Тема 1.2 Методология психодиагностики (2 ч.)

Семинарское занятие 2

Вопросы для обсуждения:

1. Критерий объективности в психодиагностике.

2. Понятие свойства и измерения в психологии

3. Связь психодиагностической методики и результатов психодиагностики с определенной философской теорией.

4. Понятие методологии. Необходимость теоретического исследования перед применением психодиагностических методик.

5. Понятие парадигмы и ее роль в практической психодиагностической работе.

литература

1. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов Москва, Ростов-на-Дону, 1996

2. Шадриков В.Д. Деятельность и способности.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва. МГУ. 1971.

4. ярошевский М.Г. История психологии. Москва, 1976.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей М., 1995

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.

7. Поппер К. «Объективное знание. Эволюционный подход».

8. Кун Т. «Структура научных революций».

9. Имре Лакатос «Фальсификация и методология
научно-исследовательских программ».

Г. Задания для самостоятельной работы

Задание 1

Цель задания – выделение закономерностей становления и развития психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины

Содержание задания – студент должен подготовить реферат (или электронную презентацию) о вкладе того или иного психолога в становление психолого-педагогической диагностики.

Особенности выполнения – реферат должен содержать краткую биографическую справку о выбранном авторе, перечень его основных научных работ, конкретный вклад в развитие психодиагностики (теоретический, методологический или методический).

На что следует обратить особое внимании при выполнении задания

· Реферат следует представить с учетом общих требований: содержание, введение, основное содержание, заключение, список использованной литературы;

· реферат можно выполнять либо в традиционном виде, либо в виде электронной презентации.

Критерии оценки - выполнение задания в соответствии с вышеописанными требованиями оценивается в 1 балл, наличие электронной презентации – 2 балла.

. Рекомендуемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование / под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982 г.

2. Бурлачук Л.Ф. Псходиагностика, СпБ., 2003 г.

3. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М., 1981 г.

4. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики – М., 1989 г.

5. Психологическая диагностика / под ред. К.М.Гуревича – М., 1981 г.

6. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.- Киев, 1989 г.

7. Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития– Прага, 1978 г

8. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики.- М., Ростов/Д, 1996 г.

Задание 2 «Составление терминологического словаря по курсу»

Цель задания – овладение основными понятиями курса.

Содержание задания – студент должен составить терминологический словарь, выбрав основные понятия дисциплины (не менее тридцати понятий).

Особенности выполнения – к каждому термину должно быть подобрано развернутое определение со ссылками на литературный источник, из которого оно взято.

Например: «Психодиагностика – это наука и практика постановки

психологического диагноза» (А.А. Бодалев, В.В. Столин

Общая психодиагностика, - С-Пб, 2002. Стр.9).

На что следует обратить особое внимании при выполнении задания

· при разной трактовке одного и того же термина в нескольких источниках, следует представить все определения;

· словарь можно вести либо в алфавитном порядке, либо по темам.

Критерии оценки - выполнение задания в соответствии с вышеописанными требованиями оценивается в 1 балл.

Рекомендуемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование / под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982 г.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика – С-Пб., 2002 г.

3. Бом Э. Руководство по психодиагностике. – М., 1977 г.

4. Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии – 1976 г., № 4. С. 16-30.

5. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М., 1981 г.

6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.,1984 г

7. Ян тер Лаак Психодиагностика: проблемы содержания и методов. Москва-Воронеж, 1996 г.

8. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1990 г.

9. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М., 1984 г.

10. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики – М., 1989 г.

11.Психологическая диагностика / под ред. К.М.Гуревича – М., 1981 г.

12.Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов-на-Дону, 2004

13.Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.- Киев, 1989 г.

14.Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития– Прага, 1978 г

15.Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики.- М., Ростов/Д, 1996 г.

Д. Контрольные вопросы

1. Почему психодиагностика появилась как самостоятельная научная дисциплина только в начале 20 века?

2. Какой вклад в становление психодиагностики внесло развитие экспериментальной, дифференциальной и прикладной психологии?

3. По каким направлениям шло развитие психодиагностики?

4. Какие этапы прошла в своем становлении тестология?

5. Перечислите основные этапы развития психодиагностики в России

6. В чем основные причины кризиса в развитии психодиагностики в России?

7. В чем основное различие теоретической и практической психодиагностики?

8. Перечислите основные характеристики объекта психодиагностики

9. По каким классификационным признакам отличаются основные диагностические ситуации?

10. Перечислите возможные основания выделения нормы

Е. задания для самопроверки усвоения материалов модуля

Инструкция:прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный.

1.Тест свободных словесных ассоциаций, в котором экспериментатор по

очереди открывал испытуемому список из 75 слов, предлагая ему отвечать на слово раздражитель первой пришедшей в голову ассоциацией, связан с именем

А) З.Фрейда

Б) П.Анохина

С) Б.Зейгарник

Д) Ф.Гальтона

2. Первый тест интеллектуального развития был предложен

А) Ф.Гальтоном

В) А.Бине и П.Симоном

С) В.Штерном

Д). З.Фрейдом

3. Применение тестов в России было запрещено:

А) в 1936 г.

В) в 1957 г.

С) в 1914 г.

Д) в 1941 г.

4. Появление психодиагностики не связано с таким направлением психологии как:

А) Экспериментальная психология

В) Инженерная психология

С) дифференциальная психология

Д) практическая психология

5. Определите последовательность появления психодиагностических методов:

А) тесты достижения, В) проективные методы, С) групповые интеллектуальные тесты Д) тесты специальных способностей, Е) индивидуальные интеллектуальные тесты

6. Тест Бине-Симона рассчитан на детей следующего возраста:

А) от 6 лет

В) от 12 лет

С) – от 18 лет

Д) от 3 лет

7. В каких направлениях шла психодиагностика в России в 30-е годы:

А) диагностика уровня умственного развития и диагностика профессиональной пригодности

В) диагностика уровня умственного развития и индивидуальных особенностей

С) диагностика уровня умственного развития и готовности к школе

Д) диагностика профессиональной пригодности и индивидуального стиля деятельности

8. Объективный метод психодиагностики появился благодаря работам в области:

А) дифференциальной психологии

В) практической психологии

С) экспериментальной психологии

Д) психотехники

9. Термин «Дифференциальная психология» был предложен

А) В.Штерном

В) Ф.Гальтоном

С) З.Фрейдом

Д) А. Бине

10. Тесты «Альфа» и «Бета» это:

А) тесты специальных способностей

В) групповые интеллектуальные тесты

С) проективные тесты

Д) тесты достижений

Ж. Задания для самопроверки усвоения материала модуля

Инструкция: прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный.

11. Широкий класс объектов, которым выносится единый диагноз, это

А) диагностическая категория

В) психодиагностический фактор

С) диагностический признак

Д) объект диагностического познания

12. Психодиагностическая ситуация, когда испытуемый является инициаторов и адресатом психодиагностического обследования – это ситуация

А) отбора

В) консультации

С) аттестации

Д) принудительного обследования

13 Уровень развития свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым, это

А) статистическая норма

В) идеальная норма

С) социокультурная норма

Д) индивидуальная норма

14. Какое из направлений специальной психодиагностики решает задачи выявления уровня психического развития и его потенциальных возможностей

А) клиническая психодиагностика

В) спортивная психодиагностика

С) педагогическая психодиагностика

Д) профессиональная психодиагностика

15. Взаимодействие психодиагноста с обследуемым, опосредованное методиками и направленное на постановку диагноза, это

А) психодиагностическое исследование

В) психодиагностическое обследование

С) психодиагностический процесс

Д) психодиагностическая задача

16. Глубинные, обобщенные признаки объекта психодиагностики, это

А) диагностическая категория

В) психодиагностический фактор

С) диагностический признак

Д) объект диагностического познания

17. Внешне выраженные признаки объекта психодиагностики, это

А) диагностическая категория

В) психодиагностический фактор

С) диагностический признак

Д) объект диагностического познания

18. Психодиагностическая ситуация, когда обследуемый самостоятельно принимает участие в обследовании, но результаты используются другими – это ситуация

А) отбора

В) консультации

С) аттестации

Д) принудительного обследования

19. Средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду характеристик – это

А) статистическая норма

В) идеальная норма

С) социокультурная норма

Д) индивидуальная норма

20. Исследование индивидуальных особенностей в их соотношении с профессиональной деятельностью – задача

А) клинической психодиагностики

В) спортивной психодиагностики

С) педагогической психодиагностики

Д) профессиональной психодиагностики

Правильные ответы:

1- а, 2- в, 3 –с, 4 –с, 5 – в, 6 – в, 7 – с, 8 –а, 9 –а, 10 - д

11 – д, 12- в,1 3 – а), 14 – в, 15 - е, с, а, д, в.; 16 – д, 17 –а, 18 – с, 19 –а, 20- в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: