Сложное предложение как синтаксическая единица. Типология сложных предложений

Сложное предложение как синтаксическая единица. Типология сложных предложений

 

План

1. Сложное предложение как синтаксическая единица:

а) его грамматическое значение и структура (в сопоставлении с простым предложением и словосочетанием);

б) формальная, смысловая и коммуникативная организация сложного предложения (в сопоставлении с простым предложением и словосочетанием).

2. Вопрос о предложениях с однородными сказуемыми.

3. Основные и дополнительные средства связи компонентов сложного предложения.

4. Принципы классификации сложных предложений.

5. Сложные предложения, построенные по свободным и несвободным моделям.

6. Сложные предложения минимальной структуры и многочленные сложные предложения. Общее представление.

7. Вопрос о сочинении и подчинении в сложном предложении.

 

Практическое задание

1. Повторите ты: «Типы сказуемых в русском языке», «Синтаксическая роль инфинитива», «Второстепенные члены предложения: общая характеристика, способы определения».

2. Определите, каким является каждое предложение (простым, простым осложненным, сложным). Определите модальность каждой предикативной части, входящей в состав сложного предложения. Назовите средства связи предикативных частей в каждом сложном предложении.

1) Было еще жарко, от туч сумрачно, надвигалась гроза (И. Бунин). 2) Сад был мал, и в этом было его достоинство (Ю. Тынянов). 3) Только ветер бросается в ноги и глаза обжигает до слез (А. Тарковский). 4) Отец был то ли усталый, то ли расстроенный чем-то. 5) Осторожный и серьезный, вел он всех к себе домой. (Тв.) 6) То ли рассветало, то ли тучи на небе рассеялись. (Ф. Наседкин.) 7) Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется. (Посл.) 8) Часами измеряется время, а временем жизнь человеческая. (К. Пр.) 9) Надоела зайцу нужда, и решил он продать свой хвост. (Ф. Кривин.) 10) Выключатель занимал на стене не особенно высокое положение, но возомнил о себе очень много. (Ф. Кривин.) 11) Постарайся прийти если не завтра, то послезавтра. 12) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. (Посл.) 13) Иди, куда влечет тебя свободный ум. (П.)

3.Выполните упр. 598, 599из кн.: Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. М.,1994.

Литература

Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: учебник для вузов. М., 2010.

Даниленко В.П. История русского языкознания: курс лекций. Учебное пособие. М., 2009.

Краткая грамматика русского языка / под ред. В.В. Лопатина, Н.Ю. Шведовой (люб. изд.)

Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. Синтаксис современного русского языка. Учебное пособие. М., 2005

Русская грамматика. В 2-х т. / ред. и сост. Н.Ю. Шведовой (любое издание). Т.II.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учебное пособие. М., 2006.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2-х ч. Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006. Ч. 2.

Практическое занятие № 2

Тема: Сложносочиненные предложения

 

План

1. Общая характеристика сложносочиненных предложений. Дифференциальные и интегральные признаки.

2. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Типология сложносочиненных предложений в школе и в различных научных синтаксических концепциях.

3. Моносубъектные и полисубъектные сложносочиненные предложения.

4. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с градационными и присоединительными союзами.

5. Многочленные сложносочиненные предложения.

6. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

 

Практическое задание

1.Выполните упр. 607 из кн.: Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. М.,1994.

2. Определите тип предложения, средства связи предикативных частей, характер структуры (открытая /закрытая), смысловые отношения (общие и частные) между частями предложения. Составьте схемы, выполните полный синтаксический разбор 2-ого и 4 предложений.

1) Волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица более закругленные и крепкие. (Н. Гоголь) 2) Вдруг дверь ложи отворилась – и вошел Михалевич. (И. Тургенев) 3) Они у меня, замечу вам мимоходом, мамочка, почти всегда в заплатках, да и подметки, по правде сказать, отстают иногда весьма неблагопристойно. (Ф. Достоевский) 4) Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она. (По А. Пушкину) 5) Мы спали, то есть сестра спала, а я лежал с открытыми глазами и думал. (В. Короленко)

Примечание. Примеры анализа ССП смотрите в кн.: Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2-х ч. Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001. Ч. 2.

 

Литература

Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: учебник для вузов. М., 2010.

Золотова Г.А, Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004.

Карданова М.А. Русский язык. Синтаксис. Учебное пособие. М., 2009.

Краткая грамматика русского языка / под ред. В.В. Лопатина, Н.Ю. Шведовой (люб. изд.)

Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. Синтаксис современного русского языка. Учебное пособие. М., 2005

Розенталь Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация. Учебное пособие. М., 2007.

Русская грамматика. В 2-х т. / ред. и сост. Н.Ю. Шведовой (любое издание). Т.II.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учебное пособие. М., 2006.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2-х ч. Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006. Ч. 2.

Современный русский язык: учебник / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003.

Школьные учебники по русскому языку.

 


 

Практическое занятие № 3

Тема: Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры

 

План

1. Понятие о сложноподчиненном предложении.

2. Определение главного и придаточного предложений.

3. Признаки сложноподчиненных предложений расчлененной и нерасчлененной структуры:

- от чего зависит придаточное;

- специфика союзных средств;

- роль указательного слова;

- возможность перестановки частей;

- особенность парадигмы.

4. Виды и средства синтаксической связи в сложноподчиненых предложениях нерасчлененной структуры. Асемантические союзы и союзные слова.

5. Классификация нерасчлененных сложноподчиненных предложений в различных синтаксических концепциях (в школе и в вузе).

6. Характеристика типов сложноподчиненных предложений нерасчлененной структуры:

- присубстантивно-атрибутивные (определительные): собственно-определительные; атрибутивно-распространительные; атрибутивно-выделительные;

- изъяснительно-объектные;

- присубстантивно-атрибутивные (определительные);

- прикомпаративно(сравнительно)-объектные;

- местоименно-соотносительные;

- местоименно-союзные, их контаминированный характер.

 

Практическое задание

1. Выполните упр. 610, 611 из кн.: Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. М.,1994.

2. Определите тип сложноподчиненного предложения, назовите основные и дополнительные средства связи частей, составьте схемы предложений. Выполните синтаксический анализ 7 предложения.

1) Я не знал, куда деваться. (М. Лермонтов) 2) Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня. (А. Пушкин) 3) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна … (И. Крылов) 4) Таким образом, душа оказывалась ареной, на которой связанность и бесследность ведут между собою ожесточенную, роковую борьбу. (Ю. Айхенвальд) 5) Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без мысли об общественных делах, без гражданских чувств. (Н. Чернышевский) 6) Почему так было, я вам разъяснил. (Д. Гранин) 7) Наше предположение, что перенос соревнований не скажется на подготовке спортсменов, не оправдалось. 8) Муза! Ты видишь, как счастливы все – девушки, женщины, вдовы. (А. Ахматова) 9) Роковое обособление душ, преодоление которого составляло главный конечный пункт теории Чаадаева, проявилось в живой ткани его личной жизни со всей неразрешимой остротой. (Б. Тарасов) 10) Меня не оставляло сомнение, что, рассказывая о своих планах на будущее, он что-то тщательно старался скрыть.

Примечание. Примеры анализа СПП смотрите в кн.: Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2-х ч. Морфология. Синтаксис / Ппод ред. Е.И. Дибровой. М., 2001. Ч. 2.

 

Литература

Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: учебник для вузов. М., 2010.

Золотова Г.А, Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004.

Карданова М.А. Русский язык. Синтаксис. Учебное пособие. М., 2009.

Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. Синтаксис современного русского языка. Учебное пособие. М., 2005

Розенталь Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация. Учебное пособие. М., 2007.

Русская грамматика. В 2-х т. / ред. и сост. Н.Ю. Шведовой (любое издание). Т.II.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учебное пособие. М., 2006.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2-х ч. Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006. Ч. 2.

Современный русский язык: учебник / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003.

Школьные учебники по русскому языку.

 

 

Практическое занятие № 4

Тема: Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры

 

План

1. Признаки сложноподчиненных предложений расчлененной структуры. Характер связи предикативных частей, особенности конструкции.

2. Средства связи в сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры. Асемантические и семантические союзы в концепции В.А. Белошапковой.

3. Классификация расчлененных сложноподчиненных предложений в различных синтаксических концепциях (в вузе и в школе).

4. Характеристика типов сложноподчиненных предложений расчлененной структуры:

- СПП с временными придаточными. Отношения между лавной и придаточной частями: одновременности, следования, предшествования.

- СПП с придаточными сравнительными;

- СПП с придаточными соответствия;

- СПП с придаточными обусловленности:

v условными;

v причинными;

v уступительными;

v целевыми;

v следствия.

– СПП с придаточными присоединительными.

5. Вопрос о природе сложных предложений с союзами тогда как, в то время как, между тем как, если … то.

6. Многочленные сложноподчиненные предложения. Типы связей придаточных и главной частей (однородное и неоднородное соподчинение, последовательное подчинение, предложения с комбинацией различных видов подчинения).

7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

 

Практическое задание

1. Рассмотрите данные предложения с союзом чтобы. Какие типы сложноподчиненных предложений здесь представлены? Каковы смысловые отношения между предикативными частями?

1) Попроси мамашу, чтобы нас взяли на охоту. (И. Тургенев) 2) Они вышли, чтобы привезти воды и заодно набрать на опушке сучьев. (А. Гайдар) 3) Будем же доказывать свою правоту так, чтобы в ответ нам содрогалась вся цепь причин и следствий от альфы до омеги, научимся носить “легче и вольнее подвижные оковы бытия”. (О. Мандельштам)4) Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться. (К. Паустовский)

2. Определите тип каждого сложноподчиненного предложения, составьте их схемы. Выполните полный синтаксический разбор 4-го и 9-го предложений.

1) Крестьянин весь был ясно виден, даром что ехал в тени. (И. Тургенев) 2) Хоть в шелк одень неряху, а все смотреть не на что. (Посл.) 3) Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить его к труду жизни (Д. Ушинский). 4) Я остаюсь на даче всю зиму, что оригинально и ново. (А. Чехов) 5) Столь серьезного пожара, с тех пор как стоит поселок, еще не бывало. (В. Распутин) 6) К чему тогда терпеть старость, если ничего, кроме неудобств и мучений, она не дает? (В. Распутин) 7) Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть. (В. Яковенко) 8) Иного также мы боимся, доколь к нему не приглядимся. (И. Крылов) 9) Для завершения работы необходимо отложить отпуск, так что от поездки к морю придется отказаться. (Комсомольская правда) 10) Мне хочется снова дрожаний качели,/ В той липовой роще, в деревне родной, / Где утром фиалки во мгле голубели, / Где мысли робели так странно весной. (К. Бальмонт) 11) Когда он успокоился, то прежде всего ему пришло на мысль, что бедному Михаилу Аверьянычу теперь, должно быть, страшно стыдно и тяжело на душе и что все это ужасно. (А. Чехов)

Примечание. Примеры анализов СПП смотрите в кн.: Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2-х ч. Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001. Ч. 2.

Литература

Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: учебник для вузов. М., 2010.

Карданова М.А. Русский язык. Синтаксис. Учебное пособие. М., 2009.

Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. Синтаксис современного русского языка. Учебное пособие. М., 2005

Розенталь Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация. Учебное пособие. М., 2007.

Русская грамматика. В 2-х т. / ред. и сост. Н.Ю. Шведовой (любое издание). Т.II.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учебное пособие. М., 2006.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2-х ч. Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006. Ч. 2.

Современный русский язык: учебник / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003.

Школьные учебники по русскому языку.

 

 

Практическое занятие № 5

Тема: Бессоюзные сложные предложения

 

План

1. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Дифференциальные и интегральные признаки.

2. История изучения бессоюзного сложного предложения. Вопрос о бессоюзных сложных предложениях.

3. Основные средства связи предикативных частей в бессоюзном сложном предложении.

4. Бессоюзные сложные предложения открытой и закрытой структуры.

5. Дифференцированные и недифференцированные отношения между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении.

6. Особенности изучения БСП в школе.

7. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

Практическое задание

1.Выполните упр. 626, 630 из кн.: Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. М.,1994.

2. Выполните полный синтаксический разбор предложений:

1) Сыроватой свежестью сирени, запахом цветущих яблонь тянуло прохладной струей в раскрытое окно, влажным ветерком омывало его горячее лицо (Ю. Бондарев). 2) Вчера у всех болела голова: мы слишком круто заварили чай баданом (Чив.).

Примечание. Примеры анализов БСП смотрите в кн.: Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2-х ч. Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001. Ч. 2.

Литература

Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: учебник для вузов. М., 2010.

Золотова Г.А, Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004.

Карданова М.А. Русский язык. Синтаксис. Учебное пособие. М., 2009.

Краткая грамматика русского языка / под ред. В.В. Лопатина, Н.Ю. Шведовой (люб. изд.)

Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. Синтаксис современного русского языка. Учебное пособие. М., 2005

Розенталь Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация. Учебное пособие. М., 2007.

Русская грамматика. В 2-х т. / ред. и сост. Н.Ю. Шведовой (любое издание). Т.II.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учебное пособие. М., 2006.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2-х ч. Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006. Ч. 2.

Современный русский язык: учебник / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003.

Школьные учебники по русскому языку.

 

 

Практическое задание № 6

Тема: Многочленные сложные предложения

 

План

1. Понятие о многочленном сложном предложении. Объем и структура многочленного сложного предложения.

2. Средства связи в многочленном сложном предложении.

3. Многочлены с одним видом связи:

а) многочленное сложносочиненное предложение;

б) многочленное сложноподчиненное предложение;

в) многочленное бессоюзное предложение.

4. Многочлены с разными видами связи (контаминированной структуры).

5. Правила членения многочленов.

6. Знаки препинания в многочленах.

 

Практическое задание

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте линейные и блоковые схемы, охарактеризуйте уровни членения.

1) Надо сказать что сама хозяйка избы которую рыбаки звали чухонкой не понимая обидного прозвища никак не реагировала на это; спала на деревянной кровати не просто скрипящей но трещащей при малейшем шевелении тела так будто сам земной шар повредился треснул по всей окружности и начинал с оглушительным стоном и болью рассыпаться на куски (В. Астафьев). 2) С одной стороны это был крик боли протест молодого человека полного пылких желаний который ощущает в своих мышцах силу жаждет деятельности и видит себя в пропасти откуда нет выхода и где он обречен на неподвижность (А. Герцен).

 

Литература

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: в 2-х ч. Морфология. Синтаксис / под ред. Е.Н. Дибровой. Ч. 2. М., 2001. С. 592 – 641.

 

 


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Предложение как основная коммуникативная единица. Признаки предложения. Структурно-семантические типы предложений: простое, осложнённое, сложное.

2. Сложное предложение как полупредикативная многоаспектная синтаксическая единица. Отличие сложного предложения от простого по структуре и семантике. Строение и грамматическое значение сложного предложения.

3. Формальная организация сложного предложения. Средства связи предикативных единиц. Парадигма сложного предложения. Модели сложного предложения.

4. Смысловая и коммуникативная организация сложного предложения.

5. Принципы классификации сложного предложения. Вопрос о сочинении и подчинении.

6. Понятие о сложноподчинённом предложении. Средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении. Принципы классификации сложноподчинённых предложений.

7. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой структуры. Общая характеристика.

8. Сложноподчинённые предложения расчленённой структуры. Общая характеристика.

9. Вопрос о предложениях с придаточным места. Пунктуация в сложноподчиненном предложении.

10. Предложения переходного типа (совмещающие признаки ССП и СПП). Вопрос о предложениях с союзами тогда как, в то время как, между тем как, если... то.

11. Предложения, совмещающие признаки расчленённой и нерасчленённой структуры.

12. Предложения, совмещающие признаки расчленённой и нерасчленённой структуры.

13. Принципы классификации сложносочинённых предложений. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

14. Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного состава, их дифференциальные признаки.

15. Бессоюзное сложное предложение. История их изучения. Основные средства связи в бессоюзном сложном предложении.

16. Типология бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

17. Многочленные сложные предложения с одним видом связи. Трудные случаи пунктуации.

18. Многочленные сложные предложения с разными видами связи частей. Правила членения многочленов. Трудные случаи пунктуации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: