Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии

Методика обучения биологии как наука

II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Определение методики обучения биологии как науки Объект, предмет, структура и задачи методики обучения биологии как науки. Роль методики обучения биологии в определении учебно-воспитательных задач, структуры и содержания школьного курса биологии, методов, организационных форм и материальной базы обучения биологии. Связь методики обучения биологии с другими науками: психологией, педагогикой, философией, биологическими науками и др.

Методы научного исследования в области методики преподавания биологии.Анализ теоретического и творческого наследия; изучение и обобщение передового опыта работы учителей, анализ школьной документации, педагогические наблюдения и педагогический эксперимент. Обобщения и выводы по результатам исследования. Классификация методов педагогического исследования: теоретические, эмпирические, общенаучные. Структура и этапы научно-педагогического исследования. Современные проблемы развития методики обучения биологии как педагогической науки.

Предпосылки введения естествознания как учебного предмета в общеобразовательную отечественную школу (1786 г). Первый отечественный учебник по естественной истории для народных училищ (В. Ф. Зуев), его характеристика.

Описательно-систематическое направление в развитии школьного естествознания. Школьная реформа 1804 года. Учебники по биологии, их характеристика.

Школьная реформа 1864 года. Биологическое направление в школьном естествознании и причины его развития. Развитие школьного курса биологии. Влияние методических идей А. Любена. Значение работ А. Я. Герда.

Школьное естествознание в первой половине ХХ века. Особенности программы по биологии, предложенной Д. Н. Кайгородовым и ее критика прогрессивными учеными-биологами. Роль В. В. Половцова и Б.Е. Райкова в развитии отечественной методики естествознания. Состояние школьного естествознания в начале становления советской школы (до 1932 г.) Принципы политехнического обучения и трудового воспитания учащихся. Исследовательский подход. Зарождение юннатского движения. Основные недостатки в преподавании биологии. Перестройка работы школы в 30-х годах ХХ века и дальнейшее совершенствование методики обучения биологии. Выдающиеся методисты этого периода. Пересмотр программы по биологии средней школы (1939 г.) и его последствия. Усиление связи преподавания биологии с жизнью. Создание при школах учебно-опытных участков. Развитие опытнической работы учащихся.

Проблемы содержания обучения биологии во второй половине ХХ века.

Совершенствование содержания обучения биологии в свете новых достижений цитологии, биохимии, генетики, экологии и задач охраны природы. Теоретические труды и пособия для учителей по частным методикам и их авторы. Введение в школу нового курса общей биологии в 60-70-х годах. Переход школы на новые учебники по биологии и их дальнейшее совершенствование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: