- Организационное поведение как наука
- История и этапы становления организационного поведения.
- Личность
- Группы, их определения и классификация; общие характеристики групп.
- Разновидности групп в организациях.
- Условия появления неформальных отношений и групп в организации.
- Стадии формирования неформальных групп.
- Факторы, влияющие на создание групп.
- Лидерство
Организационное поведение как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, в рамках которой исследуются различные явления и процессы, охватываемые большим объемом специфических понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами
Рассмотрим 2 подхода к понятию «орг. поведение»
1) Само понятие «поведение» (свойство человека)
Поведение – это система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде.
2) в центре- «организация», её структура, взаимосвязи, её контакты.
Орг. поведение - область знаний, дисциплина, изучающая поведение людей и групп в организациях с целью нахождения наиболее эффективных методов управления ими для достижения цели организации. О.п. занимается формированием поведенческих моделей, разработкой навыков управления поведением, практическим использованием получен. навыков.
|
|
Основными. практическими задачами О.п. являются:
- формирование базовых теоретических представлений о поведении человека в организации.
- определение путей повышения эффективности труд. деятельности чел. как в индивидуальном, так и в групповом режиме.
- изучение методов описания работников и группы,
- выработка организационной культуры и управленческого имиджа.
Цели ОП как науки:
- систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях в процессе труда.
- объективное объяснение причин поступков индивидов и групп в определенных условиях.
- прогнозирование поведения работника в будущем.
- овладение навыками управления поведением людей в процессе труда.
Факторы, формирующие о.п.:
- люди
- организационная структура
- технология
- внешняя среда организации
. Поведение индивидов в значительной степени определяется целями и задачами, которые ставит перед собой организация, и теми требованиями, которые она предъявляет к личности. Человек, пришедший на работу в организацию, принимает на себя целый ряд ограничений своего поведения, диктуемых регламентом, нормами этой организации, корпоративным кодексом поведения.
Сущность «организационного поведения» (ОП) состоит в систематическом научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное выполнение поставленных задач и функционирование организации в целом с учетом воздействия внешней среды. ОП предполагает изучение и формирование поведения индивидов и групп для достижения целей организации и повышения эффективности ее деятельности. Современный подход к ОП основан на признании приоритетной роли личности, ее знаний и навыков для развития организации.
|
|
ОП представляет собой мультидисциплину, поскольку использует принципы и методы, заимствованные у других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента, управления персоналом. В свою очередь, ОП представляет собой основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин.
Предметом ОП выступают отношения управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных способов воздействия в условиях конкурентной среды.
В ОП рассматриваются следующие виды отношений:
• отношения кооперации, которые базируются на разделении труда;
• отношения власти и управления, соподчиненности и зависимости;
• отношения собственности;
• непроизводственные отношения, т. е. отношения, которые устанавливаются в неформальных группах и либо продолжают основные направления ОП, либо противоречат им.
ОП регулирует мотивационную среду поведения личности, формы организации и функционирования отдельных субъектов хозяйствования, поведение группы и отдельной личности.
«Древнекитайский рецепт управления людьми».
Голодными управлять легче, чем сытым, голодные хотят хлеба, а что хотят сытые сразу не скажешь; бедными управлятьть легче чем богатыми, бедным нужны деньги, а что нужно богатому сразу не скажешь;одинаковыми людьми управлять легче чем разными.