Вопрос 2. Традиционные типы правопонимания

Вопрос 1. Типология правопонимания

Тема 24. Общая характеристика современных политико-правовых доктрин

Типологию правопонимания можно определить как метод философско-юридического познания права, основу которого составляет теоретическое расчленение права как целостного системного феномена на элементы с последующим сведением этих элементов в обособленные типовые группы — типы правопонимания.

Соответственно тип правопонимания - это обобщенная идеологизированная модель права, отражающая общие существенные признаки определенного множества конкретных правовых представлений и понятий, которые, в свою очередь, соответствуют этой идеологизированной модели как определенному формальному образу. В данном случае следует согласиться с точкой зрения А. В. Полякова, по мнению которого «определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наибо­лее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения».

Принадлежность к тому или иному типу правопонимания имеет определяющее значение для любого конкретного учения о нраве. «Именно тип правопонима­ния, — пишет в этой связи В. С. Нерсесяпц, — определяет парадигму (смысловую модель, принцип и образец) юридического познания, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующего учения о праве».

Проблема типологии правопонимания является, в достаточной степени сложной и не имеющей однозначного решения на сегодняшний день. Для упорядочения научных подходов к решению данной проблемы представляется целесообразным упорядочить их и выделить два направления: традиционное правопонимание (юридический позитивизм (нормативизм), юснатурализм (естественное право), социологическая юриспруденция); интегративное правопонимание (либертарно-юридическая концепция правопонимания, коммуникативная концепция правопонимания, реалистический позитивизм).

Юридический позитивизм (нормативизм) (И. Бентам, Д. Остин, Г. Кельзен, Г. Ф. Шершеневич и др.).

В рамках данного подхода право представляет собой систему общеобяза­тельных, формально определенных норм, выражающих государственную волю (классовую или общенародную), которые установлены, санкциониро­ваны и охраняются от нарушений государством.

Нормы права рассматриваюся как некие правила, модели (должного, воз­можного, недопустимого) поведения, они «фиксируют не то, что есть, а то что должно быть. Нормы не могут быть истинными или ложными. Характери­стикой истинности и ложности они не обладают». В контексте нормативистского подхода право представляет собой материализованную волю государ­ственной власти и носит производный от государства характер. Никакого иного права, кроме опирающейся на государство системы нормативных уста­новок, не существует. В свою очередь обязательность правовых норм происте­кает не из нравственности, а из обеспечивающего правовые предписания го­сударственного принуждения.

Социологическая юриспруденция (Э. Эрлих, К. Лавеллин, Д. Фрэнк, С. А. Му­ромцев и др.).

Право в соответствии с социологическим подходом представляет собой сово­купность правил поведения, которые возникают и приобретают общезначимый характер не по воле государства, а в силу объективных закономерностей об­щественного развития. Государство, заботясь о сохранении и динамическом развитии общества, наделяет юридической силой (обеспечивает системой юридических гарантий и санкций) уже сложившиеся в обществе правила, которые в силу своей социальной полезности признаются полезными и для государства.

Кроме того, социологический подход к правопониманию предполагает, что право приобретает свою фактическую (юридическую) значимость только в том случае, если оно реализуется, а раз так, то право - это не только совокуп­ность документов, содержащих правовые предписания, но и сами отношения, этими предписаниями регламентированные. Иными словами, в рамках соци­ологического подхода право — это неразрывная совокупность правовых норм и правоотношений, этими нормами регламентированных.

Юснатурализм (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.).

В рамках естественно-правового подхода обосновывается существование двух систем права — естественного и позитивного права. Позитивное, или положительное, право — это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в за­конах и иных правовых актах государственной власти. Естественное право в отличие от позитивного проистекает из природы человеческого разума и все­общих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не ковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Иными словами, естественное право - это некий идеальный образ, к которому следует стремиться. Как справедливо заметил в этой связи Г. Ф. Шершеневич: «Идеалу дается название "право", которому соответствует реальное снятие, и путем постоянного сочетания слова и понятия ум привыкает придавать идеалу ту реальность, какая соединена с названием».

Структуру естественного права образуют прирожденные, неотчуждаемые права человека, которые дает ему природа и «на пути осуществления которых в естественном состоянии не существует никакого барьера». К естественным и неотъемлемым правам человека прежде всего относятся: право на жизнь, свободу, равенство, продолжение рода и т. п. Соблюдение этих прав есть критерий справедливости, и потому их охрана является целью государства. В свою очередь, позитивное право, противоречащее требованиям нрава естественного, подлежит замене на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало бы практической реализации идей и принципов естественного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: