В 1990-х гг. в связи с радикальными социально-экономическими преобразованиями встал вопрос об использовании зарубежных теорий менеджмента и управленческих технологий в России. На деле стали реализовываться следующие подходы:
• копирование зарубежной теории менеджмента:
- перевод западных, по преимуществу американских учебников и монографий на русский язык;
- построение на их основе вузовских программ подготовки по управленческим специальностям и направлениям;
- использование на практике основных положений теории;
• адаптация западной теории менеджмента:
- приспособление западной теории к современным российским условиям;
- подготовка учебных пособий на основе западных аналогов, но с учетом реальной российской управленческой практики.
Однако, как отмечают исследователи, «невозможно ни прямое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо... Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета».
Сравнительные исследования национальных моделей менеджмента помогают избежать повторения чужих ошибок, отделить универсальные черты организации от ее институционально-культурной специфики. Потребность в таких исследованиях испытывают как российские предприятия и организации, осваивающие передовой управленческий опыт, так и зарубежные компании, открывающие свои филиалы и представительства в России.
Понятия «сравнительный менеджмент» и «кросс-культурный менеджмент» появились в российской литературе сравнительно недавно, когда в середине -второй половине 1990-х гг. стали публиковаться отдельные статьи и монографии, а в учебные планы управленческих специальностей и различные программы профессиональной переподготовки стали вводиться отдельные дисциплины с такими названиями.
Заметный вклад в становление и разработку учебно-методического обеспечения курса сравнительного менеджмента внесли исследователи и преподаватели из Санкт-Петербургского Государственного университета, Высшей школы экономики, института бизнеса и делового администрирования при АНХ, а также Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
Важную роль сыграла реализуемая с 1998 г. Президентская программа подготовки управленческих кадров. Несколько тысяч молодых российских управленцев прошли профессиональную переподготовку на базе российских образовательных учреждении, а затем зарубежную стажировку в Западной Европе, США, Канаде и Японии. По рекомендации Федеральной комиссии по организации подготовки в учебные планы был включен курс сравнительного менеджмента, а для преподавателей вузов организована целая серия методических семинаров. Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) были проведены конференции по проблемам кросс-культурного менеджмента и совместно с Национальным фондом подготовки кадров (НФПК).
Во введенных в действие с 2000 г. ГОС ВПО второго поколения по направлению 521500 — Менеджмент среди специальных дисциплин, рекомендуемых Учебно-методическим объединением вузов (УМО), появилась дисциплина «Сравнительный менеджмент». В 2003 г. появились первые учебные пособия.
Таким образом, сравнительный менеджмент начинает утверждаться в российских вузах в качестве учебной дисциплины и в целом как новый раздел теории и практики менеджмента.
Вопросы для самопроверки
1. Каково значение международного бизнеса в формировании современной системы мирового хозяйства?
2. Какие этапы развития международного бизнеса выделены Робинсоном?
3. Каковы наиболее существенные черты и основные последствия для развития международного бизнеса эры коммерции, эры экспансии, эры концессий, эры национальных государств?
4. Каковы характерные черты и отличительные особенности эры глобализации?