Лекции и семинары по психологии и педагогике часть 2 (прочитаны в 2018 году Пепелиной Н. И. )

Типология характеров по Юнгу

Каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, характерные для типа

Ориентация либо на внешний мир, либо на субъект (разделены на экстраверсию и интроверсию)

4 базовые функции – мышление, чувство, интуиция и ощущение

Юнг определяет мышление и чувство рациональными, а интуицию и мышление – иррациональными

Каждая психологическая функция в экстравертном и интровертном типе

-рациональный экстраверт

-иррациональный экстраверт

-интровертно-чувственный тип

-интровертно-интуитивный тип

-чувствующий экстраверт

-чувствующий интроверт

-ощущающий интроверт

-ощущающий экстраверт

Если человек поступает не по своему типу, то он становится невротиком

Язык телодвижений

Невербальный (бессловесный) метод общения

Большинство людей, изучающих язык телодвижений,обращаются к работам Алана Пиза

Жест агрессивности – скрещенные руки со сжатыми кулаками

Жесты уверенности, самоуверенности, доминанты – ладонь, повернутая вниз, пирамида (ладони направлены друг на друга, пальцы смыкаются), руки в карманах, большие пальцы снаружи

Жесты неискренности – прикрытие рта рукой

Неуверенность, раздражение, нервозность –почесывание уха, постукивание по столу

Жест самоконтроля – руки заведены за спину

Жест, относящийся к оценке сказанного – почесывание подбородка и взгляд искоса

Лицо прекрасно отражает эмоции. Об искренности человеческих эмоций говорит симметричность расположения мышц на лице

Покусывание губ – беспокойство, скривленный рот – насмешка, улыбка мужчины – во всех ситуациях владеет собой, кривая улыбка – контролирование нервозности, чрезмерная улыбчивость – потребность в одобрении

Радость – уголки губ оттянуты назад, интерес – брови немного приподняты, удивление – поднятые брови образуют морщины на лбу, отвращение – нос сморщен, презрение – брови приподняты, лицо вытянуто, страх – брови приподняты, нижнее веко напряжено, уголки рта оттянуты назад, гнев – нахмуренное выражение лица, губы обнажают зубы, скорбь – брови сведены, внешние уголки губ несколько опущены

Тест Майерс-Бриггс основан на концепции Юнга

1912.Кэтрин Кук-Бриггс разработала тест. Использоваться активно начал в 1975 году

Рациональные – мышление и чувство, иррациональные – интуиция и ощущение

Экстраверсия – сначала думают, потом размышляют

Интроверсия -сначала размышляют, а потом думают

Опросник представляет собой 93 вопроса с выбором ответа («да» или «нет»)

Тест не может однозначно использоваться для характеристики респондента

Полезность теста стоит под сомнением. От 39 до 76 % при повторном прохождении этого теста дают другой результат

Педагогика как наука. Важнейшие понятия и развитие педагогики

Изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

Теснейшим образом связана с психологией (наука об общении, воспитании и развитии человека)

Для чего учить? – цель

Чему учить? – содержание

Как учить? – формы и методы

Включает в себя два блока: наука о воспитании и наука об обучении

Задачи педагогики:

1.Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения

2.Изучение и обобщение педагогического опыта

3.Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем

4.Разработка новых методов, форм и средств обучения и воспитания

5.Внедрение результатов педагогического исследования в практику образования

Государство как механизм требует от населения определенной подготовки во всех сферах для максимального развития. Заказ государства обусловлен:

1)развитием экономики, поддержанием уровня на международной арене (объективные факторы)

2)особенностью власти, управления, режима (субъективные факторы)

Содержание педагогики определяется потребностями общества и государства

6. Рефлексия (исследование и анализ внедренных новшеств и практик)

Функции педагогики:

1.Теоретическая

-описательный уровень

-диагностический уровень

-прогностический уровень

2.Технологическая

-проективный уровень

-преобразовательный уровень

-рефлективный уровень

-коррективный уровень

Методы педагогики:

1)реферирование (изучение уже имеющегося опыта)

2)наблюдение

3)беседа

4)интервьюирование

5)анкетирование

6)тестирование

7)эксперимент

Основные понятия педагогики

-развитие

-образование

-воспитание

-обучение

Воспитание (в широком смысле) – социализация (в процессе развития человек приобретает опыт социальной жизни, оценивая и применяя к себе увиденное). Этот процесс никак не регулируется, делается бессознательно

Воспитание (в узком смысле)- целенаправленный педагогический процесс, нацеленный на формирование определенной модели поведения, моральных принципов и установок, социально одобряемых в данном обществе

Обучение – организованный целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков в соответствии с социальным заказом государства

Развитие – качественное изменение чего-либо

Точки зрения по поводу развития:

1.Развитие и обучение должны совпадать

2.Обучение должно идти впереди развития (Выготский)

3.Развитие идет впереди обучения, обучение идет следом, используя принцип целесообразности

Наша система образования ориентирована на параллельное развитие и обучение

Образование – единый организованный целесообразный процесс воспитания, обучения и развития

Эти положения предполагают наличие воспитателя и воспитанника

Педагогическая деятельность – организованный процесс развития, обучения и воспитания

Цель (конечный результат)- получение знаний для профессиональной работы

Принцип (основные направления деятельности) – научность, наглядность, последовательность

Методы (действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания)-беседа, домашнее задание, реферат, лекции

Средства (работа с содержанием)-презентация, наглядные пособия

Формы (логическое завершение процесса) – семинар, лекция, экзамен, зачет

Система педагогических наук

1)общая педагогика (общие вопросы и определения)

2)история педагогики (процесс развития с древнейших времен до наших дней)

3)возрастная педагогика

4)коррекционная педагогика (физические и поведенческие трудности – девиантное поведение)

5)частные методики (альтернативные методики помимо общепринятой)

6)отраслевая педагогика (особые вопросы отраслей, передача знаний, умений и навыков в контексте данного направления)

Воспитывать и обучать людей в социуме необходимо было с древнейших времен

Древняя Греция: Сократ (вопросы морального состояния человека – первые принципы в обучении; знание есть добро)

Платон (обучение и воспитание должно соответствовать особенностям государства; обучение и воспитание – позитивный процесс)

Аристотель (образование важно)

Средние века. Центры культурной жизни – монастыри, школа. Жизнь общества попадает под влияние религии. Участь обучаемых более тяжела (главная цель – воспитать покорность)

Ян Амос Коменский – чешский педагог, пересмотрел подход к обучению и воспитанию детей, ребенок должен получать удовольствие от обучения, которое должно включать в себя элементы творчества и самостоятельности. Впервые сформулировал современные принципы обучения. Должна быть возможность изучить наглядно. Дети должны понимать то,что заучивают. Гуманизм в процессе обучения и воспитания

Руссо – один из носителей идей Просвещения (идеально вывезти ребенка во младенчестве вдаль от цивилизации, где нет городских пороков общества и наблюдать за тем, что ребенку нравится)

XX век. Вальдорфская школа, школа Монтессори

В СССР развивается направление педология

20е годы сломали царскую систему образования. Убраны уроки, отменены многие испытания. Главный принцип – заинтересовать обучающихся. Но уровень образования упал, и в 30е годы стандарты образования вернулись

Педология – единство педагогики, физиологии и психологии

Вальдорфская педагогика просочилась и в Россию.Определенную роль играет религиозная составляющая (духовно-ориентационная). Главная задача – вопрос о гармоничном развитии духовной и интеллектуальной сферы человека

Монтессори – всестороннее развитие личности,физическое, духовное развитие, творчество, приобретение навыков трудовой деятельности. Ориентация на интерес и желания ребенка, взаимодействие ребенка в коллективе. Все конфликты разрешаются только мирным путем

Недостаток:знания давались блоками, низкий уровень качества образования – упор на трудовую деятельность

Януш Корчак – характеристика особенностей взаимоотношений детей и взрослых

В странах Западной Европы формируется система образования, существующая по сей день

Идеи педагогики – родители не должны чувствовать себя собственниками

Русская педагогика XIX век

Л.Н.Толстой (во второй половине своей жизни радел за образование простого народа, открыл крестьянские школы)

К.Д.Ушинский занимался вопросами первой ступени образования, перенес принципы просветителей на нашу почву. Автор первых учебников для начальной школы, писал сказки с воспитательным подтекстом

Советская педагогика

А.С.Макаренко стоял у истоков советской педагогики, работал с трудными подростками

В.А.Сухомлинский занимался вопросами педагогики в школе. Система ориентирована на развитие творческих и интеллектуальных способностей. Педагог должен раскрыть творческий потенциал ребенка

В.Леви. Книга «Нестандартный ребенок». Содержание позволяет понять, что ребенок – самостоятельная единица

 

Причины конфликтов

1)противоположное восприятие разных областей

2)разные стили поведения

3)разный статус индивидов

4 группы причин:

-организационно-управленческие

-объективные

Эти две группы ведут к образованию предконфликтного состояния

-личностные

-социально-психологические

В зависимости от типа личности люди ведут себя в конфликте по-разному

1)низкая подготовленность к развитию противоречий

2)устойчивые стереотипы межличностных отношений

3)разнородность в обществе (социальное неравенство, культурная неоднородность)

Социальное противостояние провоцируют: различные ценностные ориентиры, экономические и социальные факторы

По количеству личностей: внутриличностные, межличностные, межгрупповые

Конфликты в семье

Конфликты не всегда действуют разрушительно. Если конфликт правильно разрешен, люди понимают ценность своих отношений. Они могут сблизиться даже сильнее

Конфликты отвергают путь к новообразованиям и прогрессу в отношениях.

Разрешение конфликтов может быть разным

1.Созидательный конфликт (к развязке люди понимают, почему конфликт произошел, приходят к компромиссу). Друг друга люди не оскорбляют

2.Разрушительный конфликт. Человек пытается задеть другого, не понимая, что может сильно навредить ему

В семье, как правило, разрушительные конфликты возникают из-за неправильного женского поведения. Поэтому девушкам стоит думать о последствиях своего поведения

Конфликт между родителями и детьми

Очень часто родители вмешиваются в отношения между детьми. Но этого делать не стоит, так как отношение взрослого человека к возникшей ситуации другое. Взрослый должен занять позицию наблюдателя со стороны

 

 

Теория обучения. Дидактика

Это один из основных разделов в педагогике

Дидактика зародилась давно, в период позднего средневековья

Основные категории – обучение, преподавание, учебная деятельность

Дидактика – отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ, организующих процесс обучения, а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения

Дидактика делится на общую (общие принципы под все дисциплины) и частную (методика преподавания частных дисциплин)

Обучение – способ организации образовательного процесса. Имеет одну и ту же систему – преподавание и учение. Преподавание – деятельность учителя, обучение – деятельность ученика

Преподавание – передача информации, организация учебно-познавательной деятельности ученика, оказание помощи при затруднении в процессе учения, стимулирование интереса самостоятельности и творчества учащихся и оценки учебных достижений учащихся

Главный показатель – эффективность

Учение- деятельность ученика по освоению,закреплению и применению знаний, умений и навыков, самостимулирующих к поиску решения учебных задач, самооценке учебных достижений, осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта процессов и явлений окружающей действительности

Учебная деятельность включает в себя овладение системой знаний и оперирование ими, овладение системами обобщенных и более частых действий, развитие мотивов учения, овладение способами управления своей учебной деятельностью

Цель обучения – поддержание общественного прогресса, создание личности, способной функционировать в обществе

Функции – образовательная, воспитательная, развивающая

Принципы обучения

1.Развивающий и воспитательный характер обучения (все направлено на развитие личности и ее воспитание)

2.Научность (предложить знания, имеющие научные доказательства)

3.Систематичность и последовательность (переход от простого к сложному, должна быть логическая связь материала)

4.Сознательность, творческая активность, самостоятельность (уметь принимать нестандартные решения)

5.Наглядность (любая лекция сопровождается презентацией)

6.Доступность (по уровню развития, уровню возможности, уровню знаний)

7.Связь обучения с жизнью (оно должно быть построено на реальных примерах)

8.Установление межпредметных связей

9.Учет физиологических и интеллектуальных особенностей

Первичная задача обучения – научить ученика учиться

Есть требования к принципу наглядности: она должна не заменять речи учителя, а дополнять ее. Дополнение должно быть логически обусловленным

Один из важнейших принципов дидактики – системный (все, окружающее нас, составляет единую систему)

Обучение-развитие

1)обучение и есть развитие (в современной системе образования)

2)обучение следует за развитием и должно приспосабливаться к нему

3)обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем преобразования – самая современная (малое количество учащихся)

Тема раннего развития достаточно популярна, но редко раннее развитие продолжается в более позднем возрасте (заканчивается к 12 годам)

Методы обучения: словесные (беседа, диалог, опрос,монолог), наглядные, практические

Эти группы органично должны уравновешивать друг друга

Формы обучения: классно-уровневая система (урок), лекционно-практическая система (семинары, практические и лабораторные занятия, зачет, экзамен, лекция)

Вневузовские формы обучения: факультатив, кружок, экскурсия

Виды обучения

1)догматическое обучение – жесткое зазубривание и порка за невыполнение

2)развивающее обучение (ориентация на зону опережающего развития; ребенок получает задание, которое он не может решить при помощи преподавателя, но при этом получает ценные навыки, трудно сделать при большом количестве народа)

3)обязательное иллюстративное обучение

4)проблемное обучение – производное от развивающего обучения: ставим проблему и просим учащегося ее решить, материал, найденный самостоятельно, дает крепкие знания

5)программированное обучение (дистанционное образование – выдается блоками, после каждого блока – задания для самоконтроля)

6)модульное обучение (каждая тема в виде модуля; используется при дистанционном и заочном обучении)

Стили педагогического общения

1)Авторитарный.Жесткая уверенность в своей правоте, принятие решения без участия других членов коллектива, решение не должно подвергаться обсуждению.Такого человека уважают, но не любят

2)Демократический. Уважительное отношение между членами, доверие и ответственность (каждый член коллектива осознает свою ответственность)

3)Либерально-попустительский. Руководитель растворяется в коллективе, не берет на себя ответственность, прекрасный товарищ. Его любят, но не уважают

4)Репродуктивный – нацелен на результат

5)Творческий – нацелен на творчество

6)эмоционально-ценностный – нацелен на морально- нравственные ориентиры

Умелый педагог сможет сложить в себе черты всех первых трех стилей (лучше без авторитарного). Но авторитарное общение помогает собрать аудиторию

 

Воспитание

Процесс воспитания является одним из важнейших в системе педагогического знания

В широком смысле- это социализация

В узком смысле – это процесс целенаправленный, организованный процесс воздействия на человека

Социализация – непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. Условно может быть разделен на этапы, где происходит решение определенных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом. Этот процесс необратимый и не поддается организации

Основные функции воспитания:

1)регулирование влияния социума на личность

2)формирование понимания, что такое хорошо и что такое плохо

Воспитание – тоже социальный заказ государства, ориентировано на решение образовательных задач. Компоненты – воспитатель и воспитанник

При самовоспитании роли воспитателя и воспитанника объединены в одного человека

Воспитание бывает семейное, школьное и религиозное, умственное, нравственное, физическое, трудовое, гражданское

Теории воспитания:

1.Авторитарное воспитание

2.Свободное (стихийное) воспитание

3.Гуманистическая концепция воспитания

1.Возникает в эпоху Средневековья и доминирует (слово старшего – истина в последней инстанции). Основные приемы – угроза, наказание, запрет. Сегодня тоже применяется в семьях и школах (позволяет быстро добиться желаемых результатов)

2.Появляется в XVIII веке (основоположник – Жан-Жак Руссо). Идеал – оголенная сельская местность, где вырастает ребенок (без насилия воспитатель наблюдает за развитием ребенка). Мягкая коррекция, нет скованности стереотипами. Сегодня также применяется, но это достаточно сложно осуществить в организационном плане (сможет ли человек приспособиться к реалиям мира?)

3.Развитие личности рассматривается в направленности на себя и направленности на других. Задача – полноценное всестороннее развитие личности. Мотивация будет руководством к действию. Задача воспитателя-сформировать правильную мотивацию

Теория Выготского (зона ближайшего развития) – гуманистическая теория воспитания

Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности

Здесь на первом месте стоит мотивация

Методы воспитания

С одной стороны, это конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач

С другой стороны, это способы педагогического управления деятельностью,в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности

Обычно делим на 3 основные группы:

1.Методы убеждений

2.Методы упражнений

3.Методы поощрения и наказания

1.Методы убеждений – самая важная группа. Методы направлены на формирование мировоззрения воспитанников (инструктаж, внушение, повествование, обращение, призыв,рассказ, диалог)

Особые моменты: беседа-монолог не является действенной (происходит рассеяние внимания воспитанников)

В качестве конкретных рекомендаций: являются эффективными лишь при их систематическом применении, целесообразно использовать разные формы убеждения

Во-первых,то, что мы говорим, должно иметь научную основу, факты должны быть изложены объективно и связаны с практикой. Язык должен быть понятен воспитаннику и соответствовать его возрасту

Воспитательное воздействие следует направлять и на эмоциональные переживания (преподнести, чтобы вызвать у воспитанника эмоции)

Эффективность определяется личной убежденностью воспитателя

Важно использовать методы убеждения своевременно (знать физиологические особенности и этапы развития психики). Если воспитанник в чем-то не заинтересован, действия не будут иметь положительного результата

Важное условие – доказывать свою точку зрения и свою позицию

Метод убеждения – рассказ (при рассказе о том, кто должен являться примером, надо убедиться, что у воспитанников такое же отношение к этому персонажу). Часто воспитанников отсылают к герою любимого фильма (любимой книги)

2.Методы упражнений. С помощью методов этой группы организуется деятельность воспитанников и стимулируются позитивные ее мотивы

Ряд рекомендаций:обучение, показ образцов

Важна личная заинтересованность воспитателя, убеждение в том, что он говорит и делает и авторитет в глазах воспитанников

Необходимо помнить о мотивах воспитанника (понимать, почему воспитанник должен это сделать). Не должно быть смещения мотивации

Эффективны только в случае их повторения и в союзе с методами убеждения

Важны образцы поведения (образец действен и эффективен при авторитете)

Движение от простого к сложному, ничто так не мотивирует,как успех

Личная ответственность (мы не просто поручаем что-либо, но понимаем, зачем это необходимо). Человек должен понять, что его действия важны для другого

Важны коллективное мнение и организованность коллектива

Эмоции от выполненного дела должны быть положительными

3.Методы поощрения и наказания направлены на развитие у воспитанников способности к саморегуляции поведения и рефлексии

Эта группа методов самая неоднозначная, но методы наиболее используемые (самые простые и дадут быстрый результат)

Поощрение – метод воспитания, целью которого является обучение ребенка следовать общепринятым нормам поведения с помощью положительного подкрепления

Наказание – метод воспитания, целью которого является обучение ребенка следовать общепринятым нормам поведения с помощью отрицательного подкрепления

Основные формы поощрения: одобрение, похвала, награда

Одобрение – словесное действие, жест, мимика. Чаще всего настраивает на позитивный лад, снимает тревожность. Зачастую применяется и при неуспешной деятельности, чтобы поддержать

Похвала ориентирована на конечный продукт и непосредственный результат. Злоупотреблять похвалой нельзя (воспитанник достигает чего-то ради похвалы, становится от нее зависимым). Берн говорит о том, что человек нуждается в «поглаживании» (похвале). Постоянное отсутствие похвалы может привести к комплексу неполноценности

Похвала должна быть заслуженной и быть в меру

Награда – вещественное поощрение за успех. Данный метод самый эффективный, потому что позволяет добиться результатов. Но может произойти смещение мотивации (поощрение за то, что должно делаться и так). Награда, чтобы стать мотивацией, должна быть неизвестной. Самое опасное – возникновение манипулятивных тенденций

Наказание – лишение чего-либо, ограничение свободы воспитанника, физическое воздействие

Главная цель заключается в том, чтобы воспитанник рассматривал его как результат своего неверного поведения

До 2-3 лет ребенок не понимает цели наказания

Отрицательные последствия наказания:

-часто не исправляет, а преображает поведение ребенка (дети ведут себя хорошо в присутствии учителя, если его нет, становятся неуправляемыми)

-наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь, он чувствует себя отвергнутым

У наказанного воспитанника формируется негативное отношение к наказавшему (такое отношение может привести к конфликту)

Часто наказания сказываются на эмоциональном развитии (человек становится склонным к инфантилизму)

Использование наказания как средство привлечения внимания родителей (следствие гипоопеки – ребенок привыкает к девиантному поведению)

Наказание неэффективно при обучении (нельзя ругать за ошибки, сделанные в процессе обучения)

Не наказывать вообще нельзя. Общие рекомендации: терпеливость, объяснение ребенку, почему его наказывают

Наказание не должно приносить физического и морального вреда, оно не должно быть унизительным, прилюдным

Нельзя наказывать за все плохие поступки. Нельзя наказывать за давно совершенный проступок

Хвалить авансом можно, а наказывать – нельзя

 

Рейтинг самых лучших систем обучения в мире (по версии журнала Times)

1.Финляндия

2.Южная Корея

3.Гонконг

4.Япония

5.Сингапур

6.Великобритания

7.Голландия

8.Новая Зеландия

9.Швейцария

10.Канада

1.В Финляндии дети идут в школу в 6 лет. Первые годы не делают домашнего задания.Максимальное число учащихся – 16 человек

2.В Южной Корее в школу дети идут в 6 лет, с 3 лет детский сад. Дети учатся до 12 лет в начальной, в средней школе до 15 лет. Неполная средняя школа предъявляет серьезные требования (пребывание в школе 14 часов)

3.В Гонконге от 3 до 6 лет дети посещают детский сад. В неполной средней школе учатся до 15 лет, 2 года учатся в старшей школе. До 2012 – 2 экзамена. Сейчас остался 1 экзамен по окончанию цикла обучения

4.Япония. Официально 3 года в детском саду, 6 лет в начальной школе и 3 года в средней. Среди обычных предметов встречаются нравственное воспитание и самоконтроль. Новые реформы сократили школьное расписание до 5 дней в неделю

5.Сингапур. Обязательно 6 лет в начальной школе. В основной школе обучают эстетическому воспитанию, музыке, физкультуре

6.Англия. Учебные заведения элитарны с точки зрения финансов. Образование продолжается 5 лет и длится до 12 лет. Каждый учитель решает, задавать ли ему домашнее задание. Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом. Обязательна школьная форма, активное участие в благотворительности

7.В Голландии с 5 лет образование обязательно. По окончании начальной школы – экзамен. Любая школа считает нужным добавить в свою программу нововведения по усмотрению

Понятие воспитания

Воспитание в широком смысле – передача накопленного опыта от старших к младшим

Воспитание в узком смысле – направленное воздействие на человека общественных институтов

В широком педагогическом смысле – это воздействие на ребенка

В узком – процесс и результат воспитательной работы

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя

Воспитание опирается на достигнутый уровень развития

Цель воспитания – то, к чему стремится будущее

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть, укрепление здоровья, развитие и совершенствование природных качеств

Нравственное воспитание формирует чувства и убеждения, навыки и привычки

Эстетическое воспитание имеет задачи приобщения к ценности и активного включения в эстетическую деятельность

Психологическая сущность – процесс перехода ребенка из одного состояния в другое

Цели и задачи воспитания

Цель – идеальная модель результата деятельности. Выбор цели не может быть случайным

 

Семья как социокультурная среда воспитания

Семья – ячейка общества. Этот социальный институт сформировался еще с первобытной эпохи

Семья включает в себя родителей и детей (западное понимание)

На самом деле в семью может включаться несколько поколений. Это общность, которая связывает людей одной фамилии

Под семьей мы понимаем нуклеарную семью. Возникновение и формирование семьи было обусловлено жизненной необходимостью

На сегодняшний день в Европе мы можем позволить себе отклонения от нормы (однополые семьи, гостевые семьи)

Основы формирования семьи лежат в биологической сфере. Самец стремится оплодотворить больше самок. Самки избирают себе того, кто готов обеспечить потомство

Вопросы семьи в педагогике мы рассматриваем с морально-этического аспекта. На сегодняшний день хозяйственная и биологическая функции семьи семьи практически утрачены

Типы семей

1)В глобальном смысле – вне зависимости от количества членов

2)с учетом детско-родительских отношений

1.а)Патриархально-модернизированная

Традиционная семья. Присутствует жесткая регламентация социальных ролей, мужчина-глава семьи, жена-хранительница очага. Роли четко распределены и обсуждению не подлежат

Мужчина-кормилец, непреклонный авторитет. При этом мужчина ответствует за благополучие и качество жизни членов семьи. Жена в подчиненном положении, отвечает за уют в доме, обеспечение покоя и благополучия мужа. Достаточно распространенная схема. Возможно как наличие детей,так и их отсутствие

Б)Детоцентрический тип семьи

Ориентирован на гиперопеку. Чаще всего ей подвергаются дети. Повышенная родительская ответственность за своих детей. Ребенок – главный объект родительского внимания. Чаще всего случается в тех семьях, где отношения с родителями оставляют желать лучшего. При выстраивании системы ценностей на первом месте стоит человек, на втором коллеги по работе, потом супруг, дети и родители. В данной ситуации мы забываем о себе и партнере. Ребенок получает гиперопеку, родители-пустоту после того, как ребенок вырастает. Детоцентризм может присутствовать, если между мужчиной и женщиной есть разница в возрасте

В)Супружеский тип семьи

Супруги на равных позициях в социальном плане. Решение вопросов принимается обоими членами семьи. Ребенок-не цель, а результат. Главные принципы – дружба, взаимоуважение

Г)Материнский тип семьи

Возможно, что отец присутствует. Семья создана женщиной с целью рождения ребенка. Чаще всего женщина воспитывает ребенка для себя, либо он привязан к матери, либо бунтарь, стремящийся избежать гиперопеки

Д)Неполный тип семьи

Родитель по каким-либо причинам отсутствует

Перечисленные типы воспитания (авторитарный, демократический, либерально-попустительский типы) пригодны и для отношений внутри семьи, для взаимоотношений между начальником и подчиненным, учителем и учеником

Детско-родительские отношения

Мать и отец оказывают воздействие на развитие ребенка. От матери зависит нравственное воспитание – научить ребенка радоваться. Отец отвечает за безопасность (чувство защищенности)

В идеале патриархальная традиция семьи – это нормально

Если мужчина или женщина оказывает негативное влияние на личность, могут быть проблемы у ребенка

Нарушение детско-родительских отношений

Дистанция – эмоциональное отношение родителей и ребенка

А)оптимальная уважения

Эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку

Б)сокращенная слияния

Чаще всего гиперопека (чрезвычайная близость родителей и детей)

В)увеличенная отчуждения – гипоопека

Дистанция между родителем и ребенком должна удовлетворять физиологические потребности ребенка

1)гиперопека

2)гипоопека

3)безнадзорность

4)воспитание по типу «Золушка». Ребенок облегчает хозяйственную жизнь родителей

5)жестокое воспитание. За каждую провинность следует суровое наказание

6)воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (я родил тебя, и ты должен)

Дисфункциональные позиции родителя по отношению к детям

1)отвергающая позиция, ребенок как обуза

2)позиция уклонения (эмоционально холодные родители)

3)позиция доминирования по отношению к детям (управлять маленьким ребенком проще, если не получилось доминировать над супругом)

4)отвергающе-принуждающая позиция. Родитель знает, как надо (метод «кнута и пряника»). Отношение родителей к детям носит оценивающий характер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: