Глава 2. Административно-правовое принуждение как основное средство обеспечения безопасности дорожного движения

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Административно-правовое принуждение - это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерным действиями[28].

Система действующего законодательства среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции при осуществлении должностных полномочий, предусматривает целый комплекс мер предупредительного и пресекательного характера, мер административной ответственности, выражающихся в назначении наказания правонарушителям непосредственно должностными лицами подразделений полиции, а также мер обеспечительного характера.

Меры государственно-правового принуждения установлены в процессуальных формах и применяются в целях обеспечения общественной безопасности и общественного правопорядка. Под фактическими основаниями применения мер государственного принуждения необходимо понимать юридические факты - противоправные деяния, соответствующие предписаниям правоохранительной нормы и установленные в индивидуально-правовом акте; при этом для каждого вида государственного принуждения должно быть предусмотрено собственное фактическое основание: меры административного наказания применяется при наличии состава правонарушения; меры процессуального обеспечения - при наличии неисполненной юридической обязанности; меры административного пресечения применяется для прекращения любого начавшегося противоправного деяния независимо от его формы[29].

Общая характеристика мер принуждения, применяемых в сфере государственного управления, позволяет объединить меры принуждения в целевые группы, непосредственно применяемые в деятельности ГИБДД.

Так, к первой группе можно отнести меры, направленные на предупреждение совершения правонарушений.

Административно-предупредительные меры - это различные средства, которые существуют для предотвращения правонарушений и иных вредных последствий. Хотя рассматриваемые нормы носят в большей степени характер профилактики, они исполняются в порядке принуждения в процессе реализации одной стороной юридических властных полномочий органов исполнительной власти и должностных лиц. Представляют собой административно-предупредительные меры, прежде всего, установленные законодательством ограничения и запреты, что также дает нам право охарактеризовать их принудительную природу. Рассматриваемые меры не имеют никакой связи с совершением правонарушений, а наоборот сосредоточены на их предотвращении, данные меры являются предшественниками остальных мер административно-правового принуждения, которые реализуются при совершении административного правонарушения.

Административно-предупредительные меры довольно разнообразны, они используются разными субъектами системы исполнительной власти в большинстве сфер государственного управления.

Что касается сферы обеспечения безопасности дорожного движения, то используются следующие административно-предупредительные меры:

1. Проверяется наличие у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих личность (если существуют к тому достаточные причины)[30];

2. ЕслиПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ УГРОЗЫ возникает угроза безопасности общества, то временно вводится ограничение или запрет на движение транспортных средств и пешеходов на проезжей части ИЛИ НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ МЕСТНОСТИ[31];

3. При необходимости останавливается транспорт, и проверяются документы на права пользования и управления транспортным средством, а также немаловажным является проверка документов на транспортное средство и транспортируемый груз;

4. Также может осуществляться осмотр транспорта и перевозимого груза с участием водителей или граждан, которые сопровождают груз.

При этом институт административного предупреждения характеризуется тем, что складывается из мер принуждения различного плана, которые применяются специальными субъектами в лице сотрудников ГИБДД по отношению к правонарушителям в области дорожного движения. Сотрудник Госавтоинспекции тем самым осуществляет свои властные полномочия. Целью применения мер административного предупреждения является недопущение фактов нарушения ПДД, совершения правонарушений, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, а также сохранение жизни, здоровья и собственности граждан.

Во второй группе необходимо назвать меры принуждения, направленные на пресечение совершаемых административных правонарушений или на пресечение совершения своими действиями возможного правонарушения. ЗДЕСЬ В КАЧЕСТВЕ ТАКОВЫХ МОЖНО РАССМОТРЕТЬ ТРЕБОВАНИЕ ПРЕКРАТИТЬ ПРОТИВОПРАВНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТС ВОДИТЕЛЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ – СО ССЫЛКАМИ НА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СТАТЬИ ФЗ О ПОЛИЦИИ.СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ, ИЗУЧИВ ФЗ О ПОЛИЦИИ.

Меры административного пресечения в данном случае, применяемые сотрудниками ГИБДД, могут быть реализованы в любой момент при совершении правонарушителем противоправных действий. Целью применения указанных мер является прекращение совершения правонарушений, а также недопущение наступления негативных для общества последствий. Применяя данные меры, сотрудник ГИБДД реализует свои властные полномочия, направленные на предотвращение последствий административного правонарушения и предотвращения факта самого правонарушения.

К третьей группе можно отнести те меры, которые направлены на обеспечение реализации задач юрисдикционной деятельности полиции, осуществляемой сотрудниками ГИБДД. Например, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Административно-процессуальные меры обеспечения, применяемые сотрудниками Госавтоинспекции, направлены на реализацию принципа неотвратимости наказания за противоправные действия (бездействия). Кроме того, целью реализации мер обеспечения является своевременное рассмотрение дел об административных правонарушениях, принятие по рассматриваемым делам обоснованных и своевременных решений.

ЭТО МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ! Для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения используются следующие меры:

1. Доставление;

2. Административное задержание;

3. Досмотр транспортного средства, которое находится при физическом лице;

4. Изъятие вещей, которые запрещены к обороту или ограничены в нем, а также документов;

5. Отстранение от управления транспортным средством;

6. Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

7. Задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации;

8. Арест транспортного средства.

Меры административного пресечения в данном случае, применяемые сотрудниками ГИБДД, могут быть реализованы в любой момент при совершении правонарушителем противоправных действий. Целью применения указанных мер является прекращение совершения правонарушений, а также недопущение наступления негативных для общества последствий. Применяя данные меры, сотрудник ГИБДД реализует свои властные полномочия, направленные на предотвращение последствий административного правонарушения и предотвращения факта самого правонарушения.

К третьей группе можно отнести те меры, которые направлены на обеспечение реализации задач юрисдикционной деятельности полиции, осуществляемой сотрудниками ГИБДД. Например, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Административно-процессуальные меры обеспечения, применяемые сотрудниками Госавтоинспекции, направлены на реализацию принципа неотвратимости наказания за противоправные действия (бездействия). Кроме того, целью реализации мер обеспечения является своевременное рассмотрение дел об административных правонарушениях, принятие по рассматриваемым делам обоснованных и своевременных решений.

Четвертая группа мер, применяемых сотрудниками ГИБДД, состоит из мер наказания, которые могут и должны понести нарушители за совершение правонарушений в области дорожного движения, а именно в соответствии с главой 12 КоАП РФ. Меры административного наказания являются формой реализации обязанности правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия за совершение противоправных действий (бездействий). При этом надо учитывать, что вина правонарушителя в совершении административного правонарушения должна быть полностью доказана и наказание должно быть назначено объективно и соразмерно совершенному деянию.

Стоит согласиться с Н.В. Багуцким[32], справедливо полагающим, что любое наказание преследует цель предупредить совершение административных правонарушений. Речь идет о самых разнообразных правонарушениях - несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, непристегнутый ремень безопасности.

В ст. 3.2 КоАП РФ прописаны виды административных наказаний, которые применяются в России за совершение правонарушений. Существующая система наказаний за административные правонарушения содержит в себе разнообразные по своему характеру, содержанию и правовым последствиям меры административного воздействия на нарушителей порядка, что разрешает при назначении определенного наказания исчерпывающе учитывать как проступок, совершенный правонарушителем, так и его личность, а также и различные другие значимые юридически обстоятельства.

В сфере безопасности дорожного движения применяются такие наказания как: предупреждение; административный штраф; конфискация предмета административного правонарушения; НЕТ, ЭТО НАКАЗАНИЕ К СФЕРЕ ГИБДД НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ, УБЕРИТЕ лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест.

Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). Например, предупреждение может быть вынесено за правонарушение, предусмотренное в п. 1 ст. 12.2 КоАП РФ, а именно управление транспортным средством с нечитаемыми регистрационными знаками, если данное правонарушение совершенно впервые. В ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства. По мнению Д.В. Осинцева - это «самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания»[33]. Вместе с этим, при повторном совершении однородного административного правонарушения, ранее вынесенное административное предупреждение будет выступать обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Несмотря на очевидно нереализованный потенциал административных предупреждений в российской правоприменительной практике, нельзя не согласиться с мнением Б.Ю. Джамирзе, полагающей, что число статей КоАП РФ, содержащих данную санкцию, будет уменьшаться. Связано это. во-первых, с тем, что КоАП РФ постепенно превращается в инструмент формирования доходов страны, а во-вторых, отмечается достаточно высокий уровень правового нигилизма и существующая динамика деликатности, которая меняется от правонарушений с меньшей степенью опасности к деликтам с более вредными последствиями[34]. УБЕРИТЕ АБЗАЦ, НЕТ СМЫСЛОВОЙ НАГРУЗКИ.СПОРНЫЙ ТЕЗИС.

Административный штраф - это самое распространенное наказание в области дорожного движения, которое выражается в денежном взыскании с физических лиц, ответственных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Как отмечает М.П. Авдеенкова, «тем самым административная ответственность приобретает ярко выраженную направленность на причинение имущественного вреда правонарушителю, а также позволяет частично компенсировать вред, причиняемый государству административными правонарушениями. Это делает административную ответственность более адаптированной к условиям рыночной экономики»[35].

Размер штрафа зависит от конкретного совершенного административного правонарушения в области дорожного движения.

- Для физического лица от 500 р. до 30 тыс. руб.;

- Для индивидуальных предпринимателей до 100 тыс. руб.;

- Для ответственных должностных лиц до 50 тыс. руб.;

- Для юридических лиц до 1 млн. руб.

На примере п. 2 ст. 12.9 КоАП РФ рассмотрим данный вид наказания. Превышение скоростного режима является одной из самых распространенных причин аварий на дорогах. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час - влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей (п. 2 ст. 12.9 КоАП). По статистике ГИБДД РФ за 2020 год выявлено 124 млн. случаев нарушения водителями скоростного режима[36]. Очевидно, что подобные суммы не останавливают водителей от совершения административного правонарушения. Кроме этого, согласно п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ штраф может быть уплачен в течениЕи двадцати дней со скидкой в 50 процентов. Таким образом, движение со скоростью до 100 километров в час включительно по населенному пункту либо со скоростью до 130 километров в час за пределами населенного пункта будет грозить правонарушителю всего лишь административным штрафом в размере 250 рублей (при условии оперативности его оплаты). Для большинства граждан опоздание на работу зачастую может грозить существенно большим экономическим ущербом (например, лишением премии или снижением ее размера), чем административный штраф размером 250 рублей.

При этом Минюст РФ отказался от изначальных планов увеличить размер штрафов за превышение скорости в новом КоАП, О КАКОМ НОВОМ КОАП ИДЕТ РЕЧЬ? столкнувшись с критикой в Государственной Думе и Правительстве РФ[37]. УБЕРИТЕ ЭТОТ КУСОК ТЕКСТА. В этой связи нельзя не согласится с точкой зрения К.А. Скалеуха и А.П. Мясникова[38], предлагающих индивидуализировать назначаемое административное наказание путем учета помимо таких стандартных обстоятельств, как: характер совершенного правонарушения, личности правонарушителя; обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину, дополнительно учитывать и финансовое состояние правонарушителя. В этом случае суд будет иметь возможность назначить ощутимое для правонарушителя наказание, которое с большей вероятностью окажет действенное предупредительное воздействие на правонарушителя.

Помимо водителей, безопасность дорожного движения зависит и от других участников дорожного движения (пешеходы, велосипедисты и др.), ответственность которых устанавливает ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения», которая в качестве санкции допускает применение предупреждения или административного штрафа в размере 500 рублей. Подобное наказание также не представляется достаточным по вышеуказанным причинам. Кроме этого, ситуация осложняется тем, что сотрудники ГИБДД достаточно редко уделяют внимание правонарушениям - пешеходам и велосипедистам, зачастую закрывая глаза на переход дороги в неположенном месте, переход дороги на красный свет светофора и т.д. Связано это и с приоритетами, установленными в МВД РФ, и с трудностями идентификации личности правонарушителя, его преследованием и задержанием.

Обеспечение безопасности дорожного движения вообще и предотвращение административных правонарушений в области дорожного движения в частности на сегодняшний день является первоочередной задачей Правительства Российской Федерации, поскольку имеет общенациональное значение.

Высокий уровень аварийности на дорогах России в значительной степени обусловлен несоблюдением его участниками ПДД. Одним из способов решения сложивших проблем в данной сфере может стать совершенствование института административной ответственности, в направлении ужесточения наказаний за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. При этом, данный путь.  будучи самым простым в реализации, не отменяет необходимости в решении ряда других проблем, связанных с расширением обстоятельств, учитываемых судом при рассмотрении материалов административного дела, формированием правовой культуры участников дорожного движения, повышением качества дорог и дорожной инфраструктуры, развитием автопилотируемого транспорта, систем предупреждения об опасных ситуациях, систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и т.д.

При высокой латентности (по данным КАКИМ? достигающая 30%) административных правонарушений в области безопасности дорожного движения, можно сказать, что пренебрежение установленному правилу у большинства населения появляется чувство уверенности в безнаказанности противоправных действий, неверие в эффективность деятельности правоохранительных органов.

К примеру, в правоприменительной практике есть проблема по реализации требования законодателей к перевозке детей до 12-летнего возраста в транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности. Ответственность за нарушение правила перевозки детей установлена ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ.

Сложностью привлечения к ответственности за указанное нарушение является то, что в статье не приводится требование к перевозке детей, а есть отсылка к ПДД. Согласно п. 22.9 ПДД производить перевозку детей допускают при условии, что обеспечена их безопасность с учетом особенности конструкции транспортного средства.

Перевозку детей до 12-летнего возраста в транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, необходимо осуществлять с использованием детского удерживающего устройства, соответствующего весу и росту ребенка, или иного средства, позволяющего пристегивать ребенка с помощью ремня безопасности, предусмотренного конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детского удерживающего устройства.

С другой стороны, современные подростки 11–12 лет часто обладают ростом и весом вполне сопоставимым с ростом и весом среднестатистических взрослых людей. Усаживать такого ребенка в детское кресло очень затруднительно, да и лишне. Необходимо в ст. 12.23 КоАП РФ, вместе с указанием на возраст ребенка закрепить указание на его рост и вес, более точно, чем это сделано в п. 22.9 ПДД РФ. ХОРОШИЙ ТЕЗИС, СФРМУЛИРУЙТЕ, КАК БЫ ЭТО МОГЛО ЗВУЧАТЬ?

ПОДУМАЙТЕ О ВВЕДЕНИИ ОТДЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ СТ.12.23 КОАП РФ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ТАКСИ ДЕТЕЙ БЕЗ СПЕЦ.УСТРОЙСТВ. ДОВОЛЬНО РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПРАКТИКА.

Одним из наиболее значимых нововведений в данной сфере должны стать институты гражданского общества, центральной частью которого является гражданин с развитым правовым сознанием, который не сможет равнодушно пройти мимо явного правонарушения. Только такой подход может привести к ситуации, когда граждане контролируют друг друга и информируют органы правопорядка о правонарушениях. Органам же правопорядка в большинстве случае будет отводится роль проверки поступившей информации, привлечения к административной ответственности и исполнения наказания. Разумеется, такой сценарий требует серьезных перемен в нашем обществе, которые кроме озвученных выше, должны включать: открытость органов государственной власти; создание правовых механизмов взаимодействия граждан и власти; разработку соответствующих технических и программных средств для фиксации и передачи сообщений о правонарушении.

Таким образом, система общих мер принуждения, используемая в деятельности полиции, имеет весьма широкий перечень, а также диапазон применения в деятельности государственных органов исполнительной власти. Что касается определенных мер принуждения, применяемых сотрудниками подразделений ГИБДД, то ряд таких мер может быть использован только данной категорией сотрудников полиции при реализации государственно-властных полномочий.

Однако в практической деятельности у сотрудников ГИБДД возникают и проблемные ситуации в применении отдельных мер административно-правового принуждения. Рассмотрим их в следующем параграфе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: