Социология и философия

Вопрос 2. Социология в системе наук об обществе

Социальный фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — это выделение из ряда переменных неких новых, укрупненных признаков, влияющих или способных повлиять на социальное событие.

Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ восприятия и понимания окружающей среды. Мировосприятие социолога регулируется категориальной структурой мышления, нацеленного на то, чтобы «схватить» и объяснить тонкую материю социального взаимодействия людей.

Представители разных общественных наук по-разному воспринимают и изучают одни и те же социальные объекты. Скажем, если взять семью, то

Ø экономиста прежде всего заинтересуют ее бюджет, расходы и доходы;

Ø юриста – права и обязанности родителей и детей, нормы отношений между ними;

Ø демографа – детность;

Ø политолога – авторитет и методы родительской власти;

Ø психолога – мотивы вступивших в брак супругов.

Социолог примет все это во внимание, но поставит вопрос по-своему: какова сплоченность семьи? Тот же вопрос он может поставить в отношении школьного класса, студенческой группы, трудового коллектива. Более того, по специальной методике он может рассчитать степень сплоченности группы и выразить ее числом.

Любая группа людей имеет свою статусно-ролевую и нормативно-ценностную структуру. Плохо ли, хорошо ли, но она как-то организована, так или иначе совместно действует, выполняет какие-то функции, преследует какие-то цели. Связи и взаимодействия индивидов образуют своеобразную социальную сеть – «социум», который (как душа в теле) имеет место в любой точке группы. Статус, роль, норма, ценность, действие, функция, цель – вот элементы той понятийно-категориальной матрицы, сквозь которую социолог смотрит на мир, воспринимает, описывает и объясняет его.

Лишь на первый взгляд социолог изучает индивидов и группы. Но это не совсем так. Он изучает те связи, которые образуются в группах – связи взаимодействия. И индивид, и группа для него – это совокупность связей, но связей особых, социальных, порождающих сложные социальные структуры: личность, общество, культуру, государство, право, мораль, науку, искусство. Ни экономист, ни юрист, ни психолог не раскроют тайн социального взаимодействия. Это может сделать только социолог.

Философское исследование социальной жизни (социальная философия) предполагает теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Социальная философия выступает наиболее общей системой теоретического знания об обществе в целом (причем не о конкретном обществе, а об обществе как таковом, обществе в целом). Философский подход обладает целым рядом достоинств и особенностей. Философская культура, умение философствовать – это сила ума, логики, наблюдательности, умение выявить в отдельных разрозненных фактах и событиях общечеловеческий и метафизический смысл, умение охватить мир концептуально и целостно. Социология прочно стоит на методологическом фундаменте великих завоеваний философской мысли. В содержательном и методологическом планах любой социолог – признает он это или нет – осмысливает социальную реальность всегда на основе какой-то более общей философской идеи, которая и определяет исходные подходы социолога к данной проблеме.

Вместе с тем философский способ осмысления социальной действительности имеет свои границы применения. Ведь философия по своей сути и методам наука умозрительная, пригодная лишь для решения общемировоззренческих, «вечных» проблем. Для изучения конкретных реальных явлений и процессов философия даже не имеет необходимого познавательного инструментария. Социология же осмысливает общество, социальную жизнь не как предельно общую абстракцию, а как конкретную реальность. Социологи стремятся познать конкретные механизмы, зависимости, связи социальной жизни. Общее же у философии и социологии – это целостное, интегрированное восприятие социальной действительности, но только на разных уровнях, различными методами и с разными целями и установками.

Подытоживая все вышесказанное, следует выделить следующие основные отличия философии и социологии:

1. Если философия ориентирована на выявление конечных, абсолютных причин и вечных основ социального существования человека, тех неизменных основ, на которых строятся взаимоотношения людей в любом обществе, то социология ориентирована на изучение конкретного общества, в реальных условиях места и времени. Она изучает не общество вообще, как философия, а вполне конкретное общество.

2. Если философия отличается целостностью, концептуальностью осмысления социального бытия в единстве всех его сторон и аспектов, то социология анализирует роль и место человека в жизни конкретного общества, в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.

3. Если для философии характерен нормативный подход, ибо только она формулирует и обосновывает нормы и идеалы социальной жизни, то социологию интересует исключительно реально существующее общество. Иначе говоря, социология изучает только социальное сущее, а философия еще и социально должное.

4. Если для философии характерна функция целеполагания (философия устанавливает, обосновывает и формулирует цели и направления развития общества, выдвигает программу социального прогресса), то социология изучает саму социальную действительность, а также влияние философских концепций и программ на эту конкретную социальную действительность.

5. Если философия опирается исключительно на методы теоретического умозрения и качественного анализа, то социология предполагает сочетание качественных и количественных методов исследования при решающей опоре все же на эмпирические методы.

Социология и частные общественные науки (экономическая теория, политология, юриспруденция):

1. Если частные общественные науки изучают только и исключительно отдельную сферу социальной действительности (сферу экономических отношений, политики, права и т.п.), то социология изучает общество в целом, как единую интегрированную систему. При этом частные явления и процессы анализируются не только сами по себе, но и с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого.

2. Если частные общественные науки ориентированы в первую очередь на предмет человеческих отношений и взаимодействий, то социологию интересуют сами эти отношения, их механизмы, а также люди как субъекты социальных отношений. Социология помогает этим наукам избавиться от присущей им порой бессубъектности.

3. Если частные общественные науки акцентируют внимание в первую очередь на объективных явлениях и процессах, то социология рассматривает эти объективные социальные явления с точки зрения интересов людей, их потребностей, ожиданий и предпочтений.

4. Ни одна частная общественная наука специально не изучает сплоченности и солидарности людей. Только социология выдвигает и рассматривает этот вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: