Композиция. Законы композиции

Упражнения-задания на развитие воображения

Формирование эстетического отношения к природе

Работа в этом направлении сегодня уже не может строиться лишь с формулировкой типа «воспитание у студентов любви и бережного отношения к природе». Такая формулировка практически ничего не определяет в смысле конкретного вклада той или иной учебной дисциплины в это важное дело. Вместе с тем изготовление поделок из природных материалов на практических занятиях на самом деле не обеспечивает воспитания любви к природе. Не спасают положения и беседы о важности бережного отношения к природным объектам, а также использование проникновенных пейзажей и прочей наглядности. Такая работа остается достаточно поверхностной.

Нельзя признать приемлемыми и такие шаги, когда с целью усиления «экологической ноты» в занятия включается сугубо природоведческий материал; каждая учебная дисциплина имеет собственное содержание, в рамках которого и должны решаться все возможные и необходимые задачи. На практических занятиях можно использовать такие сведения из области гармоничного устройства мироздания, какие больше всего относятся к содержанию именно этого учебного предмета и не могут быть включе­ны в содержание любой другой дисциплины. «Природа пользуется определенными приемами», благодаря которым ее объекты и вся она в целом становятся красивыми и целесообразными.

С первых же занятий нужно формировать соответствующую установку сознания, руководствуясь которой студенты постепенно вырабатывают у себя определенное направление мышления и в дальнейшем смогут самостоятельно отбирать и интерпретировать нужную информацию. Там, где это возможно, подчеркивается, что человек-творец учится у Природы; ведь многое из того, что люди пытаются конструировать, не просто сопоставимо с природными объектами, но уже давно создано природой и при этом так разработано, что мы можем любоваться ее формами, красками, восхищаться хорошо продуманными конструкциями.

Подчеркнем еще раз, что работа ведется не в форме нравоучительных бесед, а через рассматривание убедительных и уместных фактов и органично связывается с практической деятельность. Скажем, когда студенты выполняют декоративные композиции из разных материалов, они стараются передать в изделии хотя бы ту внешнюю гармонию, которую заложила в свои творения природа. Для этого обязательно следует использовать такую наглядность, которая позволяла бы сопоставлять их декоративные образы с природными аналогами.

Совершенно бессмысленно делать такую работу, как копирование ус­ловного образца. Задача заключается в том, чтобы помочь студентам понять: 1) не из всего можно сделать все; 2) работа будет интересной лишь в том случае, если ты сумеешь подметить в знакомом всем объекте что-то свое и по-своему это выразить. При выполнении поделок из природных материалов в арсенал образовательно-воспитательных средств добавляется очень существенный момент: вдумчивое рассматривание, любование формами природы и особенностями устройства. Речь идет, конечно, не о любовании типа: «Полюбуйтесь, как красиво!», которое почти никогда не затрагивает нужных чувств, а о том, чтобы поставленная практическая задача без лишних призывов могла привлечь внимание детей к тем подробностям, за которыми, возможно, и скрыты еще не познанные законы. Например, на занятии по изготовлению плоскостных и объемных композиций из природных материалов отказываемся от такого приема, когда, копируя образец, все изготавливают из одинаковых деталей одинаковые изделия. В этом случае можно сформировать абсолютно равнодушное отношение к тем природным объектам, с которыми студенты работают: ведь точно так же можно изготавливать поделки из деталей «Конструктора» и т.п. Но если сформулировать задание так, чтобы они попытались «угадать» в отдельной шишке, коряге, камешке, листочке и пр., «кто в них спрятан», и объяснить, по каким признакам можно об этом догадаться, то каждый будет внимательно рассматривать все особенности формы, фактуры, цвета предмета, чтобы «превратить» его в соответствующий образ. Такая постановка задания нацелит не на эгоистическое «использование» природы, а на ее познание.

Для развития воображения предлагается рассмотреть природные материалы, закрыть глаза, ощупать материалы и представить образ, который может возникнуть в воображении.

Начнем с более простых по технологии заданий - аппликаций из засушенных растений. Причем сначала сделайте такие работы, где листочки остаются листочками, травинки травинками и т.д. Внимательно рассмотрите их форму, окраску, учитесь подбирать материалы, составлять выра­зительные композиции. Выполнение подобных заданий не может идти механически, а требует вдумчивого изучения природных объектов. Например: выполнить композицию «Листопад», «Осень в горах».Возможно использование музыкального ряда.

На следующих занятиях на основе освоенной технологии (используя те же приемы приклеивания засушенных растений, а также полученные знания о композиции) студенты будут уже «превращать» природные материалы в другие образы - по ассоциации. Главное на этом этапе - привлечь внимание к чувственно воспринимаемым признакам природных материалов и продемонстрировать, что именно из них и возникает художественный образ. Прежде всего, все вместе выполнят 2-3 упражнения: учитель по очереди показывает засушенные листочки, по-разному их поворачивает, а дети называют, на что они похожи в разных положениях. Затем на нескольких образцах-аналогах следует показать детям, как можно усилить образ, подобрав дополнительные детали из других природных форм, как составить выразительную композицию. В таких работах придется очень внимательно вглядываться во все детали элементов; разрезать или обрезать их запрещается, можно только подбирать и комбинировать.

Перед работой повторяются правила по технике безопасности при работе с клеем.

Под композицией (от лат. compositio - составление, связывание) понимается расположение различных форм в пространстве и на плоскости в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Композиция - строение, взаимосвязь частей, обеспечивающая целостность и структурность изображения.

1-й закон композиции - Закон целого.

Главное в законе - неделимость композиции, невозможность воспринять ее как механическую сумму самостоятельных частей, невозможность внести изменения без ущерба для самой работы. Попросту говоря, ни убавить, ни прибавить, - вот это и есть критерий целостности в композиции.

Положите лист перед собой. Он прямоугольный, вытянут по горизонтали (или вертикали, все в вашей власти) и сам по себе смотрится цельным и безупречным. При этом лист имеет размеры, рамки, определенное соотношение сторон. Таким образом, он уже этими характеристиками начинает диктовать характер будущей композиции.

Проведите горизонтальную линию через весь лист.

Если вы нарисовали черту в нижней трети горизонтального листа - вы стоите среди заснеженной тундры. Впереди и вверху - огромное, сумрачное, бесцветное небо. Под ногами холодная и враждебная земля цвета неба. Только в еле различимой дали видна черная линия: горизонт. Туда ведет ваш путь.

Если черта в верхней трети - маяк на скалистом мысу, разрезающем океан, и вы на башне маяка, на самой верхней площадке. Под вами и впереди вас пугающая бездна, океан кажется бесконечным, и только далеко, у самой верхней кромки видимого вами мира, резкая грань горизонта. Оттуда идет корабль.

Вот такие ассоциации можно вызвать в своем воображении, пристально рассматривая всего лишь одну линию, разделившую лист бумаги на неравные части. Именно отношения этих частей способны по-разному влиять на наше восприятие.

2-й закон композиции - Закон пропорций.

Закон определяет отношения частей целого друг к другу и к самому целому. Понятнее его действие станет, если мы попробуем одно из полей плотно заштриховать. А еще добавим несколько темных фигур на светлом поле. Четкие очертания позволяют уловить разницу в размерах, а тем самым некую иерархию наших объектов. Усложним ситуацию: вклеим несколько белых фрагментов на темном поле. Перекрашиваем все в серый цвет! Сделав все сплошь серым, мы как бы отключили напряжение в нашей композиции. Что такое напряжение? Правильно, разность потенциалов между полюсами. В данном случае полюсами у нас были белое и черное. И громадное расстояние от белого к черному, от большего к меньшему, как раз и создавало то самое напряжение, которое, как известно, является первой главной характеристикой электротока. Есть напряжение - есть движение, свет, музыка, кипит чайник, верещит игровая приставка и т.д. То же самое происходит в изображении. Есть контрасты - есть движение, есть жизнь!

3-й закон композиции - Закон контраста.

Именно он отвечает за выразительность, наполненность наших изображений, именно благодаря ему наш взгляд или цепляется за картину, рисунок, сверстанную страницу - или равнодушно скользит дальше.

Вспомним диалектику, закон единства и борьбы противоположностей. Наряду с такой важнейшей сущностью контрастов, как их резкое противопоставление, им присуща другая важнейшая сущность - стремление к единству. Вспомним восточную монаду Инь-Ян. Противоположные начала слиты в неразрывном единстве и могут существовать только так, отталкиваясь-притягиваясь. Разъятая монада теряет свой смысл, свою наполненность и свое движение, теряет саму жизнь! Если музыку характеризуют 2 основных параметра: мелодия и ритм, то в искусстве роль мелодии выполняет цвет, а роль ритма тоже ритм.

4-й закон композиции - Закон ритма.

Этот закон отвечает за первое впечатление от изображения: или оно сразу вызовет в нашем восприятии некий резонанс, как хороший камертон, или в нем мы почувствуем дребезжание Федориного корыта, которое путешествует по горам, по долам, полное немытой посуды.

5-й закон композиции - Закон главного в целом.

Этот закон last, not least последний по упоминанию, но не по значимости. Без соблюдения данного закона все остальные просто не будут иметь смысла! Как ветви вокруг ствола, все составляющие вашего целого должны объединяться вокруг главного смысла работы, некоей конструктивной идеи.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми обладают пространственные и плоскостные формы. Сюда входят: вид формы, ее величина, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень). Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т.д. Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае.

Соотношение форм по геометрическому строению. Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной - относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине.

Соотношение форм по величине. Соотношения форм по фактуре. Под фактурой понимается характер поверхности предметов.

Соотношения форм по цвету. Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции.

Соотношения форм по положению в пространстве. Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация.

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве. Различают перспективу линейную и воздушную.

Вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета. Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);

оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);

красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);

фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);

синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);

зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);

белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);

черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение аппликаций из засушенных растений

2. Нарисовать 5 эскизов данного вида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: