Для транспортировки грузов применяются: конвейеры, рельсовый монорельсовый, гравитационный и моноканатный транспорт, самоходные вагонетки.
В геологоразведочной практике в основном применяется рельсовый транспорт. Конвейеры находят применение чаще при ступенчатой погрузке породы в забое. Имеются отдельные случаи применения монорельсового и моноканатного транспорта.
Рудничные рельсы выпускаются марок Р-10; Р-15; Р-18; Р-24; Р-33 и Р-38 и имеют массу 1 м: 10, 15, 18, 24, 33 и 38 кг. Выбор типа рельсов зависит от массы подвижного состава, величины грузопотока, способа откатки. Рельсы укладываются на шпалы, которые располагаются одна от другой на расстоянии 0,7–1 м. Шпалы на 2/3 заглубляются в балластный слой или в почву выработки. Шпалы изготовляются из сосны, кедра, пихты, лиственницы и представляют собой брусья шириной по нижней постели 190–230 мм и толщиной 120–140 мм. Для временного пути в забойной зоне вместо деревянных шпал могут применяться металлические ленты, швеллеры, отрезки рельсов.
|
|
Для откатки составов по горизонтальным горно-разведочным выработкам применяют в основном аккумуляторные электровозы (табл. 83).
Таблица 83
Параметры | Тип электровоза | |||||
Аккумуляторные | Контактные | |||||
АК-2У* | 4,5АРП-2М* | 5АРВ-2М* | АРП-7, АРВ-7 | К10 | 7КР1У* | |
Сцепная масса, кН | ||||||
Колея, мм | 600; 900 | 600; 900 | 600; 900 | 600; 900 | 600; 750; 900 | |
Скорость, км/ч | 3,45/3,95 | 4,39 | 4,35 | 11,4 | 18,0 | 10,5 |
Мощность, кВт | 2,45/4 | 2x6 | 2x6 | 2x10 | 10,2 | |
Сила тяги, кН | 2,24/3,3 | 2,3 | 4,8 | 16,8 |
Продолжение табл. 83
Жесткая база, мм | ||||||
Минимальный радиус вписывания, мм | - | |||||
Основные размеры, мм: | ||||||
длина по буферам | ||||||
ширина | - | |||||
высота | - | - | - |
Примечание. Звездочкой обозначены типы электровозов, снятые с производства.
С достаточной для практики точностью расчет электровозной откатки можно выполнять следующим образом.
1. Число вагонеток по условиям сцепления при трогании груженого состава на преобладающем (среднем) уклоне:
где Р и Р c – полная и сцепная масса электровоза, т; G и G о – масса вагонетки и груза, т; φ – коэффициент сцепления колес с рельсами (при трогании с места φ = 0,24; при движении φ = 0,17); ω2 n – пусковое сопротивление движению электровоза, Н; ω эл − пусковое сопротивление движению груженой вагонетки (принимается на 50% больше ходового сопротивления), Н/т; i ср = 30 – 50 Н/т – сопротивление от среднего уклона; а п – ускорение при пуске (принимается 0,03 – 0,05 м/с2).
Удельное ходовое сопротивление груженых вагонеток при их грузоподъемности 1, 2 и 3 т составляет соответственно 90, 80 и 70 Н/т, а для порожних вагонеток оно равно 110, 100 и 90 Н/т.
|
|
2. Число вагонеток груженого состава по условиям нагрева тяговых двигателей:
где ωлx – ходовое сопротивление движению груженых вагонеток, Н/т; F эл– длительная сила тяги электровоза (принимается по технической характеристике электровоза), Н.
3. Число рейсов электровоза в течение смены:
т р= 3600 Т см/ t з.с,
где Т см – продолжительность работы электровоза в смену, ч; t з.с– продолжительность замены состава.
4. Потребное число электровозов:
п эл= KV / A см ,
где К =1,25 – коэффициент неравномерности выдачи горной массы; V − масса выдаваемого груза, т; А см − производительность электровоза в смену (А см= n в G m р).
5. Потребное число вагонеток на массу породы V, отбиваемой за цикл:
где q в – вместимость вагонеток, м3; k нв = 0,9–0,95 – коэффициент наполнения вагонеток; l – глубина шпуров, м; k p – коэффициент разрыхления горной массы; η − коэффициент использования шпуров.
Среднее расстояние откатки в одном направлении:
l ср= l n/2+ l пр+ l отв ,
где l ср − проектная длина выработки, м; l пр − пройденная длина выработки, м; l отв − длина отвала, м.
Продолжительность движения с грузом и порожняком, мин, в течение одного рейса:
где l ср – средняя длина откатки, км; vх – скорость движения вагонетки, км/мин.
Для разгрузки рудничных вагонеток с глухим кузовом применяют круговые, лобовые и боковые опрокидыватели. В круговых опрокидывателях рудничная вагонетка поворачивается вокруг продольной оси. В лобовых – разгрузка происходит через лобовину при закатывании в него вагонеток. В боковых опрокидывателях груз высыпается через боковую стенку благодаря наклону вагонеток.
По назначению круговые опрокидыватели разделяют на три типа: тип НС – для разгрузки нерасцепленных составов по одному или два вагона одновременно; PC − для разгрузки по одному или по два вагона расцепленного состава при самокатном обмене вагонов в опрокидывателе и РГП – для разгрузки вагонов расцепленного состава и с принудительным обменом вагонов в опрокидывателе.
Таблица 84
Техническая характеристика круговых опрокидывателей | ||||
Тип опрокидывателя | Тип разгружаемой вагонетки | Колея, мм | Длительность цикла работы, с | Диаметр барабана, мм |
ОК-1В-0,7НС | ВГ-0,7 | |||
ОК-2В-0,7 НС | ВГ-0,7 | |||
ОК-1Н-1,2НС | ВГ- 1,2 | 600–750 | ||
ОК-2В-1,2НС | ВГ-1,2 | 600,750 |
Продолжение табл. 84
ОК-1В-0,7РС | ВГ-0,7 | |||
ОК-1В-1,2РС | ВГ-1,2 | 600,750 | ||
ОК-2В-1,2РС | ВГ-1,2 | 600,750 | ||
ОК-1–0,7РГП | ВГ-0,7 | |||
ОК-1–1,2РГП | ВГ-1,2 | 600,750 |
Примечание. Изготовитель – Новокарагандинский машиностроительный завод.
Техническая характеристика боковых опрокидывателей
Тип опрокидывателя | БОК-1М | БОК-2М | ОВ |
Тип вагонов | ВГ-1,0;ВГ-1,0–1,4 | ВГ-1,0,ВГ-1,4–1,6 | ВГ 1,0−1,4 |
Колея, мм | |||
Грузоподъемность, т | 7,5 | ||
Тип электродвигателя | А-81–6-Щ2 | АРП-73–4 | АО2–51–6 |
Основные размеры | |||
(длина х ширина х высота), мм | 9640x2468x2200 | 4220x3622x3680 | 2682x2230x1000 |
Масса, кг |
Изготовитель – Карагандинский машиностроительный завод, разработчик − ЦНИГРИ.