К концу XIX в., когда была поколеблена вера в прогресс европейской цивилизации, цивилизацию стали противопоставлять культуре. В обиход вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Культуру стали понимать как внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизацию определяли как внешнюю материальную оболочку культуры.
Различия, которые вкладывали в понятия цивилизации и культуры отражены в следующей таблице.
Культура (мозг) | Цивилизация («вещное тело») |
Достижения культуры – духовные ценности: образование, достижения науки, философии, искусства. | Достижения цивилизации: степень технологического, хозяйственного, социально–политического развития общества (электричество, автомобиль, полиция и система законов, TV, компьютер и т.д.) |
Формирует духовные запросы | Снабжает средствами существования. |
Культура облагораживает и возвышает душу. | Обеспечивает комфорт для тела. |
Достижениями культуры можно пользоваться, поняв их смысл и предназначение. | Достижениями цивилизации можно пользоваться механически, «без-думно» не понимая принципов их устройства |
Отсюда в сочинениях мыслителей проводится мысль, что цивилизованный человек это совсем не то, что культурный человек. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и поведения личности. Цивилизованный же человек – это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и приличий, принятых в цивилизованном обществе. Если это соблюдение не стало для человека внутренней необходимостью, то это порождает «цивилизованное варварство» – нередко встречающийся в жизни феномен.
Таково понимание соотношения культуры и цивилизации в трудах немецкого ученого О. Шпенглера.
Однако в англоязычной традиции термины культура и цивилизация часто понимаются как синонимичные (А. Тойнби, С. Хантингтон).
В русском языке слово «цивилизация» не имеет однозначного толкования и судить о смысле термина приходится из контекста.
В целом же цивилизация определяется, как правило, тем, какие признаки положены в основу классификации данного понятия.
Если положить в основу экономический строй общества, то в качестве различных цивилизаций можно рассматривать выделенные К.Марксом общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую.
Этот же признак положен в основу разделения цивилизаций на аграрную (земледельческую и скотоводческую) и индустриальную. В первой господствует культура патриархального типа, вторая отличается приоритетом городской культуры. По мнению ученых, сейчас на Западе индустриальная цивилизация переросла в постиндустриальную или «информационную», «компьютерную», следствием чего являются радикальные перемены в культуре общества.
Если положить в основу классификации характер политической власти, то различают цивилизации деспотического типа (например, в странах Востока) и цивилизации демократического типа (Западная Европа и США).
Особое место в классификации цивилизаций принадлежат таким признакам как языковая общность (например, испанская метакультура – Испания и Латинская Америка) и религиозная общность (например, буддистская, христианская, исламская метакультуры).
Таким образом, принимая во внимание все имеющиеся подходы к определению понятия «цивилизация» можно утверждать:
1. Понятие «культура» шире понятия «цивилизация». Оно применимо как к небольшому племени (например, «культура ирокезов»), так и к целым континентам (африканская культура, европейская и т.д.).
2. Понятие «культура» включает как научно-технический прогресс, так и духовно-гуманистические приоритеты.
3. Понятие «культура» связано с расовой и национальной спецификой человечества, «цивилизация» же тяготеет к общечеловеческим ценностям.
4. Понятие «культура» предполагает цементирующее духовное ядро (мифология, религия, идеология), что совершенно не обязательно для цивилизации.