Сущность и значение конфликтов в политике

Политические конфликты в России.

Динамика политических конфликтов и способы их урегулирования.

Политические отношения носят разнообразный характер. Социальная дифференциация общества, различие уровней дохода, власти, престижа и т.п. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Значительную долю среди них занимают политические конфликты.

Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке в Х1Х веке. А.Токвиль, К.Маркс, Г.Зиммель, а впоследствии К.Боулдинг и Л.Козер рассматривали конфликты как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым границы и характер существования данной сферы общественной жизни.

В политической науке существует и другая точка зрения. Э.Дюркгейм, М.Вебер, Д.Дьюи и ряд других ученых исходят из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его подчиненности базовым ценностям, объединяющим население и интегрирующим социум и политическую систему. С их точки зрения единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет разрешать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима правления. В связи с этим многие конфликты рассматриваются ими как аномалии политического процесса.

Однако политические ценности по-разному усваиваются различными поколениями, и не всегда органично вписываются в реальную политическую динамику и поэтому неизбежно сопровождаются конфликтами.

Политическое сообщество людей всегда формируется через ихвзаимодействие, предполагая как сотрудничество так и соревновательность. Политический конфликт представляет собой разновидность конкурентного взаимодействия двух и более сторон, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Политический конфликт – это конфликт особого рода, поскольку он:

- возникает и существует по поводу политической власти и ее функционирования в обществе;

- в политическом конфликты задействованы не отдельные индивиды, а социальные группы, причем массовые;

- политический конфликт наиболее социально значим, его последствия, независимо от желания неучаствующих в политике индивидов и групп, сказывается на всех сферах общественной жизни.

Таким образом, политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

В ХУ11 веке основоположник теории общественного договора Т.Гоббс, рассматривал естественное состояние людей, как «войну всех против всех», т.е. абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Естественное состояние общества порождает у людей страх друг перед другом, именно страх заставляет людей создать такое общество, которое гарантирует каждому своему члену относительную защищенность от враждебных действий других.

Общие философско-социологические основы теории конфликта были изложены К.Марксом. В центре внимания марксизма крайняя форма конфликта – классовая борьба, в его основе лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Итальянский социолог В.Парето в качестве источника конфликта рассматривал соперничество элит и борьбу масс с элитой, первопричиной противоречий между массой и элитой, по его мнению, является обладание государственной властью и военной силой.

Основатель современной конфликтологии Р.Дарендорф утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение.

В целом ученые видят источники политических конфликтов в действии как внесоциальных, так и социальных факторов, однако ведущую роль они отводят все же социальным факторам.

Ученые выделяют три основных принципа, лежащие в основе политической конфронтации:

- разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов объектов политики, и ролевых назначений и функций, интересов и потребностей. Эти объективные источники политических конфликтов чаще всего проявляются в виде противоречий между элитой и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы определенных сил (конфликт интересов);

- расхождение людей, их групп и объединений в базовых ценностях и политических идеалах, оценках исторических и актуальных событий, а так же в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, идет поиск путей выхода из социального кризиса (конфликт ценностей);

- процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью (конфликт идентификации).

Таким образом, сущность политических конфликтов заключается в борьбе одних субъектов с другими за влияние в системе властных отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно значимыми.

Предметом и объектом политических конфликтов является – политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и политического общества в целом.

Политические конфликты многообразны, существует множество различных критериев, по которым проводится их классификация, или типология.

С точки зрения зон проявления выделяют:

- внутриполитические конфликты, которые раскрывают взаимодействие между различными субъектами власти, отражающие характер внутриполитических процессов в сфере государственного управления;

- внешнеполитические конфликты, которые происходят в сфере международных отношений, их субъектами выступают отдельные государства, группы государств или международные организации.

По времени протекания можно выделить долговременные и кратковременные политические конфликты. То есть, процессы возникновения и разрешения отдельных конфликтов в политике могут завершаться в течение предельно короткого времени, а могут протекать в течение жизни нескольких поколений.

С точки зрения публичности выделяют:

- открытые конфликты, выраженные в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон;

- закрытые конфликты, в которых доминируют теневые способы борьбы за власть.

В соответствии со строением и организационной формой проявления можно выделить:

- вертикальные конфликты, характеризующиеся противоборством субъектов, принадлежащих к различным уровням власти, центральным и региональным элитам, органам федерального и местного самоуправления;

- горизонтальные конфликты, характеризующие конкретное взаимодействие однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между правящими партиями, членами одного политического объединения.

С точки зрения места конфликта в политической системе выделяют:

- институциональные конфликты, т.е. осуществляемые в рамках политической системы. Субъектами этих конфликтов выступают политические институты, организации, подчиняющиеся единым правилам политической борьбы, но занимающие разные позиции;

- внеинституциональные конфликты, т.е. выходящие за рамки политической системы. Субъектами этих конфликтов могут выступать, с одной стороны, правящая элита и партии, государственные институты, а с другой, внесистемная оппозиция: народные массы, политически активные группы, выступающие против существующих порядков.

Содержательная типология предполагает выделение конфликтов по характеру порождающих их причин. Здесь можно выделить национальные, расовые, религиозные причины, которые в результате политизации ведут к возникновению этнополитических, расовополитических и политико-конфессиональных конфликтов.

Каждый тип конфликта, обладая теми иди иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в различных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и соперничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости. Одной из центральных проблем, которую вынуждены решать политологи: возможно ли существования общества без конфликтов? Большинство из них склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. А это означает, что конфликт является не дисфункцией, а нормой отношений между людьми, необходимым элементом социальной жизни. При этом подчеркивается, что конфликт несет не только деструктивные функции, но имеет множество позитивных функций.

Можно выделить большое значение для политической жизни следующих функций:

- интегративная функция: политический конфликт влияет на соотношение индивидуальных и групповых интересов, способствует группообразованию, формированию определенных политических общностей, способствует установлению групповой и индивидуальной идентификации. Внешний конфликт приводит к внутреннему сплочению, играя стабилизирующую и интегративную роль;

- информационная функция имеет две стороны: сигнальную и коммуникативную. Сигнальная сторона заключается в том, что государственная власть начинает обращать внимание на те проблемы, которые послужили источником конфликта, начинает принимать меры по их решению. Коммуникативная сторона заключается в том, что конфликтующие стороны вынуждены собирать информацию о соперниках и волей-неволей усиливают коммуникативный обмен друг с другом. Данный информационный обмен стимулирует действия, способные поставит ситуацию под контроль и, тем самым, преодолеть возникшее возбуждение в политических процессах;

- инновационная (динамическая) функция, на которую впервые обратили внимание основоположники марксизма, считавшие конфликт необходимым фактором общественного развития. Всем известно высказывание К.Маркса и Ф.Энгельса о социальных революциях как локомотивах истории. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного преобразования общества и продвинуться в его развитии. Конфликт предотвращает стагнацию, стимулирует интерес и любопытство, с его помощью выявляются проблемы и находится их решение, служит основой социальных и персональных изменений.

В целом, в результате конфликта политические системы получают возможность усовершенствовать свою структуру путем исключения источников трений, внутреннего антагонизма и добиться сплоченности. Внутригрупповой конфликт часто вдыхает новую жизнь в существовавшие нормы или приводит к возникновению новых. Под воздействием конфликта формируются новые государственные институты, новые законы и иные правовые акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: