Транспортные машины

Для транспортировки грузов применяются: конвейеры, рельсовый монорельсовый, гравитационный и моноканатный транспорт, самоходные вагонетки.

В геологоразведочной практике в основном применяется рельсовый транспорт. Конвейеры находят применение чаще при ступенчатой погрузке породы в забое. Имеются отдельные случаи применения монорельсового и моноканатного транспорта.

Рудничные рельсы выпускаются марок Р-10; Р-15; Р-18; Р-24; Р-33 и Р-38 и имеют массу 1 м: 10, 15, 18, 24, 33 и 38 кг. Выбор типа рельсов зависит от массы подвижного состава, величины грузопотока, способа откатки. Рельсы укладываются на шпалы, которые располагаются одна от другой на расстоянии 0,7–1 м. Шпалы на 2/3 заглубляются в балластный слой или в почву выработки. Шпалы изготовляются из сосны, кедра, пихты, лиственницы и представляют собой брусья шириной по нижней постели 190–230 мм и толщиной 120–140 мм. Для временного пути в забойной зоне вместо деревянных шпал могут применяться металлические ленты, швеллеры, отрезки рельсов.

Для откатки составов по горизонтальным горно-разведочным выработкам применяют в основном аккумуляторные электровозы (табл. 83).

Таблица 83

Параметры Тип электровоза
Аккумуляторные Контактные
АК-2У* 4,5АРП-2М* 5АРВ-2М* АРП-7, АРВ-7 К10 7КР1У*
             
Сцепная масса, кН            
Колея, мм   600; 900 600; 900 600; 900 600; 900 600; 750; 900
Скорость, км/ч 3,45/3,95 4,39 4,35 11,4 18,0 10,5
Мощность, кВт 2,45/4 2x6 2x6 2x10 10,2  
Сила тяги, кН 2,24/3,3     2,3 4,8 16,8

Продолжение табл. 83

             
Жесткая база, мм            
Минимальный радиус вписывания, мм         -  
Основные размеры, мм:
длина по буферам            
ширина           -
высота - - -      

Примечание. Звездочкой обозначены типы электровозов, снятые с производства.

С достаточной для практики точностью расчет электровозной откатки можно выполнять следующим образом.

1. Число вагонеток по условиям сцепления при трогании груженого состава на преобладающем (среднем) уклоне:

где Р и Р c – полная и сцепная масса электровоза, т; G и G о – масса вагонетки и груза, т; φ – коэффициент сцепления колес с рельсами (при трогании с места φ = 0,24; при движении φ = 0,17); ω2 n – пусковое сопротивление движению электровоза, Н; ω эл − пусковое сопротивление движению груженой вагонетки (принимается на 50% больше ходового сопротивления), Н/т; i ср = 30 – 50 Н/т – сопротивление от среднего уклона; а п – ускорение при пуске (принимается 0,03 – 0,05 м/с2).

Удельное ходовое сопротивление груженых вагонеток при их грузоподъемности 1, 2 и 3 т составляет соответственно 90, 80 и 70 Н/т, а для порожних вагонеток оно равно 110, 100 и 90 Н/т.

2. Число вагонеток груженого состава по условиям нагрева тяговых двигателей:

где ωлx – ходовое сопротивление движению груженых вагонеток, Н/т; F эл– длительная сила тяги электровоза (принимается по технической характеристике электровоза), Н.

3. Число рейсов электровоза в течение смены:

т р= 3600 Т см/ t з.с,

где Т см – продолжительность работы электровоза в смену, ч; t з.с– продолжительность замены состава.

4. Потребное число электровозов:

п эл= KV / A см ,

где К =1,25 – коэффициент неравномерности выдачи горной массы; V − масса выдаваемого груза, т; А см − производительность электровоза в смену (А см= n в G m р).

5. Потребное число вагонеток на массу породы V, отбиваемой за цикл:

где q в – вместимость вагонеток, м3; k нв = 0,9–0,95 – коэффициент наполнения вагонеток; l – глубина шпуров, м; k p – коэффициент разрыхления горной массы; η − коэффициент использования шпуров.

Среднее расстояние откатки в одном направлении:

l ср= l n/2+ l пр+ l отв ,

где l ср − проектная длина выработки, м; l пр − пройденная длина выработки, м; l отв − длина отвала, м.

Продолжительность движения с грузом и порожняком, мин, в течение одного рейса:

где l ср – средняя длина откатки, км; vх – скорость движения вагонетки, км/мин.

Для разгрузки рудничных вагонеток с глухим кузовом применяют круговые, лобовые и боковые опрокидыватели. В круговых опрокидывателях рудничная вагонетка поворачивается вокруг продольной оси. В лобовых – разгрузка происходит через лобовину при закатывании в него вагонеток. В боковых опрокидывателях груз высыпается через боковую стенку благодаря наклону вагонеток.

По назначению круговые опрокидыватели разделяют на три типа: тип НС – для разгрузки нерасцепленных составов по одному или два вагона одновременно; PC − для разгрузки по одному или по два вагона расцепленного состава при самокатном обмене вагонов в опрокидывателе и РГП – для разгрузки вагонов расцепленного состава и с принудительным обменом вагонов в опрокидывателе.

Таблица 84

Техническая характеристика круговых опрокидывателей
Тип опрокидывателя Тип разгружаемой вагонетки Колея, мм Длительность цикла работы, с Диаметр барабана, мм
         
ОК-1В-0,7НС ВГ-0,7      
ОК-2В-0,7 НС ВГ-0,7      
ОК-1Н-1,2НС ВГ- 1,2 600–750    
ОК-2В-1,2НС ВГ-1,2 600,750    

Продолжение табл. 84

         
ОК-1В-0,7РС ВГ-0,7      
ОК-1В-1,2РС ВГ-1,2 600,750    
ОК-2В-1,2РС ВГ-1,2 600,750    
ОК-1–0,7РГП ВГ-0,7      
ОК-1–1,2РГП ВГ-1,2 600,750    

Примечание. Изготовитель – Новокарагандинский машиностроительный завод.

Техническая характеристика боковых опрокидывателей

Тип опрокидывателя БОК-1М БОК-2М ОВ
Тип вагонов ВГ-1,0;ВГ-1,0–1,4 ВГ-1,0,ВГ-1,4–1,6 ВГ 1,0−1,4
Колея, мм      
Грузоподъемность, т   7,5  
Тип электродвигателя А-81–6-Щ2 АРП-73–4 АО2–51–6
Основные размеры      
(длина х ширина х высота), мм 9640x2468x2200 4220x3622x3680 2682x2230x1000
Масса, кг      

Изготовитель – Карагандинский машиностроительный завод, разработчик − ЦНИГРИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: