Юридические презумпции и фикции.
Способы изложения.
Текст нормативного правового акта характеризуется тм, что имеет определенную структуру и реквизиты:
- вид;
- орган (должностное лицо), издавший нормативный правовой акт;
- название, обозначающее предмет правового регулирования;
- дата принятия;
- место принятия;
- издание, автор;
- регистрационный номер;
- подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.
Структурные элементы нормативного правового акта:
- преамбула, т.е. вступительная часть, которая содержит информацию о причинах, условиях, целях принятия нормативного правового акта, предмете и методе его правового регулирования.
- статьи и пункты, которые могут объединяться в:
- главы;
- разделы.
Недопустимо употребление в тесте нормативного правового акта:
- просторечия (жаргонизмов);
- иноязычные, заимствованные термины при наличии равнозначных терминов в белорусском или русском языках.
- абривиатуры, кроме общеизвестных.
|
|
- ненормативную лексику.
Ссылка на нормативные акты должна содержать официальное наименование государственного органа (должностного лица), название акта и другие реквизиты, а также точное указание нормы, на которую дается ссылка.
Презумпция – предположение о наличие или отсутствии определенных фактов.
Презумпция – положение, принимаемое без доказательств, но которое может быть опровергнуто. Различают:
- общеправовые;
- отраслевые.
Общеправовые: Презумпция знания законов, истинности нормативного правового акта.
Отраслевые: презумпция невиновности, презумпция виновности, презумпция отцовства – отец ребенка – юридический (законный) супруг.
Правовая фикция – это положение, которое в действительности не существует, но которому право придает значение факта.
В белорусском праве пример фикции: днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим.
В теории права различают три вида систематизации.
1. инкорпорация – это такая разновидность систематизации, при которой нормативные правовые акты объединяются в сборники, при этом каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Содержание норм не затрагивается. Инкорпорация бывает:
– хронологическая (акты объединяются по времени их принятия – Сборник декретов и указов Президента и постановление Правительства Республик Беларусь (СДУП и ППРБ)).
– тематическая (акты объединяются по определенной сфере, тематике, регулируемых отношений).
Также инкорпорация бывает:
|
|
– официальной – осуществляется правотворческими органами (СДУП и ППРБ).
– неофициальной – может осуществляться любыми лицами.
– официозной – осуществляется не теми органами, которые приняли нормативный правовой акт, а другими органами по их поручению.
2. кодификация – объединение нормативных правовых актов в единый логически-цельный акт с изменением их содержания, т.е. в процессе кодификации устраняются устаревшие нормы, создаются новые нормы.
Кодификация – это наиболее сложный вид систематизации.
Кодекс – основной результат кодификации. Также результатами кодификации могут быть: положения, уставы, правила.
3.консолидация – вид систематизации, при котором нормативные акты объединяются в единый акт, однако при этом каждый из нормативных актов сохраняет очень редко в полной мере свою юридическую силу.