Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка

Методики определения социальных факторов благополучия ребенка

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.

Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевре­менно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

Общая сумма баллов — 150.

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

ниже 30 — предполагает принадлежность ребенка к группе повышенно­го риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

от 31 до 40 — социальное благополучие ребенка определяется в пре­делах средней нормы;

более 40 — высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше

баллов, тем выше уровень благополучия).

№ п/п Социальные характеристики Балл
1. Состав семьи ребенка  
  Мать, отец, дедушка, бабушка  
  Только мать и отец  
  Мать и отчим, отец и мачеха  
  Одна мать, один отец  
  Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники  
2. Школьная успеваемость  
  Хорошая  
  Удовлетворительная  
  Неудовлетворительная  
  Оставил школу, работает  
  Оставил школу, не работает  
3. Здоровье ребенка  
  Практически здоров  
  Часто болеет в пределах нормального развития  
  Имеет хронические болезни  
  Отставание в умственном развитии  
  Имеет врожденные патологии, нервно-психические заболевания  
4. Санитарно-жилищные условия жизни семьи  
  Благоустроенная отдельная квартира  
  Отдельная квартира с родителями супругов  
  Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами  
  Комната в коммунальной квартире с удобствами  
  Комната в общежитие, в бараке без удобств  
5. Доход семьи  
  Могут практически ни в чем себе не отказывать  
  Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг  
  На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности  
  Живут от зарплаты до зарплаты  
  Денег до зарплаты не хватает  
6. Уровень социального благополучия семьи  
  Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви  
  Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»  
  В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивке  
  Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей  
  Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение  
7. Поведение ребенка в школе  
  Хорошее  
  Удовлетворительное  
  Неудовлетворительное  
  Неоднократно был замечен в асоциальном поведении  
  Стоит на учете в КДН  
8. Внешкольное общение ребенка  
  На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов  
  Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени  
  Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей  
  Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества  
  Криминогенные группы, состоящие на учете в КДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики  
9. Жизненные цели ребенка  
  Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей  
  Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны  
  Отсутствие определенных планов и целей на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»  
  Ориентация на цели носит скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов  
  Явно негативные, ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, состоит на учете в КДН  
10. Эмоциональное отношение родителей с детьми  
  Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия  
  Слепая любовь, гиперопека  
  Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное  
  Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы  
  Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям  

Заполнение матрицы требует от социального педагога не толь­ко знания фактологическихданных, но и применения социоло­гического метода наблюдения в процессе непосредственного об­щения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми».

Социальный паспорт класса ________

№п/п   Всего
1. Ф. И. О классного руководителя  
2. Количество детей в классе  
3. Количество детей из многодетных семей  
4. Количество детей-инвалидов  
5. Количество детей из семей, потерявших кормильца  
6. Количество детей-сирот  
7. Количество детей, находящихся под опекой и попечительством  
8. Количество детей из семей матерей- одиночек  
9. Количество детей, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф  
10. Количество детей из семей беженцев  
И. Количество детей из семей родителей- пенсионеров  
12. Количество детей из семей родителей- студентов дневного отделения  
13. Количество детей, подверженных девиантному поведению  
  состоят на внутришкольном контроле  
  состоят на учете в ИДН  
14. Количество детей из семей, состоящих в разводе  
15. Количество детей, оставленных на повторное обучение  
     
     
     
     
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: