Психологические характеристики настроений, причины их возникновения

Проблема классификации эмоций.

Эмоции качественно и количественно различаются по знаку, модальности, интенсивности, длительности, осознанности, происхождению, воздействию на деятельность и поведение человека, уровням развития и проявления, произвольности и т.д. (Таблица 3).

По знаку эмоциональные переживания можно разделить на положительные, отрицательные и амбивалентные.

Основной функцией положительных эмоций является поддержание контакта с положительным событием, поэтому им присуща реакция приближения к полезному, необходимому стимулу. Кроме того, они побуждают нарушать достигнутое равновесие с окружающей средой и искать новую стимуляцию. Для о трицательных эмоций характерной является реакция удаления, прерывания контакта с вредным или опасным стимулом.

Модальность. В психологической литературе существуют различные подходы к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей являются базовыми. Разные авторы называют различное число базисных модальностей – от двух до десяти. В отечественной психологии В. Д. Небылицыным было предложено рассматривать три главных модальности: радость, гнев, страх. Остальные же эмоции являются производными или сочетаниями.

Характеристики эмоций как основания для их классификации

Характеристики эмоций Виды эмоций
Знак Положительные, отрицательные и амбивалентные
Модальность Радость, страх, гнев и др.
Влияние на поведение и деятельность Стеничные, астеничные
Степень осознанности Осознаваемые, неосознаваемые
Предметность Предметные, беспредметные
Степень произвольности Произвольные, непроизвольные
Происхождение Первичные, вторичные Врожденные, приобретенные
Уровень развития Низшие, высшие
Длительность Кратковременные, длительные
Интенсивность Слабые, сильные

Наиболее разработанной, сфокусированной на отдельных эмоциональных модальностях, является «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций:

1) Интерес – чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;

2) Радость – чувство психологического комфорта и благополучия, характеризующееся позитивным отношением к миру и к себе;

3) Удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями и их последствиями;

4) Печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической), вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;

5) Гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;

6) Отвращение – реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;

7) Презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственного Я по сравнению с Я другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;

8) Страх – чувство незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;

9) Стыд чувство собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, переживание своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих вследствие также высокой чувствительности к социальным оценкам, способствующее как развитию личностной автономии (успешное преодоление), так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;

10) Вина – чувство, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием и стимулирующее желание исправить ситуацию для разрешения внутреннего конфликта.

Степень осознанности. Полное осознание эмоционального процесса предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действиями, к которым она побуждает,— с другой. Изменение осознания в эмоциональных явлениях может проявляться в следующих типичных формах: 1) неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.); 2) неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха — как отсутствие заинтересованности); 3) неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания); 4) неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызванным ею поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

По уровню развития эмоции подразделяются на низшие – связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека, - и высшие – связанные с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций также различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и др.).

По влиянию на поведение и деятельность человека эмоции бывают стеническими – активизирующими жизнедеятельность организма, побуждающими к действию, - и астеническими – угнетающими и подавляющими жизненные процессы в организме.

По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с удовлетворением или неудовлетворением врожденных потребностей и инстинктов, и приобретенные, направленные на удовлетворение приобретенных в онтогенезе потребностей.

Б. И. Додоновым была предложена своя классификация эмоций в зависимости от субъективной ценности для человека возникающих у него переживаний:

1) альтруистические – возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность, жалость, участие, сопереживание и др.);

2) коммуникативные – возникающие на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность, благодарность, обожание и др.);

3) глорические – связанные с потребностью в самоутверждении, в славе (гордость, чувство превосходства, уязвленного самолюбия и др.);

4) праксические – вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);

5) пугнические – происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решительность и др.);

6) романтические – связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному (ожидание и др.);

7) гностические – связанные с потребностью в познавательной гармонии (удивление, чувство догадки и др.);

8) эстетические – связанные с лирическими переживаниями, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство прекрасного и др.);

9) гедонистические – связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботности, веселья и др.);

10) акизитивные –возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию.

Еще одним проявлением эмоциональной жизни человека являются его настроения. По своей природе настроения являются психическими (эмоциональными) состояниями, образующими общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека и интегрирующими все его эмоциональные отклики на воздействия любого характера. Настроение «…не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние» (Рубинштейн, 1946). По мнению Н. Н. Даниловой, настроение действует как контекст, трансформируя все наши реакции на события.

Л. В. Куликов рассматривает настроения в качестве интегральных показателей переживаемых в данный момент чувств и эмоций и подразделяет их на доминирующие (стабильные) и актуальные (текущие). Понятие «единой равнодействующей чувства» В. Вундта, на наш взгляд, является очень близким к современной трактовке понятия «настроение».

По мнению П. А. Рудика, фон настроения формируется под влиянием следующих причин: 1) органических процессов и состояний; 2) особенностей окружающей человека внешней (физической, предметной) среды, в которой ему приходится жить и работать; 3) особенностей взаимоотношений между людьми (заразительность эмоций); 4) эмоционально окрашенных мыслей и представлений, в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей и т.д. Дополнить этот перечень необходимо такими причинами, как актуальное состояние потребностно-мотивационной сферы человека и его темпераментальные особенности, которые также оказывают значимое влияние на возникновение определенного (актуального или доминирующего) настроения.

Отличительными особенностями протекания данной формы эмоционального реагирования являются: 1) слабая интенсивность; 2) значительная длительность; 3) беспредметность; 4) слабая осознаваемость; 5) диффузный характер; 6) интегрирующий характер.

Слабая интенсивность. «Расплывчатость», порой неопределенность настроений объясняется тем, что они внешне и внутренне слабо выражены.

Значительная длительность. К. Изард называет настроение «пролонгированной эмоцией». Само название данной формы эмоционального реагирования («настроение» – настрой) указывает на то, что эти состояния медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода времени.

Беспредметность. Обычно затруднительно определить конкретно те объекты и события, которые оказали влияние на появление того или иного фона настроения.

Слабая осознаваемость. Вследствие слабой интенсивности и беспредметности, настроения зачастую почти не осознаются либо оставляют о себе неясное, неопределенное впечатление. Осознание своего настроения, а также вызвавших его причин, обычно происходит только при сосредоточении внимания на этом. Однако это не означает, что настроение не зависит от сознательной деятельности человека, просто он часто не осознает этой зависимости.

Диффузный характер. Настроение накладывает отпечаток на всю психическую деятельность (восприятие, мышление и т.д.) и поведение человека в данный отрезок его жизни. Одна и та же работа в зависимости от настроения будет казаться легкой, приятной либо же, напротив, утомительной.

Интегрирующий характер. Настроения связаны со всеми эмоциональными переживаниями, зачастую являясь их следами, отголосками. Интегрируя все длительные и ситуативные переживания и их последействия, настроения тем самым поддерживают целостность и непрерывность эмоциональной жизни человека. Так, биохимические и гормональные изменения в организме, остающиеся после переживания каких-то более интенсивных эмоциональных реакций, проявляются в соответствующем фоне настроения. В свою очередь уже настроения способствуют, благоприятствуют возникновению родственных данному настроению по качеству других форм эмоционального реагирования.

Дискутируемыми остаются вопрос о том, постоянно ли присутствуют настроения в жизни человека в каждый момент времени, и связанная с этим проблема существования нейтрального настроения. Если настроение бывает нейтральным, т.е. без выраженной положительной или отрицательной окраски, будет ли оно в таком случае вообще формой эмоционального реагирования, поскольку при этом утрачивается основное свойство эмоциональных явлений – их пристрастность. Если же настроение все же является формой эмоционального реагирования, следовательно, существуют периоды, когда у человека нет никакого настроения. Разные авторы предлагают различные варианты решения этих вопросов. Например, И. П. Ильин считает, что настроение – это просто некий эмоциональный континуум, в котором интенсивность выраженности эмоциональных переживаний может находиться в диапазоне от нуля (отсутствия эмоционального реагирования) до максимальной величины (аффекта). Однако это несколько упрощенный подход, не учитывающий всех закономерностей протекания настроений.

Выделяют следующие виды выраженных изменений настроения: 1) гипертимия – повышенный фон настроения, характеризующийся жизнерадостностью, бодростью, оптимистичностью, двигательным и речевым возбуждением; 2) дистимия (или гипотимия) – сниженный, тоскливо-печальный фон настроения, характеризующийся пассивностью, унынием и пессимистичным отношением к действительности; 3) эйфория – приподнятое, беззаботно-веселое настроение, характеризующееся беспечным отношением к серьезным сторонам жизни; 4) дисфория – угрюмо-злобливое настроение, характеризующееся раздражительностью, циничностью, недовольным, враждебным или агрессивным отношением ко всему окружающему; 5) апатия – равнодушное, безразличное настроение, полное отсутствие эмоционально окрашенного отношения к окружающему миру и самому себе.

Таким образом, настроение – это длительное эмоциональное состояние, интегрирующее все возникающие эмоциональные отклики на внешние и внутренние воздействия без отчетливого осознания их предметного содержания и образующее общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: