Пересекающиеся трансакции.
Дополнительные трансакции.
Дополнительная трансакция происходит в тех случаях, когда на сообщение, посланное из определенного состояния Я, личность получает ожидаемый отклик из определенного состояния Я другой личности. Э.Берн определяет дополнительную трансакцию как "соответствующую и ожидаемую", отвечающую здоровым человеческим отношениям. Например, если чуткий друг утешает свою подругу, глубоко скорбящую о погибшем родственнике, то его сочувствие является соответствующим ее потребности в покровительстве.
Дополнительные трансакции могут происходить между любыми двумя состояниями Я. Например, два человека могут взаимодействовать как Родитель - Родитель, когда сожалеют о своих детях, покинувших родной дом; как Взрослый - Взрослый, при решении каких-либо проблем; как Ребенок - Ребенок или Родитель - Ребенок, когда веселятся вместе. Личность может взаимодействовать с любым состоянием Я другой личности, сама, находясь в состоянии Я Родителя, или Взрослого, или Ребенка. Если отклик соответствует тому, который ожидался, то трансакция является дополнительной. Линии коммуникации открыты, и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом.
|
|
Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и т.п. - все вносит свой вклад в смысл каждой трансакции. Чтобы полностью понять сказанное, необходимо учитывать невербальные аспекты трансакции так же хорошо, как и произнесенные слова. Для лучшего понимания следующих примеров предполагается, что воздействия являются непосредственными, а словесные и невербальные сообщения совпадают.
Пересекающаяся трансакция возникает в тех случаях, когда на стимул дается неожиданная реакция. Активизируется неподходящее состояние Я, и линии коммуникации пересекаются. С этого момента люди стремятся удалиться, отвернуться друг от друга или изменить направление разговора.
Пересекающиеся трансакции - частые источники неприятностей, возникающих между людьми: между родителями и ребенком, между мужем и женой, между руководителем и подчиненным, между преподавателем и студентом и т.д. Человек, начинающий трансакцию и ожидающий определенный ответ, не получает его. Он чувствует, что ему перечат, и часто испытывает чувство пренебрежения и непонимания.
Скрытые трансакции являются наиболее сложными. Они отличаются от дополнительных и пересекающихся трансакций тем, что включают более двух состояний Я, так как скрытое сообщение маскируется в них под социально приемлемой трансакцией. Крайне важно уметь построить общение, учитывая ту позицию, которую занимает его подчиненный, дабы избежать конфликтной ситуации и правильно вести разговор.
|
|
РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.
Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.
Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.
Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро и его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы-станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже может рассердиться. В речи людей-визуалов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. П. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами.
Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Глаза человека в это время смотрят вправо или вле-зо, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В речи людей-аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» я т. П.
Люди с кинестетической репрезентативной системой прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз-вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «чувствую проблему», «тяжко на душе» и т. п.
К классической триаде людей добавляют еще один тип — «рассудочных людей» или «компьютеров» — это те, которые реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлыки», которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т. П.
|
|
РОЛЬ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ
Для организации производственной деятельности сотрудника существенной индивидуальной характеристикой является доминирование у него правого или левого полушария мозга. Следует помнить, что «правополушарные» совсем иначе воспринимают мир и действуют, чем «левополушарные».
Левое полушарие | Правое полушарие |
Восприятие Дискретное (по частям) Аналитическое Речь (содержательный аспект) Высоких звуков | Целостное Емоционально-чувственное Музыки и шумов Низких звуков |
Обработка информации Медленная В понятиях Словестно-знаково-последовательное | Быстрая В образах Мгновенный чувственный анализ сложных сигналов Интуитивная ориентация |
Эмоции Позитивные | Негативные |
Сознание Управление сознательными и произвольными психическими процессами Осознание своего «Я», выделение себя из окружения | Управление подсознательными и непроизвольными психическими процессами Ощущение единства с окружающими и природой («мы») Предчувствия |
Речь Содержание речи Чтение Согласные звуки | Интонация Мимика и жесты Гласные звуки |
Мышление Абстрактно-логическое Индукция Оперирование цифрами, формулами, знаковыми системами Прогнозирование будущего | Наглядно-образное Дедукция |
Память Произвольная Слуховая На цифры, формулы, слова На последовательность и логику событий | Непроизвольная Наглядно-образная, образная Эмоциональная |
Деятельность Ориентация во времени | Ориентация в пространстве |
В заключение следует заметить, что знание руководителем психологических особенностей личности подчиненных, коллег и особенностей своей психики значительно повышают уровень взаимодействия, помогают быстрее наладить контакт с людьми, избежать конфликтов как межличностных так и внутриличностных.
|
|
РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССЛУЖАЩЕГО
Если человек совершает какие-либо действия, возникает вопрос, почему он это делает? Этот вопрос направлен на выявление мотивов человека. Какие мотивы являются для человека стимулом, и какие потребности он пытается удовлетворить? Голод и жажда, защита от опасности, признание и похвала, социальная близость, власть и влияние, опыт собственных возможностей и ограничений — вот основные потребности, которые определяют мотив действия.
Что же такое потребности и мотивы? Есть различные определения этих понятий. Надо заметить, что не специалисты в данной области не находят различия между потребностями и мотивами. Мы не будем подробно останавливаться на подробном объяснении данных понятий, скажем лишь, что потребность – это состояние некоторой нехватки в чем-либо, которую организм стремиться компенсировать, то есть потребность побуждает к активности.
Когда речь идет о том, на что направлена активность (деятельность, поведение), ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то мы говорим о мотивах. Мотив – это внутреннее, осознанное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности.
В психологии насчитывается достаточно много классификаций мотивов. Мы омтановимся на основных:
Абрахам Маслоу (1954) разработал иерархию потребностей:
♦ физиологические потребности (голод, жажда, сексуальные потребности, сон, отсутствие боли, и т.д.);
♦ потребности в безопасности (стабильность, рождаемость, защита, отсутствие страха, и т. д.);
♦ социальные потребности: любовь, дружба, принадлежность к группе;
♦ потребность в уважении как «внутренняя» потребность человека во внимании к себе, самостоятельности и позитивной оценке обществом его индивидуальности, кроме того, сюда же относятся и потребности престижа, статуса, влияния, утверждения и признания;
♦ самореализация как потребность роста. Эта категория охватывает потребности личностного роста, т. е. саморазвития.
Согласно теории Маслоу, потребности удовлетворяются от низшего уровня к высшему. Так, удовлетворение высших потребностей зависит от того, достаточно ли удовлетворены потребности, находящиеся на нижних уровнях иерархии. Первые четыре уровня потребностей названы автором «дефицит-мотивами», т. к. их удовлетворение приводит к непродолжительному насыщению (состоянию удовлетворенности). Согласно теории гомеостаза, несбалансированность или нехватка чего-либо приводит к актуализации самих потребностей и стремлению их удовлетворить, а затем вновь наступает состояние равновесия. Самореализация понимается как «мотив роста». Так как эта потребность приводит к развитию личности, то «насыщения» не происходит.
Фридерик Херцберг (1959)разработал так называемую теорию двух факторов. Ее основные положения свидетельствуют о том, что на удовлетворенность работой влияют: мотивационные (внутренние) факторы и гигиенические (внешние) факторы. Мотивационные факторы повышают удовлетворенность трудом. Гигиенические факторы также могут повышать удовлетворенность трудом, но они не повышают непосредственно производительности труда работников. Мотивационные факторы обусловлены содержанием работы и определяются как «факторы содержания работы». Гигиенические факторы — это условия работы, заработки и т. п., не относящиеся к содержанию работы. Внутренняя мотивация побуждает человека к признанию деятельности, принятию на себя ответственности, возможности дальнейшего развития и роста, а это приводит к удовлетворенности работой. Неудовлетворенность же может быть вызвана: заработком, стилем руководства, статусом, рабочей обстановкой, взаимоотношениями с коллегами, политикой предприятия, фрустрацией работников.
Самый важный практический вывод из этой теории состоит в том, что мотивация связана с возможностями роста личности и основывается на потребностях в нем. Люди довольны работой, когда они в ней заинтересованы и востребованы в организации. Руководители могут не мотивировать своих сотрудников непосредственно, а создавать рабочую обстановку и рабочий коллектив, который позволит сотрудникам мотивировать самих себя. Ценность теории двух факторов состоит в том, что она помещает факторы «рабочего окружения» и «содержания работы» в центр интересов организационной психологии.
Дуглас Мак-Грегор ( 1960) формулирует две разные «позиции» человека в организациях.
Согласно теории «X», сотрудники недовольны работой и боятся ответственности, для них мотивацией служит только принуждение к работе или вознаграждение. В противоположность этому, сотрудники, согласно теории «Y», удовлетворены своим трудом, способны принимать решения, готовы брать на себя ответственность, если это приведет к достижению поставленной цели. В зависимости от модели («X» или «У»), которой придерживается руководитель, и осуществляется управление персоналом. В свою очередь, персонал либо избегает ответственности и проявления собственной инициативы, либо с радостью берет на себя ответственность и повышает свою рабочую мотивацию. По мнению Мак-Грегора,предубеждения и действия побуждают руководителя к определению своей модели мотивации, убеждают его, что совместная работа с подчиненными положительно отражается на успехе организации, но только тогда, когда, в свою очередь, подчиненные будут ответственными.
Д. Мак-Клелланд со своими коллегами из Гарварда (1971)около двадцати лет занимался исследованием мотивации власти, аффилиации и достижений.
Мак-Клелланд уделял особое внимание мотивации достижения.
Мотивация достижения — это стремление развивать свои способности во всех областях деятельности или по возможности развивать их в тех областях, где надо показать хороший результат, или же в ситуациях, когда что-то не удается. В модели «аффекта - возбуждения» согласно Мак-Клелланду этот мотив изучается с использованием эмоционально окрашенных ситуаций. Нередко переживание успеха сопровождается чувством гордости.
Ученый помимо мотива «достижения успеха» выделяет мотив «избегания неудачи». Если переживание успеха сопровождается чувством гордости, то переживание неудачи, напротив, соотносят с чувством стыда. Эти чувства будут актуализироваться в ситуациях, подобных тем, в которых они ранее встречались, и с которыми они ассоциируются. В последующих ситуациях могут появляться признаки такого же аффективного состояния (гордости или стыда), которое было в прошлом. В зависимости от возникающих чувств, людей можно разделить на тех, кто стремится действовать, и тех, кто избегает действий.
В работе госслужащего умение определить истинные потребности и мотивы как посетителей, так и сотрудников имеет огромное значение. Равно как знание особенностей темперамента и способов поведения лиц определенного темперамента в тех или иных условиях; знание репертуара состояний «Я» и умение действовать в соответствии с тем, какую позицию в данный момент занимает человек; знание о ведущих репрезентативных системах и способах воздействия на личность с учетом этих знаний, понимание мотивов ведет к эффективному взаимодействию и конструктивному решению вопросов.
Итак, как видно, поведение как госслужащего, так и посетителей, с которыми он сталкивается, зависит от многих факторов.
Однако, для того, чтобы иметь авторитет среди людей, начиная от посетителей и заканчивая руководством, госслужащему необходимо соответствовать своему статусу и действовать уверенно.
Уверенность в себе есть поведенческое проявление и следствие той или иной жизненной философии, которой придерживается конкретный человек.
1. Я в порядке, вы в порядке. Для людей, стоящих на этой позиции, характерно, в основном, положительное отношение к себе. В целом они своей жизнью довольны и довольствуются тем, что имеют. Анализируя свое прошлое, они сосредоточиваются на приятных и радостных воспоминаниях. Они положительно относятся к другим людям. Они не становятся сентиментальными или неразборчивыми. Но ценят добрые отношения, контакт с окружающими, исходящее от них одобрение своих поступков.
Таким образом, для них характерны:
* уверенность в себе;
* отзывчивость;
* спокойствие;
* адекватная реакция на изменившуюся обстановку;
* установление и поддержание добрых отношений с окружающими;
* они вызывают доверие.
2. Я в порядке, вы не в порядке. Люди, придерживающиеся такой жизненной позиции, в основном, положительно относятся к себе, но они чувствуют очень значительную разницу между собой и окружающими.
Они считают большую часть других людей несовершенными или худшими чем они сами, находят, что окружающим не хватает таких важных качеств, как ум, честность, нравственность, привлекательность, интеллект или опытность. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демонстрировать это им и себе. Они могут выглядеть надменными, холодными, высокомерными; таких руководителей обычно не любят, потому что они — как немой укор окружающим.
Таким образом, люди этой жизненной позиции:
* имеют раздутое самомнение;
* трудны в общении;
* выглядят надменными;
* подавляют других;
* преувеличивают свою роль в работе.
3. Я не в порядке, вы в порядке. Люди этой жизненной позиции считают, что у них есть существенная слабость или недостаток, из-за чего они уступают другим. Им не хватает оптимизма по отношению к себе. Эти люди не слишком нравятся себе потому, что концентрируют свое внимание на слабостях, недостатках, неудачах, несоответствиях требованиям — действительных либо воображаемых. Проблемы и разочарования служат как будто специально для того, чтобы продемонстрировать им, что они никчемные люди, если не справляются с этим. Других же они оценивают более высоко; считают, что окружающие более значительны, зрелы, целеустремленны, талантливы и элегантны. Короче говоря, люди, стоящие на этой позиции, смотрят на окружающих снизу вверх.
Таким образом, люди этой жизненной позиции:
* недостаточно уверены в себе;
* склонны к отступлению;
* не имеют достаточной убежденности;
* не способны взять на себя инициативу;
* недооценивают свою роль в работе;
* часто поддаются стрессам.
4. Я не в порядке, вы не в порядке. Люди, стоящие на этой позиции, могут чувствовать себя подавленно, могут утратить способность создать себе приемлемые условия или ощущать удовольствия от жизни. Они не только себя оценивают невысоко, но и окружающих воспринимают как людей тоже в том или ином смысле ущербных. Любые взаимоотношения ощущаются ими как сплошное разочарование. Эта позиция может иметь отрицательные последствия для личности, приводя к утрате бодрости, сил и воодушевления.
Таким образом, люди этой жизненной позиции:
* недостаточно энергичны;
* склонны к подавленности и стрессам;
* не проявляют настойчивости;
* свыклись с неудачами;
* недостаточно творчески относятся к работе;
* вызывают отрицательные взаимоотношения.
Из предложенных вариантов видно, что уверенными в тех или иных ситуациях делового общения могут быть лишь сторонники первого и второго подходов. Однако только у сторонников первого уверенность цельна и гармонична, не задевает своим высокомерием окружающих. Только позиция «я в порядке, вы в порядке» является позицией уверенного в себе и гармонично развитого человека, позицией победителя. Важно помнить, что победитель — это тот, кто побеждает вместе с людьми, а не кого-то. Для по-настоящему уверенных в себе и в жизни деловых партнеров самым важным в жизни является не успех, а аутентичность (возможность быть собой). Уверенные люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других.
Предрасположенность к той или иной позиции не означает абсолютной заданности характеристик поведения и деятельности, а свидетельствует о тенденциях, об узловых, кардинальных проявлениях личности. Вместе с тем могут быть и качества, присущие людям, исповедующим другую жизненную философию.
Вместе с тем, содержательно-уверенное поведение проявляется как способность:
* сказать «нет», когда того требуют ситуации делового общения;
* открыто говорить о своих чувствах и требованиях к окружающим;
* устанавливать контакты, начинать и закачивать те или иные акты делового общения;
* открыто выражать позитивные и негативные чувства;
Также, внешне уверенное поведение проявляется в:
* открытости жестикуляции и мимических проявлений своего «Я»;
* использовании местоимения «Я»;
* способности идти на контакт глаз;
* характерных интонациях;
* осанке.
На поведение человека очень сильно влияет его самооценка
Самооценка – это то, как вы относитесь к самому себе, как вы видите себя и кем себя считаете. Самооценка формируется на основе списка убеждений по отношению к себе, список хороших и плохих качеств. Самооценка – это не то, какой вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, это то, ЧТО ВЫ САМИ ДУМАЕТЕ О СЕБЕ. Необязательно люди думают о вас так, как вы представляете, что они о вас думают. Самооценка – это ваш СУБЪЕКТИВНЫЙ взгляд на самого себя. Она формируется постепенно с самого рождения и может быть изменена осознанно или неосознанно. Обычно неосознанное изменение ведет к ее ухудшению. Почему? Просто люди больше привыкли замечать плохое, нежели хорошее. Хорошее воспринимается, как должное. А поскольку на плохом концентрируется много внимания, соответственно оно лучше укореняется в подсознании, что и влияет непосредственно на самооценку. Самооценка формируется на основе мыслей и действий в различных ситуациях.
Самооценка – это отправная точка для достижения успеха. Если вы не в состоянии полюбить самого себя, то как же вам удастся питать любовь к кому-либо другому?
Самооценка исключительно важна, потому как от нее напрямую зависят ваши действия. Когда ваша самооценка улучшается, то улучается и ваша отдача во всех сферах жизни. Хорошая самооценка ведет к уверенным действиям и правильным решениям. Низкая самооценка ведет к неуверенности, робости и, как следствие, к неуверенности в процессе принятия решения. Опишу этот процесс по шагам.
1. Вы формируете свою самооценку
2. Думаете и ведете себя в соответствии с ней
3. Другие люди воспринимают вас в соответствии с вашей самооценкой
4. Ваша самооценка меняется в ту или иную сторону после того, как вы видите, как вас воспринимают люди
Возвращаемся в п.2.
ВАША САМООЦЕНКА НАПРЯМУЮ ВЛИЯЕТ НА ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.
ОТ ВАШИХ ДЕЙСТВИЙ ЗАВИСИТ ВАША ЖИЗНЬ.