом плеере, поддерживающем MP3 формат. Чтобы демонстрировать презентацию на фоне звучащей музыки, необходимо использовать обе программы одновременно.

На экран дисплея можно вывести черновики автора музыкального произведения, фрагменты статей и пр. Для закрепления материала педагог предлагает выполнить интерактивные тесты и задания.

· Видеоэкскурсия. С помощью интернет-ресурсов можно организовать виртуальную экскурсию; сайты виртуальных путешествий позволяют ознакомиться с памятниками архитектуры, «посетить» музеи мира и т.д.

  • Одной из перспектив развития мультимедийных образовательных систем является усиление интерактивного взаимодействия обучающихся с техническими образовательными средствами через расширение использования мобильных мультимедийных устройств (телефоны, смартфоны, mp3-плееры, КПК, ноутбуки и пр.) и, как следствие, предоставление возможности обращаться к учебным данным в любое удобное для учащихся время. Одним из наиболее динамичных способов хранения и предоставления информации являются также интернет-порталы, в том числе, специально предназначенные для использования мультимедиа-продуктов в режиме реального времени (например, YouTube или специальные тематические образовательные порталы, на которых можно размещать учебные материалы).
  • Таким образом, педагогический потенциал средств мультимедиа представляется весьма весомым и далеко неисчерпанным. Компьютерные технологии в арсенале творчески работающего, думающего педагога являются серьёзным и необходимым элементом совершенствования педагогического процесса. Процесса, отвечающего требованиям времени и ведущего в конечном итоге к высокому результату.

       Медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися, помогает усовершенствовать традиционную музыкальную педагогику, способствует появлению новых форм работы с учениками на уроках музыкальной литературы. Использование мультимедийных образовательных ресурсов  обеспечивает значительный рост, успешность и результативность обучения на уроках музыкальной литературы. Привнесение в традиционную музыкальную педагогику новаторских элементов представляется перспективным в плане поддержки и развития музыкального образования.

       Список использованной литературы:

1. Мещеркин А.П. Информационная и медиакомпетентность музыканта. Музыка в школе. – М.: Вып. 2. 2009. – 80 с.

2. Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет). Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. Е.Орлова. – М.: Библиотека журнала «Искусство и образование», Вып. 1. 2008. – 108 с.

3. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007, - 128 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: