Глава 8. Психофизиологические возможности человека
Контрольные вопросы
1. Нужно ли студенту готовиться к предстоящей лекции?
2. Что необходимо включать в конспект лекции?
3. Каких ошибок следует избегать при чтении монографии, учебника?
4. Проверь, с какой скоростью ты читаешь.
5. Какие различают три формы выписывания?
6. Чем электронный учебник отличается от электронной хрестоматии?
7. Назовите основное правило подготовки к сессии.
8. Что нужно помнить при подготовке к экзамену?
9. Нужно ли учить материал «до последнего момента» перед экзаменом?
10. Какой режим дня должен быть в период сессии?
11. Сколько времени отводить в день на самостоятельную работу?
12. Что включает самостоятельная домашняя работа студента?
13. Достаточно ли лекций для глубокого изучения дисциплины?
Умственный труд имеет свои особенности, которые, к сожалению, не всегда способствуют сохранению здоровья, особенно тех, кто без должного внимания относится к этому виду деятельности, не бережет свое здоровье, не занимается профилактикой возможных последствий напряженного, эмоционального труда.
|
|
Психофизиологические возможности человека
Умственный труд имеет свои особенности, которые, к сожалению, не всегда способствуют сохранению здоровья, особенно тех, кто без должного внимания относится к этому виду деятельности, не бережет своё здоровье, не занимается профилактикой возможных последствий напряженного, эмоционального труда.
Здоровье - это нормальное состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности и состояние физического и психического комфорта.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется не только как отсутствие болезней или физических и психических дефектов и отклонений, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Основные критерии общего здоровья:
· структурная и функциональная сохранность органов и систем;
· свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;
· сохранность привычного самочувствия.
Критерии психического здоровья (по ВОЗ):
· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
чувство постоянства и идентичности, переживаний в однотипных ситуациях;
· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
|
|
· соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
· способность планировать и оптимально реализовывать собственную жизнедеятельность;
· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Тем, кто решил посвятить себя интеллектуальному труду, необходимо заняться своим здоровьем. Начать нужно с полного обследования и определения исходного уровня здоровья. Нарушения слуха, зрения, заболевания пищеварительного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, проблемы с опорно - двигательным аппаратом, эндокринные заболевания, нервные заболевания, неустойчивая психика – всё нужно учитывать перед тем, как приступить к освоению профессии интеллигента. Наличие заболеваний диктует индивидуальный режим занятия умственным трудом, усиленную профилактику, периодическое обследование и лечение.