Клетка как структурно-функциональная единица живого

I. БИОЛОГИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Требования к уровню подготовки специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, владеть системой знаний об основных проблемах биологии, о состоянии и перспективах развития ее важнейших направлений, их роли в познании фундаментальных законов жизни, важнейших аспектах прикладного использования биологических знаний; определять учебно-воспитательные задачи в преподавании биологии; отбирать и адаптировать научное содержание учебных материалов с учетом возраста учащихся, выбирать оптимальные формы и методы учебной деятельности. Специалист должен знать: государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Специалист должен уметь: осуществлять процесс обучении учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета; стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению; анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений; выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.

Специалист должен владеть понятийно-категорийным аппаратом биологических наук, знать состояние и перспективы их развития, а также роль в современном научном знании о природе и обществе; владеть современными методами биологических исследований; уметь использовать прикладные аспекты биологических наук; владеть системой знаний о современных проблемах естествознания, многообразии и сохранении устойчивости биосферы, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли; владеть методикой преподавания биологии и современными технологиями обучения; знать принципы организации биологического краеведения, уметь проводить исследовательскую биологическую и природоохранную работу с детьми и молодежью в условиях школы и внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях; уметь проектировать и создавать биологический кабинет, выбирать районы для проведения полевых практик.

История развития клеточной теории. Современные методы изучения клетки.

Основные структурные компоненты клетки, их организация и функции. Мембранные органеллы клети: ядро, митохондрии, хлоропласты, эндоплазматический ретикулум, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли; немембранные органеллы клетки: центриоли, цитоскелет, рибосомы. Клеточные включения. Мембрана клетки (плазмалемма): особенности строения и функций. Сравнение строения клеток животных, растений, грибов и бактерий. Общность строения клеток прокариот и эукариот.

Транспортные механизмы клетки. Механизмы поступления ионов и веществ в клетку (активный и пассивный транспорт через мембрану, процессы фаго- и пиноцитоза) и их биологическая роль. Секреторная активность клетки

Роль белков в жизнедеятельности клетки: состав, структура, свойства и функции белков. Связь структуры и функции белков. Белковая инженерия. Ферменты, их структура, свойства и классификация. Механизмы действия, регуляция активности.

Энергетический обмен клетки. Ультраструктурная организация и функции митохондрий. Этапы дыхания: гликолиз, цикл трикарбоновых кислот, электроннотранспортная цепь, синтез АТФ, образование метаболитов.

Пластический обмен в клетке.

Фотосинтез. Ультраструктурная организация и функции хлоропластов. Характеристика основных этапов фотосинтеза: фотофизические и фотохимические реакции, работа электронно-транспортной цепи. Синтез НАДФ и АТФ. Биохимические реакции: цикл Кальвина, синтез метаболитов.

Трансляция. Строение и модели работы рибосом. Основные свойства генетического кода, его универсальность. Этапы трансляции

Нуклеиновые кислоты. Мононуклеотиды – структурные элементы нуклеиновых кислот. Характеристика пуриновых и пиримидиновых оснований. Два типа нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и различия между ними. Дезоксирибонуклеиновая кислота – ее количественное содержание в организме и локализация в клетке (ядро, митохондрии, хлоропласты, центриоли). Форма молекул ДНК. Одно- и двухцепочечные молекулы ДНК. Рибонуклеиновая кислота. Типы РНК (транспортная, рибосомальная и матричная), их роль в жизнедеятельности клетки. Механизм биосинтеза ДНК. Ферменты (РНК-полимераза, ДНК-полимераза, лигаза) и белковые факторы (ДНК-раскручивающие и ДНК-связыващие белки и др.), участвующие в репликации ДНК. Этапы биосинтеза ДНК. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Биосинтез РНК (транскрипция). Строение и модели работы рибосом. Основные свойства генетического кода, его универсальность. Модель оперона, ее значение для понимания регуляции транскрипции у высших организмов.

Раздражимость и возбудимость клетки. Биоэлектрические явления в состоянии покоя и в процессах передачи информации. Механизмы движения клетки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: