Метод проектов. Лекция № 5 технологии личностно-ориентированного образования

ЛЕКЦИЯ № 5 Технологии личностно-ориентированного образования

Основные концептуальные идеи технологий личностно-ориентированного образования. Технология педагогических мастерских: причины создания, сущность технологии, этапы работы педагогической мастерской. Технология модульного обучения как альтернатива классно-урочной системе обучения. Сущность модуля. Организация модульного урока

Среди новых педагогических технологий выделяется наиболее адекватная поставленным целям обучения русскому языку технология проектов, или метод проектов. Метод проектов имеет длительную историю развития в мировой и отечественной педагогике. В России С.Т.Шацкий в 1905 г. первым реализовал педагогические идеи, связанные с именами Дж.Дьюи, Килпатрика.

После революции метод проектов также был востребован в России, однако упор делался на общественно полезную, трудовую направленность всех проектов, а учебным проектам уделялось недостаточно внимания.

Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.

Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов: предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя); составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление выпускника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта. В некоторой степени это сближает учебный проект с уже традиционной формой – рефератом.

Однако все более общепринятой становится точка зрения, что учебный проект – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость, хорошо осознаваемую как преподавателем, так и его исполнителем. Это решение задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска. Поэтому и предъявление результата проекта может быть различным: научный доклад (темы докладов могут быть, например, такие: «Использование односоставных предложений в лирических произведениях А.С.Пушкина»; «Словарь природных понятий у А.С.Пушкина: цветы, явления стихий»; «Цветовая лексика в поэме М.Ю.Лермонтова “Демон”; «“Пиковая дама” А.С.Пушкина в переводе П. Мериме: сравнительно-сопоставительный анализ») с постановкой проблем и научными выводами о тенденциях, прослеживающихся в развитии данной темы; создание словаря современной лексики; «Музей русского слова»; создание Общества защиты русского языка и написание его Устава; подготовка компьютерных программ по русскому языку под названием «Лингвистические кроссворды» и т.д.

Однако существует реальная проблема в оценивании проекта, когда проект – коллективная работа. Если ученик выполнил индивидуальный проект, то он оценивается в обычной системе оценок.

Учебная деятельность, организованная по методу проектов, помогает развить следующие интеллектуальные умения:

– аналитическое мышление (в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сопоставления фактов и явлений);

– ассоциативное мышление (в процессе установления ассоциаций с ранее изученными и с новыми свойствами предмета);

– логическое мышление (выстраивание логики доказательств, внутренней логики решаемой проблемы, логики последовательности действий и т.д.).

Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

Реализация метода проектов ведет и к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников.

Метод проектов вызывает интерес у учителей русского языка. (Не раз они делились своим опытом с читателями газеты «Русский язык».) Во многих школах Москвы и других городов России используются подходы к структурированию проекта, намеченные Е.С.Полат.

План организации работы в рамках технологии проектов:

1. Учитель выбирает тему проекта, его тип, определяет количество участников.

2. Затем он продумывает проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, и помогает учащимся их осознать, сформулировать (наводящие вопросы, ситуация, способствующая определению проблемы, видеоряд и т.д.).

3. Учитель нацеливает учеников на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения.

4. Организуется промежуточное обсуждение полученных данных в группах на уроках или на занятиях в научном обществе. Раз в четверть или в триместр участник проекта докладывает о промежуточных результатах. Это позволяет организовать планомерную работу учеников над проектом.

5. Проводится предзащита проекта, на которой высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов.

6. Защита проектов предполагает коллективное обсуждение, экспертизу, оппонирование, результаты внешней оценки, выводы. Лучшие работы публикуются в школьных сборниках.

7. Защита проектов часто проводится в рамках ученических итоговых конференций, дней славянской письменности и т.д.

ПРИМЕР

Исследовательский проект «Великий лексикограф земли русской (к 200-летию В.И. Даля)»

Руководитель – кандидат филологических наук Е.Н. Тихонова

1. Задача: знакомство учащихся с жизнью и творчеством великого русского лексикографа В.И. Даля, с «Толковым словарем живого великорусского языка» – «своеобразной энциклопедией народной русской жизни первой половины XIX века».

2. Проблема: почему датчанин по происхождению, В.И.Даль, человек энциклопедически образованный, разносторонне одаренный, проявивший себя во многих областях знания, знаменит прежде всего своим «Толковым словарем…»? Заслонил ли словарь известного писателя, человека разнообразных талантов, с богатой, интересной судьбой? Опровергните или подтвердите формулу «Даль и есть Словарь».

3. Источники информации: литературные (книги, газетные и журнальные публикации и т.п.), словари, справочники и др.

4. Обработка информации: анализ литературы, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы.

5. Результат: доклад, реферат, стенгазета или другие наглядные материалы.

6. Презентация: выступление на школьном мероприятии, посвященном 200-летию В.И Даля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: