Вопрос 4. Соотношение норм права и иных социальных норм

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи, традиции и религиозные нормы.

Обычаи — такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате многократного повторения становятся привычными. Они несколько менее связаны с правом, чем, на­пример, моральные нормы, но тем не менее не являются ней­тральными.

Для обычая характерны следующие три признака:

1. Норма действовала в далеком прошлом, несколько столетий назад.

2. Сохранение нормы в современном обществе обеспечивается силой привычки и иногда для регулирования совсем иных отношений.

3. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».

Нормы права и обычаи обладают рядом признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определен­ных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения. Если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-органи­зованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права реализуются с учетом возможности государственного принуждения.

Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм.

К примеру, мораль требует уважительного отношения людей друг к другу. Одной из форм проявления таких отношений людей являет­ся рукопожатие, а по русскому обычаю также поклон либо объятие и троекратный поцелуй.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются пра­вила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. Таковы традиции устраивать свадьбу по случаю заключения брака, отмечать банкетами юбилейные даты, устраивать в трудовом коллек­тиве торжественные проводы сотрудника на пенсию. Большую роль традиции играют в международных отношениях, при дипло­матическом протоколе.

В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением и признаваемого им в качестве образца поведения в конкретной ситуации. Лица, не соблюдающие традиций, осуждаются общественным мнением.

Применяемые в деловых кругах традиции называются деловыми обыкновениями, или согласно ст. 5 ГК РФ обычаями делового обо­рота. В этом качестве понимаются сложившиеся и широко приме­няемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религи­озных книгах: Библии, Коране, Талмуде, Ведах, либо в сознании веру­ющих, исповедующих языческие, многобожеские культы.

Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объе­динений, общин, монастырей, братств, другие регламентируют от­ношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет по­рядок отправления религиозных обрядов.

В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедующих ислам. С их помощью регулируются государственные, гражданские, брачно-семейные отношения, рассматриваются и разрешаются уголовные дела. Однако в со­временных демократических государствах религиозные нормы составляют особый вид социальных норм и регулируют отношения только между верующими. Право, кроме того, поддерживает религиозные нормы с моральным содержанием, способствующие укреплению пра­вопорядка, организованности, общественной дисциплины.

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: