Принципы гуманитаризации технологического образования

Принцип научности обучения

Принцип прочности знаний учащихся

Этот принцип важен не в прямом восприятии слова «прочен» как «вечен». Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно, да еще и часто повторяется. Видный психолог и педагог С. А. Рубинштейн утверждал, что запоминание и воспроизведение во многом зависит от отношения личности к материалу.

Есть старая притча про Эйнштейна и Эдисона. Приходит раз Эйнштейн к Эдисону, а тот жалуется: никак не может найти себе помощника. Эйнштейн спрашивает, а что должен уметь помощник? Эдисон говорит: не уметь, я и сам все умею, а помнить он должен — все формулы по физике, все свойства металлов и тысячу еще всяких мелочей. К старости, говорит, память слабеть стала, вот и нужен такой помощник, чтобы, чуть что, мог сразу сказать. «Жаль, — говорит Эйнштейн, — не гожусь я к вам в помощники, ничего такого не помню. Но зачем, скажите на милость, все это помнить, когда есть справочники?» Самое смешное, что у Эдисона в самом деле была феноменальная память, а о забывчивости Эйнштейна было сложено немало анекдотов...

Можно привести ряд дидактических правил для реализации принципа прочности знаний: это и упражнения, нацеленные на закрепление проработанного ранее материала, и частота его повторения, и систематизация, и опытная проверка. Но в условиях нарастающей информационной насыщенности представляется, что подходы к прочности знаний могут изменяться. Актуальна целенаправленная деятельность учителя труда по выработке умения поиска и нахождения нужной информации.

Учитель поставлен в ситуацию, когда, с одной стороны, он не может не учитывать возрастные особенности аудитории, а с другой — не должен отходить от принятых научных и технических определений. Это непросто, особенно если учесть, что сложные для восприятия детьми аспекты нужно научиться излагать, не избавляясь от научной ценности материала. Кроме того, школьники должны владеть общепринятой терминологией.

Грамотно использовать принцип научности в своей работе сможет только профессионал. Именно такой специалист просто, понятно и доступно объяснит школьнику сложную технологическую ситуацию, найдя предельно доходчивые примеры.

Завершая рассказ о дидактических принципах, следует подчеркнуть, что это — инструменты учителя, в том числе на уроках труда, позволяющие грамотно организовать современный учебный процесс для достижения поставленных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: