Система административного права

В правовой системе в Российской Федерации.

Место административного права

Понятие и система субъектов административного права.

Принцип ответственности.

Принцип гласности.

Принцип законности.

Принцип федерализма.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений.

Круг субъектов разнообразен, но их объединяет одно общее юридическое качество – это обладание правосубъектностью (совокупность правоспособности и дееспособности вместе взятые).

Административная правоспособность – это возможность субъекта вступать в различного рода правовые отношения, иметь субъективные права и обязанности и нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления.

Административная дееспособность – это практическая способность своими действиями реализовать свою правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Следовательно, правосубъектность является предпосылкой возникновения правовых отношений.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К индивидуальным субъектам относятся:

1. Граждане РФ,

2. Иностранные граждане.

3. Лица без гражданства.

4. Государственные служащие – как специфические индивидуальные субъекты.

К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан.

В их числе различные по своему назначению и статусу организации – государственные и негосударственные.

1. Государственные организации (органы исполнительной власти).

2. Негосударственные организации (партии, союзы и др.).

Для граждан РФ административная правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Дееспособность в полном объёме наступает с 18 лет, а административная – с 16 лет.

Для юридических лиц административная правосубъектность возникает с момента их государственной регистрации.

Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются и другими отраслями права. Так возникает взаимодействие различных правовых отраслей. Наиболее тесные связи прослеживаются между административным и конституционным правом. Конституционное право, являясь ведущей отраслью российского права, закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место её субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти; права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере государственного управления. Административное право берёт начало в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граждан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности и т. д.

Тесная связь существует между административным и гражданским правом. Она строится, например, через отношения, связанные с правом собственности, через отношения государственной регистрации, лицензирования, сертификации деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Нормами административного права регулируются правила движения имущества (передача, изъятие и т.д.).

Взаимодействие с уголовным правом. С помощью норм административного права определяется какие деяния являются административными правонарушениями, меры наказания за их совершение. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями, и виды наказания за их совершение. В определённых условиях отдельные деяния, относящиеся к поступкам, могут перерастать в преступления и наоборот.

Нормы административного и трудового права взаимодействуют при правовом регулировании института государственной службы. На государственных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными ФЗ «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ». В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции. Поэтому их деятельность регулируется нормами административного права.

Административное право не только тесно взаимодействует с отраслями публичного права, но также является «материнской отраслью» для ряда отраслей публичного права – финансового, экологического, таможенного.

Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов, и подотраслей права, тесно взаимодействующих между собой.

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Общая часть включает в себя институты:

1. Устанавливающие административно-правовой статус граждан и негосударственных организаций.

2. Регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти.

3. Обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти.

4. Регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть включает институты, регулирующие:

1. Обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность.

2. Организационно-хозяйственную деятельность.

3. Социально-культурную деятельность.

4. Деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

Цели административного права:

1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

3. Защита граждан и общества от административного произвола.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: