Личностный подход в изучении профессиональной деятельности госслужащих

Сущность данного подхода заключается в рассмотрении данного вида деятельности как личностно-ориентированного труда, при котором происходит взаимопроникновение личности в деятельность и деятельности в личность. Следовательно, личностно-деятельностный подход предусматривает совершенствование профессиональной деятельности госслужащих (как управленческой) через развитие личности субъекта данного вида деятельности.Действительно, соответственно результатам исследований А. А. Бодалева, C. Л. Виготского, Г. С. Костюка, А. В. Петровского, К. К. Платонова, которые рассматривают личность в социально-психологических исследованиях, есть основания утверждать, что личность, реализовывая профессиональную деятельность, одновременно формируется в ней, выполняет определенные социальные роли соответственно своей позиции и социальному статусу.

То есть, психологические качества являются многочисленными. Сосредоточения нуждаются в характеристике наилучшего госслужащего как факторы, что определяют успех профессиональной деятельности.

На основе анализа многочисленных исследований качеств управленцев С.С.Ильин выделяет следующие самые важные качества: высокий интеллект; системность, аналитика мышления, а также его гибкость и пластичность.

Среди личностных отличий автор выделяет: доминантность (умение влиять на других людей, "вдохновлять подчиненных"); уверенность в себе; настойчивость и умение убеждать; сдержанность, умение не терять самообладания в экстремальной ситуации; способность не преувеличивать трудности и препятствия на пути достижения цели, а искать варианты их преодоления; деловая направленность, стремление брать ответственность на себя; активность; умение управлять своими эмоциями и поведением, готовность к умному риску.

Среди динамических особенностей психических процессов самыми важными, согласно исследованиям С.С. Ільина есть: способность к длительной напряженной работе (высокая работоспособность); скорость мышления; умение быстро включаться в новую деятельность и переходить из одного ее вида на другой; эмоциональная уравновешенность, избежание импульсных реакций.

Таким образом, было выделено три основных блока профессионально важных качеств госслужащего как субъекта управленческой деятельности: интеллектуальный (компетентность, аналитика мышления); личностный (лидерство, стойкость к фрустрации, активность, деловая направленность); динамический ( сила и лабильность нервных процессов).

Кроме этого определяют семь аспектов личности, которые считаются наиболее значимыми для специалистов в отрасли управления: навыки социального взаимодействия (способность общаться, строить межличностное взаимодействие); ориентация на успех (наличие таких качеств, как упрямство, настойчивость, азартность, работоспособность, склонность к риску); социальная зрелость (наличие достаточно сформированных личных целей, способность к корегування собственному поведению); практический интеллект (способность определять проблему и находить возможные способы ее решения); способность к сложному труду (устойчивость к стрессу, умение планировать сложную работу и устанавливать приоритетность заданий при условиях дефицита времени); социальная приспособленность (сотрудничество с коллегами и руководством, приспособления к организационной социокультуре, традициям, нормам, ритуалам); лидерство (способность побуждать других к действию, навеивать доверие окружения.

Некоторые зарубежные ученые считают, что следует уделять внимание таким качествам, как способность интегрировать эмоциональные оценки и интуитивные представления в процессе принятия решений; меру психологической и эмоциональной стойкости; умение налаживать эффективное взаимодействие, делегировать полномочие подчиненным; способность к пониманию интересов как своих, так и интересов подчиненных; способность работать в коллективе и тому подобное; способность руководить собой, понимания личностных ценностей и целей, способность влиять на окружение, руководить, учить подчиненных, формировать команды, изобретательность, креативность, стремление к профессиональному и личностному росту.

Бесспорно, все вышеупомянутые качества должны быть присущи управленцам, которые работают в системе «человек-человек». Однако, следует выделить, во-первых, те качества, от которых зависит развитие и реализация всех других. На наш взгляд, это такие качества, как:

- навыки социального взаимодействия;

- интеллект, умение и желание учиться и учить;

- знание современных управленческих функций и подходов;

- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы (команды).

То есть те качества, которые развиваются при наличии управленческих мотивов (мотивов управленческого самоопределения).

По мнению ученых, профессионалом можно считать государственного служащего, который является высокообразованным, профессиональнее компетентным, имеет мотивацию к профессиональной деятельности, в частности к труду на государственной службе и тому подобное.

Анализируя составляющие профессионализма государственного служащего С. Зинченко выделяет такие характерные признаки профессионализма как знание, умение, этика, мораль.

Исследуя потенциал карьерного роста как наличие у государственных служащих профессиональных и личностных характеристик, что способствует повышению его формального должностного статуса, О.В. Фаллер объединяет выделенные критерии-показатели за своими сущностно-содержательными особенностями в основные блоки: профессиональный блок; личностный блок; индивидуальный блок; акмеологический блок.

В профессиональном блоке автор выделяет профессиональную компетентность и профессиональную креативность; в личностном блоке – целенаправленность, инициативность, воля, организованность и ответственность, честность и порядочность; в индивидуальном блоке – особенности мотивации и потребности в достижениях, характеристику самооценки, характеристику ценностных ориентаций и интересы, оценку самореализации; в акмеологическом - выделяет силу лица, уровень антиципації, уровень саморегуляции, умение принимать и реализовывать решение, уровень работоспособности. Следовательно обязательной составляющей профессиональной деятельности государственных служащих является направленность на управленческую деятельность.

Таким образом, структура профессиональной деятельности госслужащих как представителей социономических профессий будет иметь следующий вид:

Таблица 3.

Структура профессиональной деятельности госслужащих

Структура профессиональной деятельности
Профессиональная компетентность Профессиональная направленность
- Система профессиональных умений, связанная с сферой деятельности, в которой реализуются управленческие функции - Социальная компетентность - Психологическая культура Профессиональные мотивы Управленческие мотивы (мотивация к реализации управленческих функций)

Наличие данных компонентов свидетельствует о производительности профессиональной деятельности государственных служащих как представителей социономических профессий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: