Методики определения социальных факторов благополучия ребенка
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов — 150.
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
ниже 30 — предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
от 31 до 40 — социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
более 40 — высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше
баллов, тем выше уровень благополучия).
№ п/п | Социальные характеристики | Балл |
1. | Состав семьи ребенка | |
Мать, отец, дедушка, бабушка | ||
Только мать и отец | ||
Мать и отчим, отец и мачеха | ||
Одна мать, один отец | ||
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | ||
2. | Школьная успеваемость | |
Хорошая | ||
Удовлетворительная | ||
Неудовлетворительная | ||
Оставил школу, работает | ||
Оставил школу, не работает | ||
3. | Здоровье ребенка | |
Практически здоров | ||
Часто болеет в пределах нормального развития | ||
Имеет хронические болезни | ||
Отставание в умственном развитии | ||
Имеет врожденные патологии, нервно-психические заболевания | ||
4. | Санитарно-жилищные условия жизни семьи | |
Благоустроенная отдельная квартира | ||
Отдельная квартира с родителями супругов | ||
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | ||
Комната в коммунальной квартире с удобствами | ||
Комната в общежитие, в бараке без удобств | ||
5. | Доход семьи | |
Могут практически ни в чем себе не отказывать | ||
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг | ||
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | ||
Живут от зарплаты до зарплаты | ||
Денег до зарплаты не хватает | ||
6. | Уровень социального благополучия семьи | |
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | ||
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | ||
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивке | ||
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей | ||
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | ||
7. | Поведение ребенка в школе | |
Хорошее | ||
Удовлетворительное | ||
Неудовлетворительное | ||
Неоднократно был замечен в асоциальном поведении | ||
Стоит на учете в КДН | ||
8. | Внешкольное общение ребенка | |
На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | ||
Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени | ||
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | ||
Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества | ||
Криминогенные группы, состоящие на учете в КДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | ||
9. | Жизненные цели ребенка | |
Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей | ||
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны | ||
Отсутствие определенных планов и целей на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось» | ||
Ориентация на цели носит скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | ||
Явно негативные, ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, состоит на учете в КДН | ||
10. | Эмоциональное отношение родителей с детьми | |
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | ||
Слепая любовь, гиперопека | ||
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | ||
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | ||
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям |
Заполнение матрицы требует от социального педагога не только знания фактологическихданных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми».
|
|
|
|
Социальный паспорт класса ________
№п/п | Всего | |
1. | Ф. И. О классного руководителя | |
2. | Количество детей в классе | |
3. | Количество детей из многодетных семей | |
4. | Количество детей-инвалидов | |
5. | Количество детей из семей, потерявших кормильца | |
6. | Количество детей-сирот | |
7. | Количество детей, находящихся под опекой и попечительством | |
8. | Количество детей из семей матерей- одиночек | |
9. | Количество детей, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф | |
10. | Количество детей из семей беженцев | |
И. | Количество детей из семей родителей- пенсионеров | |
12. | Количество детей из семей родителей- студентов дневного отделения | |
13. | Количество детей, подверженных девиантному поведению | |
состоят на внутришкольном контроле | ||
состоят на учете в ИДН | ||
14. | Количество детей из семей, состоящих в разводе | |
15. | Количество детей, оставленных на повторное обучение | |
|
|