Понятия конвергенции и дивергенции
Кластеризация культур
Понятие культурного стереотипа
Слои и блоки культуры
Теории культуры
Понятие и сущность культуры
Тема 3. Культурный анализ в сравнительном менеджменте
Накопленный в международном бизнесе опыт и эмпирические исследования показали важность учета культурного аспекта. В этой связи возникает необходимость рассмотреть наиболее существенные подходы к исследованию культуры, оказывающие влияние на разработки в этой области.
Существует довольно много определений культуры (исследователи насчитывают свыше 100), но представляется важным выделить три.
1. Согласно первому из них под культурой в широком смысле следует понимать образ жизни и систему мировосприятия, присущую тому или иному народу (группе людей). Это определение охватывает все стороны жизни людей, по существу происходит отождествление конкретной культуры с данной страной. С точки зрения сравнительного менеджмента представляется важным включение в это понятие того, что обычно относится к материальной культуре, в том числе, технологии.
|
|
2. Во втором случае дается более узкое и конкретное определение: культура — это совокупность ценностей и норм данного общества. В этом случае материальные объекты интересны уже только как знаки или как окружение той или иной культуры.
Такое понимание культуры является в настоящий момент господствующим и используется большинством исследователей. Культура характеризуется в этом случае как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей.
3. Понятие культуры как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Важность культуры определяется выполняемыми ей в обществе функциями. Выделяют следующие две классификации функции культуры:
Функции культуры № 1:
- адаптивная (адаптация к окружающей среде),
- коммуникативная (создание условий и средств общения),
- интегративная (люди одной культуры составляют одну социальную группу),
- социализация (процесс включения человека в определенную социальную группу).
Функции культуры № 2:
1. Информационная функция культуры заключается в том, что культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным средством передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.
|
|
2. Познавательная функция тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрируя в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
3. Нормативная функция связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Данная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.
4. Знаковая функция культуры является важнейшей в системе культуры – язык (устный или письменный) является средством общения людей.
5. Ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.
Итак, культура - это многофункциональное явление.
Уровни культуры:
1) Национальная культура – высший уровень
2) Корпоративная культура – способ реализации соответствующих оценок и восприятий в конкретной организации
3) Профессиональная культура и этика – ею обладают специалисты.
Феномен культуры обладает следующими характерными чертами:
· передается из поколения в поколение;
· постоянно развивается,
· формирует внутри себя особые феномены, называемые субкультурами, которые характеризуются определенными культурными особенностями присущими локальным возрастным, профессиональным, половым и иным группам внутри данной культуры. Отметим, что субкультуры могут возникать и в рамках нескольких национальных культур. Формируя своего рода «кросс-субкультуру» (например, рок-культура, культура байкеров).
· несмотря на принадлежность к одной и той же культуре люди могут по-разному воспринимать ее и оценивать, быть в большей или меньшей степени преданными ей, не принимать ее отдельные элементы или даже культуру в целом.
В самом общем смысле следует признать, что, с одной стороны, жизнь народа в значительной мере управляется его культурой, а с другой, - культура в известной мере управляется развивающейся и обновляющейся жизнью самого народа.