Под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним, но не погашенными процентами.
Классификация государственных займов:
1. по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления
2. по месту размещения – внутренние и внешние
3. по обращение на рынке – рыночные и нерыночные
4. в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше)
5. по обеспеченности долговых обязательств – закладные (обеспечены определенным имуществом) и беззакладные (обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета)
6. по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные и с нулевым купоном
7. по методу определения дохода – с твердым или плавающим доходом
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
1. минимизация стоимости долга для заемщика
|
|
2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса
3. эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов
4. обеспечение своевременного возврата кредитов
5. максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа:
1. определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.
2. привлекаются ресурсы на внешних и внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственной гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.
3. поиск источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Выполнение мероприятий по управлению и погашению государственного долга зависит от принятия обоснованных решений, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.
|
|
Абсолютные показатели отражают объем государственного внутреннего и внешнего долга в денежном выражении, величину расходов, связанных с его погашением и обслуживанием.
К относительным показателям относятся процентное соотношение сумма долга и ВВП, доля расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке (характеризует уровень долгового бремени для национальной экономики).
Методы управления государственным долгом подразделяются на административные и финансовые.
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления и не предусматривают оценки экономической эффективности и результатов действия по управлению государственным долгом.
Финансовые методы заключаются в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на достижение максимального эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.
Среди мероприятий по управлению государственным долгом наиболее распространенными в мировой практике являются:
1. Рефинансирование – это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
2. Конверсия – это изменение формы возвращения долга. Существуют следующие конверсионные схемы ликвидации государственного долга:
· долг в обмен на экспорт готовой продукции
· долг в обмен на собственность
· долг в обмен на налоги (задание налоговых льгот для инвесторов)
· выплата процентных платежей по внешнему долгу в местной валюте по привлекательному для кредиторов курсу. При этом перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, средства с которых могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника.
· долг в обмен на наличные, т.е. выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. При этом происходит уменьшение долга и имеет место экономия на будущих процентных выплатах.
3. Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или уменьшения. Консолидация может быть проведена одновременно с конверсией.
4. Унификация – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Как правило, унификация проводится одновременно с консолидацией и имеет целью уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что сокращает расходы государства по обслуживанию долга.
5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению – это обмен нескольких ранее выпущенных облигаций одного займа на одну новую облигацию, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям, размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.
6. Отсрочка погашения займа – это не только отсрочка срока погашения, но и прекращение выплаты доходов.
7. Реструктуризация долга – это погашение долговых обязательств с согласия кредиторов с рассрочкой платежа (т.е. принятие других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания и сроков погашения (пересмотр сроков платежей и списание части долга).
8. Аннулирование государственного долга – это полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Конверсия, консолидация, унификация и обмен по регрессивному соотношению обычно осуществляются только в отношении внутренних займов.