Понятие и сущность культуры. Понятия конвергенции и дивергенции

Понятия конвергенции и дивергенции

Кластеризация культур

Понятие культурного стереотипа

Слои и блоки культуры

Теории культуры

Понятие и сущность культуры

Тема 3. Культурный анализ в сравнительном менеджменте

Накопленный в международном бизнесе опыт и эмпирические исследования показали важность учета культурного аспекта. В этой свя­зи возникает необходимость рассмотреть наиболее существенные под­ходы к исследованию культуры, оказывающие влияние на разработки в этой области.

Существует довольно много определений культуры (исследо­ватели насчитывают свыше 100), но представляется важным вы­делить три.

1. Согласно первому из них под культурой в широком смысле сле­дует понимать образ жизни и систему мировосприятия, присущую тому или иному народу (группе людей). Это определение охватывает все сто­роны жизни людей, по существу происходит отождествление конкретной культуры с данной страной. С точки зрения сравнительного менеджмента представляется важным включение в это понятие того, что обычно отно­сится к материальной культуре, в том числе, технологии.

2. Во втором случае дается более узкое и конкретное определение: культура — это совокупность ценностей и норм данного общества. В этом случае материальные объекты интересны уже только как знаки или как окружение той или иной культуры.

Такое понимание культуры является в настоящий момент господствующим и используется большинством исследователей. Культура характеризуется в этом случае как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей.

3. Понятие культуры как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Важность культуры определяется выполняемыми ей в обществе функциями. Выделяют следующие две классификации функции культуры:

Функции культуры № 1:

- адаптивная (адаптация к окружающей среде),

- коммуникативная (создание условий и средств общения),

- интегративная (люди одной культуры составляют одну соци­альную группу),

- социализация (процесс включения человека в определенную со­циальную группу).

Функции культуры № 2:

1. Информационная функция культуры заключается в том, что культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным средством передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

2. Познавательная функция тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрируя в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

3. Нормативная функция связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Данная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

4. Знаковая функция культуры является важнейшей в системе культуры – язык (устный или письменный) является средством общения людей.

5. Ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

Итак, культура - это многофункциональное явление.

Уровни культуры:

1) Национальная культура – высший уровень

2) Корпоративная культура – способ реализации соответствующих оценок и восприятий в конкретной организации

3) Профессиональная культура и этика – ею обладают специалисты.

Феномен культуры обладает следующими характерными чер­тами:

· передается из поколения в поколение;

· постоянно развивается,

· формирует внутри себя особые феномены, называемые субкуль­турами, которые характеризуются определенными культурными особенностями присущими локальным возрастным, профессио­нальным, половым и иным группам внутри данной культуры. Отметим, что субкультуры могут возникать и в рамках нескольких национальных культур. Формируя своего рода «кросс-субкультуру» (например, рок-культура, культура байкеров).

· несмотря на принадлежность к одной и той же культуре люди могут по-разному воспринимать ее и оценивать, быть в большей или меньшей степени преданными ей, не принимать ее отдельные элементы или даже культуру в целом.

В самом общем смысле следует признать, что, с одной сторо­ны, жизнь народа в значительной мере управляется его культурой, а с другой, - культура в известной мере управляется развивающейся и обновляющейся жизнью самого народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: