Вопрос 1. Что такое социология, ее объект и предмет

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Что такое социология, ее объект и предмет.

2. Социология в системе наук об обществе.

3. Структура и функции социологии.

4. Основные парадигмы социологии.

5. Этапы и методы социологического исследования.

Интерес к общественной жизни и знания о ней стали формироваться издавна, когда человек только начал осознавать свою зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства разнообразных человеческих сообществ (от племен до государств) порождала устойчивую необходимость как-то обобщать и систематизировать представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как социального существа.

Поэтому человек, обладающий социальными знаниями об обществе и о закономерностях его строения, развития и функционирования, весьма предметно и содержательно воспринимает известную формулу «кто владеет информацией, тот владеет миром».

Термин «социология» (от латинского societas — общество и греческого logos — учение), т.е. наука об обществе, был введен в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 — 1857) в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Конт исходил из необходимости всестороннего и максимально объективного анализа общественных явлений.

Социология – наука сравнительно молодая. Ее возникновение в середине XIX в. было непосредственно связано с появлением индустриального общества. В то время сформировалось устойчивое стремление мыслящих людей понять серьезные изменения, которые произошли в конце XVIII – начале XIX вв. в результате промышленной революции в Англии и Великой Французской революции, а также то, какое конкретное воздействие оказали эти кардинальные изменения в общественном устройстве на индивида и его частную жизнь. Социологи стали отбирать, изучать и анализировать информацию об обществе в соответствии с принципами и процедурами современной науки.

Сегодня вам будет представлена обширная, постоянно развивающаяся в разных направлениях область исследований социальных организаций, событий и явлений – социология. В первом приближении социология есть научное познание коллективной человеческой природы, строения социальных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла уже многого в изучении, интерпретации (объяснении и трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика, она может рассматриваться одновременно как:

Ø наука;

Ø искусство;

Ø технология.

Человек не может знать все обо всем. Но он может знать необходимое и в достаточном объеме. Социология даже в ее усеченном учебном воплощении помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний о себе и об окружающем его обществе.

Социология – это очень интересная и полезная наука, одновременно загадочная и простая, даже, можно сказать, общедоступная. Но незнание (или нежелание) опираться на ее методики, положения и выводы чревато весьма неприятными последствиями.

Так, долгие годы и десятилетия в СССР практически не было социологии. Общественных наук было много, хороших и разных: м.-л. философия (диамат-истмат), политэкономия, научный коммунизм, история КПСС и т.п. А вот социологии не было. Казалось бы, не было всего лишь одного из многочисленных способов изучения людей и общества. В результате один из последних лидеров Советского государства, тогдашний генсек ЦК КПСС Ю.В. Андропов с грустью констатировал в 1982 г.: «Мы не знаем общества, в котором живем!». И лишь после этого был снят неофициальный административный запрет на социологию, на социологические исследования.

Социология возникает и развивается как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Социологическая наука совершенно не нужна, скажем, на дорыночной стадии исторического развития, например, при феодальном строе с его жесткой регламентацией всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной. А вот в условиях гражданского общества (т.е. самоорганизующегося, относительно автономного от государственной власти) возникает объективная потребность в знании и объяснении реальных социальных явлений и процессов. Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение возможностей выбора пробудили интерес граждан к знанию основ жизни социальной группы, общности, социальных процессов – с тем, чтобы рационально, с наибольшей эффективностью и наименьшими издержками воспользоваться обретенной свободой.

С другой стороны, свободная конкуренция (в экономике, политике, духовной сфере) поставила результативность деятельности всех социальных субъектов (предпринимателей, политиков и др.) в прямую зависимость от того, насколько умело они используют знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей, их предпочтений. Например, в начале 90-х гг. новая «демократическая» власть совершенно не учла настроения людей в связи с распадом СССР, ущемлением русских, очевидным ослаблением государственности. Для «снятия» этого противоречия потребовалась существенная корректировка политического курса в начале 2000-х гг. Из всего этого и сформировалось сегодня требование о достаточно конкретном, доказательном и максимально приближенном к реальной социальной практике знании.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающая общество в целом, подобно тому, как физика – единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. И хотя физике более 2 тыс. лет, а социологии не исполнилось и 200 лет, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания.

Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом. Почему они образуют группы (коллективы, корпорации, колхозы, банды) и как они в этих группах взаимодействуют. Почему они поклоняются чему-то или отвергают что-то. Почему и как они голосуют, женятся, воюют друг с другом или мирятся. Короче говоря, социологов интересует все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Соответственно, чтобы медицинские учреждения максимально успешно осуществляли свою специфическую деятельность, они должны действовать не по устоявшимся традициям, а опираться на научно-социологическое изучение представлений общества о здоровье и болезни, отношение людей к собственному образу жизни и к работе медиков.

Социология – это наука, помогающая обществу и каждому человеку в отдельности глубже и конкретнее познать самих себя, основу и механизмы социального взаимодействия людей, чтобы эффективнее распорядиться своей свободой, самоорганизоваться в цивилизованное общество на основе компетентности и приоритета прав личности. П.А. Сорокин подчеркивал: «Социология есть наука, изучающая поведение людей, живущих в среде подобных».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: