Внешняя политика Омана

Внешняя политика Омана определяется, в значительной степени, лично султаном, который в силу исторических причин и сложившихся традиций занимает центральное место во всей системе органов власти. Основой внешнеполитического курса Омана явилось укрепление международного авторитета страны и усиление ее влияния в ближневосточном регионе.

Связи с арабскими странами всегда оставались внешнеполитическим приоритетом для Омана. Такая позиция, в частности, нашла свое подтверждение и в дипломатической документации: сложилась традиционная иерархическая формула - "развитие отношений с арабскими, исламскими и дружественными государствами". Политика Омана по многим международным вопросам выделяется на фоне проводимой другими странами региона политики. Единственной арабской страной, не поддержавшей бойкот Египта из-за Кэмп-Дэвидского соглашения с Израилем, был Оман. Оманское политическое руководство заняло нейтральную позицию по отношению к обеим сторонам ирано-иракской войны (1980-1988 гг.), и прилагало немало усилий для ограничения театра военных действии и скорейшего окончания вооруженного конфликта мирным путем.

В начале августа 1990 г. султанат осудил иракскую агрессию против Кувейта, потребовав вывода иракских войск и восстановления законного правительство Кувейта. Нападение на Кувейт и оккупация этой страны расценивались Маскатом как опасный прецедент в истории межарабских отношений и угроза национальной и региональной безопасности.

В настоящее время оманское руководство в целом придерживается общеарабской позиции по ближневосточному урегулированию, выступает за создание независимого палестинского государства, освобождение всех оккупированных Израилем в 1967 г. арабских территорий.

Наиболее приоритетным направлением сотрудничества на современном этапе оманское руководство считает проведение согласованной политики в регионе и на межарабской арене в целях обеспечения стабильности и мира в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом.

Один из приоритетов оманской внешней политики – отношения со странами ССАГПЗ, прежде всего, с ОАЭ и КСА. После урегулирования территориальных споров установились достаточно тесные контакты с этими странами. Лидеры стран регулярно обмениваются визитами, в рамках которых активно консультируются по важнейшим вопросам двусторонних отношений и актуальным региональным и международным проблемам.

Оман заинтересован в территориальной целостности и стабильном внутриполитическом положении в Йемене, чему, могла бы способствовать привязка Йемена к ССАГПЗ, вплоть до создания коллективных организационных структур и реализации совместных экономических проектов.

Оманское руководство занимает особую позицию в отношении иранского ядерного «досье», подчеркивая право Тегерана на освоение мирного атома. При этом Маскат весьма умело балансирует между США и Ираном. Оманское руководство считает необходимым усиление взаимодействия с Ираном в интересах создания в зоне Персидского залива эффективной системы безопасности, оно признает огромный стратегический и политический вес Ирана в регионе, обусловленный его стратегическим положением, численностью населения, экономическим и военным потенциалом.

Маскат стремится сохранить положительную для него тенденцию развития взаимовыгодного сотрудничества с Вашингтоном, не отстраняясь при этом от тесных контактов с другими государствами, которые имеют не самые лучшие отношения с США. Омано-американские отношения в целом развиваются стабильно, на прагматичной основе, причем в самых различных сферах, и по обоюдному намерению сторон имеют хорошие перспективы для дальнейшего укрепления.

Отношения Омана с Великобританией характеризуются глубиной и стабильностью. Великобритания остается ведущим партнером султаната в политической, торговой и военно-технической областях. Вместе с тем, ряд оманских экспертов высказывает мнение, что британская сторона старается воспрепятствовать развитию политических и экономических связей султаната с другими государствами.

Отношения Омана с ведущими державами ЕС - Францией и Германией, развиваются практически во всех областях: углубляется культурное и гуманитарное сотрудничество, расширяются торгово-экономические связи, укрепляются политические контакты. Германия является одним из крупнейших инвесторов в страны Аравийского полуострова, в том числе, в Оман.

Двусторонние отношения Омана и Китая развиваются достаточно плодотворно и стабильно, причем в самых различных областях - политической, экономической и гуманитарной. Обе стороны официально демонстрируют доверие друг к другу, непрерывно укрепляют политическое взаимодоверие и поддерживают позицию друг друга по ряду актуальных международных проблем.

Оманское руководство осознает важность геостратегического положения страны, позволяющего контролировать Ормузский пролив - вход в Персидский залив, через который осуществляется до 40% перевозок добываемой в мире нефти. Военно-доктринальные установки султаната основываются на том, что страна не намерена вести агрессивные войны и официально потенциальный противник Омана не определен. В Маскате заинтересованы в поддержании баланса сил в зоне Залива, при котором Саудовская Аравия и Иран уравновешивали бы друг друга. Приоритетное место в шкале внешнеполитических интересов Омана занимает поступательное развитие отношений с ближайшими соседями - странами ССАГПЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: