Часть 2. Современные философские проблемы военной науки

Классические работы (Общие проблемы философии науки)

Регламент кандидатского экзамена

Вопросы кандидатского экзамена

Использование технологии промежуточного тестирования.

Примерные варианты тестовых заданий

  • Первая научная революция имела место

А) в 5 в. до н.э. В) в 13 в. С) в 16 в. Д) в 18 в.

  • Понятие «парадигма» ввел в философию науки

А) О.Конт В) К. Поппер С) Б. Рассел Д) Т. Кун

  1. Наука в культуре современной цивилизации. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
  2. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
  3. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
  4. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
  5. Определение понятия «наука».
  6. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
  7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
  8. Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
  9. Восточная преднаука.
  10. Генезис науки. Античная наука.
  11. Наука в Средние века.
  12. Наука эпохи Возрождения. Первая научная революция.
  13. Наука Нового времени 17 в.
  14. Рождение классической науки.
  15. Наука в эпоху Просвещения 18.в
  16. Особенности развития науки в 19 в.
  17. Понятие «научная революция». Проблемы типологии научных револю­ций.
  18. Союз науки и философии в рамках марксистской философии.
  19. Становление социальных и гуманитарных наук.
  20. Структура научного знания: эмпирический уровень научного знания.
  21. Структура научного знания: теоретический уровень научного знания.
  22. Основания науки. Философские основания науки.
  23. Метатеоретический уровень научного знания.
  24. Неклассическая наука: общая характеристика.
  25. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.
  26. Исторические типы научной рациональности.
  27. Постнеклассическая наука: общая хараетеристика.
  28. Достижения и противоречия научно-технического прогресса.
  29. Наука и ненаучное знание.
  30. Традиции и новации в науке.
  31. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
  32. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
  33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
  34. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
  35. Экологическая этика и ее философские основания.
  36. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
  37. Проблемы экологической этики в современной западной философии.
  38. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
  39. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
  40. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
  41. Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института на­уки.
  42. Подго­товка научных кадров: достижения, проблемы, тенденции. Научные школы.
  43. Наука и экономика.
  44. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия).
  45. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).
  46. Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия.
  47. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
  48. Современные философские проблемы военной науки.
  49. Сущность и природа военно-научного познания.
  50. Специфика объекта и предмета военно-научного познания.
  51. Природа ценностей и их роль в военно-научном познании.
  52. Война и мир как базовые категории военно-научного знания.
  53. Время и пространство в военно-научном познании.
  54. Проблема рациональности и истинности в военно-научном познании.
  55. Объяснение, понимание, интерпретация в науках о войне и военном деле.
  56. Военная техника как объект военно-научного познания.
  57. Основные исследовательские программы военно-научного познания.
  58. Дисциплинарная структура и роль военных наук в процессе социальных трансформаций.
  59. История военных наук
  60. Предыстория военной науки: военные знания в Древнем мире.
  61. Военные знания и развитие военной теории в Средние века.
  62. Военная наука Нового времени.
  63. Военная наука Новейшего времени.
  64. Военная наука в России: зарождение, формирование, развитие (ХVII–ХVIII вв.).
  65. Особенности развития отечественной военной науки в ХХ столетии.
  66. Современное состояние отечественной военной науки и ее перспективы.
    • Для допуска к экзамену необходимо подготовить реферат по «истории военной науки», который оценивается записью: «зачтено» или «не зачтено».
    • Темы рефератов утверждаются на заседании той кафедры, где учится аспирант.
    • Выбранные темы должны ответствовать содержанию «Часть. 3» настоящей программы.
    • Реферат готовится в рамках часов, отведенных для самостоятельной работы.
    • Если реферат зачтен, аспирант допускается к устному экзамену по билетам, составленным на основе списка вопросов.
    • Для подготовки ответов на экзамене дается 30 минут.

Требования к реферату:

1. Оформление.

Объем –24 стр. Поля: слева, справа, сверху – 2 см., внизу –3 см. Кегль – 14, шрифт – Times, интервал – полуторный.

2. Реферат должен отвечать требованиям научной работы. Необходимо: введение, заключение, список литературы, оглавление. Определение объекта, предмета цели и задач исследования.

3. Титульный лист (по образцу).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература (Общие проблемы философии науки)

1. А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

2. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

3. Бессонов, Б. Н. История и философия науки.– М.,2009.

4. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

5. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

7. История и философия науки / под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. – М., 2011.

8. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

9. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

10. Кохановский, В.П. и др.Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов.– Ростов н/Д: Феникс, 2008.

11. Липкин, А.И. - Философия науки. Учебник - 2007.

12. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.

13. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

14. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени андидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. – М., 2006.

15. Степин, В.С. Философия науки: Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук.– М., 2006.

16. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

17. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

18. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

Дополнительная литература (Общие проблемы философии науки)

1. А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.

2. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.

3. В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г.

4. В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г.

5. В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.

6. Войтов, А.Г. История и философия науки. – М., 2007 г.

7. Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой - 2008.

8. Гайденко, П.П. К вопросу о генезисе новоевропейской науки - 2008.

9. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.

10. Классическая философия науки: Хрестоматия / ред. Пржиленский В.И. М., 2006.

11. Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г.

12. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание и динамика культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М., 2007.

13. Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г.

14. Наука в культуре. М., 1998 г.

15. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология (учебное пособие). М., 2006.

16. О бщие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей. Cост. и общ. ред. Н. В. Бряник. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2007.

17. Огородников, В.П. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов.– СПб., 2011.

18. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

19. П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.

20. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,

21. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.

22. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.

23. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.

24. Тавризян.Г.М. Философы XX века о технике и технической цивилизации.– М.,2009.

25. Хайек, Ф. фон Влияние естественных наук на науки общественные - 2006.

26. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г.

  1. Владимир Иванович Вернадский. URL: https://lib.ru/FILOSOF/WERNADSKIJ/mysl.txt
  2. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 1. - 1977.
  3. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 10. - 1977.
  4. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 2. - 1977.
  5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 3. - 1977.
  6. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 4. - 1977.
  7. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 5. - 1977.
  8. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 6. - 1977.
  9. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 7. - 1977.
  10. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 8. - 1977.
  11. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 9. - 1977.
  12. Кун, Т. - Логика и методология науки. Структура научных революций - 1969.
  13. Поппер, К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983.
  14. Поппер, К. Предположения и опровержения: Рост научного знания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова, Г. А. Новичковой. – М., 2004.
  15. Поппер, К. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия / Пер. с англ. И. В. Журавлева – М., 2008.
  16. Поппер, К. Объективное знание. Эволюционный подход / Пер. с англ. Д. Г. Лахути – М., 2002.

17. Фейерабенд, П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова. – М.., 2007.

  1. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. и нем. А. Л. Никифорова; общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского – М.: Прогресс, 1986. с.

19. Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. Пер. И. Н. Веселовского.– М.: Наука, 1967.

  1. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.– М., 1995.
  2. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Прил. к кн.: Кун Т. Структура научных революций.– М.: АСТ, 2001.
  3. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки.– М., 2008.
  4. Лакатос И. Наука и псевдонаука. (Выступление в радиопрограмме Открытого университета 30 июня 1973 г.).

Рекомендуемая основная литература

1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М, 1996.

2. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М, 1988.

3. Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

4. Клягин С.В. Новый образ науки в военно-социальных исследованиях. – М.: ВУ, 1997.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания - М.: Гардарики, 2003.

6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

7. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

8. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.

9. Томсон М. Философия науки. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с.

10. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М., 1999.

2. Бек У. Общество риска. М., 2000.

3. Ивин А.А. Социальная философия. М., 2003.

4. Микешина ЛА. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

5. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2003.

6. Сухотин А.К. Парадоксы науки.- М.: «Молодая гвардия», 1980.

7. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

8. Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии. №2, 1992

9. Новые идеи в философии науки и научном познании. - Вып.1. Екатеринбург, Наука, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: